Сельское хозяйство Молдовы является сектором производства, в значительной степени подверженным влиянию стихийных бедствий. Однако рынок страховых услуг в этом секторе практически отсутствует - доля страхования имущества в сельском хозяйстве составляет менее 2% в общем объеме страхования имущества по республике в целом, пишет издание.
Независимая Молдова,
23 декабря 2003 г.
Страхование урожая 5638 просмотров
Сельское хозяйство Молдовы является сектором производства, в значительной степени подверженным влиянию стихийных бедствий. Однако рынок страховых услуг в этом секторе практически отсутствует - доля страхования имущества в сельском хозяйстве составляет менее 2% в общем объеме страхования имущества по республике в целом. В то же время от состояния дел в сельском хозяйстве во многом зависит положение в экономике, да и в социальной сфере.
В разных странах, с целью обеспечения стабильного развития сельского хозяйства, применяются различные методы компенсации ущерба от стихийных бедствий. Эта компенсация осуществляется как в виде прямой помощи государства (Франция, Германия), так и в виде субсидирования страховых взносов, уплаченных сельскохозяйственными производителями при страховании производственных рисков (США, Канада, Испания). В последнее время предпочтение во многих странах отдается субсидированию страховых взносов, как более эффективному способу. Кроме того, субсидирование страхования сельского хозяйства находится вне ограничений Всемирной торговой организации, накладываемых на предоставление дотаций государства сельскохозяйственным производителям. Преимуществ субсидирования страхования перед прямым распределением дотаций хозяйствам, понесшим ущерб от стихийных бедствий, несколько. Во-первых, в формировании страховых фондов участвуют сельскохозяйственные производители и государство, что позволяет значительно увеличить размеры страховых выплат, а значит, и компенсировать в большей мере ущерб. Во-вторых, повышается роль профессиональных страховщиков (прежде всего частного капитала) в администрировании аграрными рисками. Так, контроль над соблюдением агротехнических требований, установление страховых случаев, оценка суммы ущерба и размера страховых выплат осуществляются страховыми организациями, которые будут расходовать на эти цели собственные, а не государственные средства. В-третьих, вовлечение в процесс страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей изменит их отношение к страховым фондам, как к "государственной подачке", которую не стыдно выбивать любыми средствами. В системе страхования производственных рисков компенсация ущерба не будет носить разовый характер и не будет зависеть от того, сколько средств можно было в пожарном порядке выделить из бюджета. В благополучные годы в фондах страхования накапливаются средства (поступлений больше, чем расходов), которые можно использовать в годы стихийных бедствий. Страхование способствует также привлечению инвестиций в отрасль. Например, банки охотнее будут кредитовать сельскохозяйственных производителей под залог будущего урожая, если этот урожай будет застрахован. Развитие рынка страхования в сельском хозяйстве сдерживается как низкой платежеспособностью хозяйств, так и высокими ценами на страховые услуги, предлагаемые страховыми организациями: страховые премии в 10 и более процентов от стоимости урожая оказываются "неподъемными" для крестьянских хозяйств и приводят к существенному повышению цен на продукцию сельского хозяйства. Разорвать этот порочный круг можно, как показывает опыт большинства стран, только путем создания механизма, который стимулировал бы развитие страхования в сельском хозяйстве при участии в этом процессе не только производителей сельскохозяйственной продукции и страховых организаций, но и государства. На первый взгляд, самым простым выходом было бы введение обязательного субсидируемого страхования урожая в сельском хозяйстве, и таким образом, можно было решить проблему охвата страхованием всех хозяйств, а также формирования необходимых страховых фондов. Однако, как уже отмечалось, ресурсы государства весьма и весьма ограничены и, скорее всего, нет возможности обеспечить такое субсидирование. Во-вторых, это будет выглядеть новым "налоговым бременем" для сельскохозяйственных товаропроизводителей, от которого они постараются уклониться. Да и опыт обязательного страхования колхозов показал, что платить должны были все, а компенсации получали только "избранные". В-третьих, обязательное страхование чаще всего жестко регламентирует порядок "взимания" страховых взносов (т. н. страховых премий), а получение страховых компенсаций остается на совести страховых компаний, которые, как показывает опыт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, более половины накопленных ресурсов не используют по целевому назначению, т. е. для возмещения потерь страхователей. Кроме того, обязательное страхование можно навязать сельскохозяйственным товаропроизводителям, но не частным организациям, которые работают с целью получения прибыли и не будут страховать хозяйства себе в убыток. Условия производства в сельском хозяйстве не так просты, как правила дорожного движения. Если можно в обязательном порядке установить определенный страховой сбор, скажем, с гектара пшеницы, то совсем не так просто установить случаи, когда страховщик обязан выплатить компенсацию. Так, нельзя автоматически признавать страховым случаем падение урожая ниже определенного уровня: это может явиться результатом как низкой агротехники (некачественные семена, плохие предшественники, сорняки и др.), так и неблагоприятных погодных условий (застрахованного риска). Да и сам прогнозируемый уровень урожайности требует тщательного учета конкретных обстоятельств производства, а также достижения согласия между хозяйством и страховщиком при заключении договора страхования. Попытки директивно "ввести" страхование урожая могут только дискредитировать идею страхования. Например, в Украине, где было введено обязательное страхование зерновых и сахарной свеклы, в прошлом году застраховал свой урожай только один процент хозяйств. Создание системы добровольного страхования урожая в сельском хозяйстве позволит, во-первых, обеспечить постепенное развитие этой системы и, во-вторых, формировать ее с учетом интересов как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и страховых организаций. Мировой опыт также говорит в пользу добровольного страхования рисков в сельском хозяйстве, при большем разнообразии методов взаимодействия государства и других участников страхования. Для развития добровольного страхования урожая необходимо стимулировать хозяйства, чтобы они видели в страховании не только новую "статью расходов", но и ощутили преимущества страхования агробизнеса. Скажем, в США, если фермер не участвует в программе страхования, он не получает компенсации и льготы от государства при потере урожая или доходов. Аналогичные рычаги есть и у нашего государства. Например, выделение средств из фонда субсидирования и стимулирования кредитования сельскохозяйственных производителей можно было бы распространить только на те хозяйства, которые застраховали свой урожай. Предоставление компенсаций со стороны государства и освобождение от налогов сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от стихийных бедствий, также допустимо только при условии, что они застраховали свой урожай. Общепринятым приемом стимулирования страхования является также отнесение страховых взносов, выплачиваемых хозяйствами, на себестоимость продукции, т. е. исключение их из суммы налогооблагаемых доходов. Учитывая, что банки и страховые организации заинтересованы в развитии страхования в сельском хозяйстве, они тоже могут предоставить ряд льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систематически страхующих урожай. Например, приняв застрахованный урожай в залог под выдаваемый кредит, банки могли бы снизить проценты по такому кредиту, как более гарантированному в случае возврата. Страховые организации могут снижать размеры страховых взносов для тех хозяйств, которые длительное время страховали урожай, но не получали страховых выплат и довести эти тарифы, скажем, до размера государственной субсидии, т.е. страхование становится для таких хозяйств практически бесплатным. Однако создание системы добровольного страхования в сельском хозяйстве не означает отсутствие государственного регулирования этого процесса. Тем более что речь идет о субсидировании государством страховых взносов, уплачиваемых хозяйствами. Если государство берет на себя обязательство уплаты части страхового взноса, то, естественно, оно вправе знать, насколько эффективно используются эти средства. В конечном счете, эти субсидии, или хотя бы основная их часть, должны "дойти" до сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде возмещения ущерба, понесенного в результате наступления страховых случаев. В этих целях необходимо законодательно установить четкий порядок определения стоимости застрахованного урожая, размера ущерба и выплаты страхового возмещения. Известно "искусство" наших страховых организаций отказываться от выплаты страхового возмещения под различными предлогами: макет договора страхования составляется, как правило, страховой организацией, и только она знает все "подводные камни", какие там заложены. Разумеется, не исключаются попытки и со стороны хозяйств получить незаконно страховое возмещение. И все же сельскохозяйственные товаропроизводители-страхователи находятся в далеко не одинаковых условиях со страховыми организациями. Последние, как правило, располагают квалифицированными юристами, умеющими хорошо отстаивать интересы страховых организаций. Положение сельскохозяйственных товаропроизводителей можно улучшить, по нашему мнению, путем разработки и утверждения примерного договора страхования производственных рисков в сельском хозяйстве. Примерный договор позволит производителям сельхозпродукции избежать грубых ошибок и искусственных конфликтов при заключении и выполнении договоров страхования и сделает доступным страхование для большинства хозяйств. Большое влияние на результаты производства (урожайность) оказывает соблюдение агротехнических условий (семена, удобрения, предшественники, уход за растениями и др.). Для устранения элемента неопределенности при страховании будущего урожая используются следующие методы: во-первых, установление определенных стандартов производства и включение их в условия страхования и, во-вторых, страховое покрытие устанавливается в определенной доле от прогнозируемого урожая. Основные агротехнические требования выращивания урожая для каждой культуры должны устанавливаться специализированными государственными органами, а их включение в договор страхования необходимо предусмотреть при субсидировании страховых премий. В связи с неизбежной неопределенностью размера будущего урожая, уровень его страхового покрытия составляет обычно 70%, т.е., хозяйство может получить страховое возмещение, если в результате наступления страхового случая, предусмотренного договором страхования, урожайность составит менее 70% по сравнению с учтенной в договоре. Такой подход позволяет хозяйствам снизить затраты на страхование и, одновременно, гарантировать себе возмещение на уровне произведенных затрат по выращиванию урожая. Размер средств, направляемых на субсидирование страхования урожая, будет зависеть в значительной степени от страховых тарифов, устанавливаемых в процентах к страховой сумме. Во всех без исключения странах, где осуществляется субсидирование страхования урожая, страховые тарифы регламентируются государственными службами, т.к. государство становится непосредственным участником такого страхования. Анализ колебаний урожайности сельскохозяйственных культур по хозяйствам республики показывает, что при страховании от ограниченного круга рисков эти тарифы должны составить 4-5% от стоимости урожая, т.е., от страховой суммы. Такой размер тарифов позволяет компенсировать ущерб от природных факторов, понесенный сельскохозяйственными производителями, и обеспечивает финансовую устойчивость страховых организаций. Финансовая устойчивость и платежеспособность организаций, практикующих страхование урожая, зависит как от размера накопленных ими ресурсов, так и направлений их размещения. Производственные риски в сельском хозяйстве значительно выше, чем в других областях страхования имущества, значит, и требования к размещению финансовых ресурсов страховщиков должны быть выше. Степень обоснованности страховых тарифов и направления размещения активов должны быть включены в перечень условий, выполнение которых необходимо для получения страховыми организациями права осуществлять страхование урожая с предоставлением субсидий. Необходимым условием для обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций является перестрахование, которое, путем передачи части застрахованного риска другому страховщику (перестраховщику), позволяет первому страховщику соблюдать требуемое соотношение между своими финансовыми ресурсами и его страховыми обязательствами. При перестраховании достигается более равномерное распределение рисков между страховыми организациями. Исходя из этих положений, перестрахование необходимо предусмотреть как обязательное условие, лишь при выполнении которого страховая организация может быть допущена к субсидируемому страхованию производственных рисков в сельском хозяйстве. Для того, чтобы приступить к развертыванию страхования производственных рисков в сельском хозяйстве, необходимо, кроме разработки законодательной и нормативной базы, о которой говорилось выше, оценить размер средств, необходимых для субсидирования страховых взносов и в состоянии ли бюджет страны взять на себя такую нагрузку. Учитывая ограниченные возможности субсидирования и отсутствие опыта такого страхования, следует начинать с минимального круга сельскохозяйственных культур и основных природных рисков, которым подвержено сельское хозяйство республики - например, страхование зерновых культур от засухи, а виноградников от града. Следует учесть и тот факт, что в странах где осуществляется субсидирование страховых взносов, страхованием охвачены не более 60% хозяйств, и страхованию подлежит, как правило, 60-70% прогнозируемого урожая. Если исходить из 40-процентного уровня бюджетного субсидирования страховых взносов, а также из того, что для развертывания системы страхования урожая зерновых культур и виноградников требуется не менее двух - трех лет, то для первого года субсидирования страхования надо выделить 10-12 млн. леев. Предварительные расчеты показывают также, что для субсидирования страхования производственных рисков выращивания основных сельскохозяйственных культур и страхования животных необходимо ежегодно выделять из бюджета ассигнования в сумме 50-60 млн. леев. Такой объем средств потребуется на четвертом или пятом году развития системы страхования, и это составит менее одного процента расходов бюджета. Результатом развития страхования будет повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, рост инвестиций в отрасль, что обеспечит интенсивное развитие сельского хозяйства, увеличение объемов производства в других отраслях экономики, и в конечном счете прирост доходов бюджета значительно превысит произведенные затраты. Разумеется, страхование не может заменить технический прогресс в отрасли, компенсировать недостатки ведения сельского хозяйства: отсутствие качественных семян, недостаточное количество удобрений и сельскохозяйственной техники и др. Но страхование как составная часть государственной сельскохозяйственной политики может и должно быть использовано для обеспечения стабильности развития аграрного сектора Республики Молдова, для привлечения дополнительных инвестиций в отрасль. Геогре МУНТЯН, эксперт Программы оказания помощи частным фермерам.
Вся пресса за 23 декабря 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 20 декабря 2024 г.
Стало известно, когда за отсутствие полиса ОСАГО начнут штрафовать по камерам
|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 20 декабря 2024 г.
Курултай Башкирии внес проект о страховании инспекторов рыбоохраны в ГД РФ
|
|
Рязанские новости, 20 декабря 2024 г.
Рязанцы стали больше страховать жизнь и здоровье
|
|
Молодежная газета, Уфа, 20 декабря 2024 г.
Башкирия внесла в Госдуму законопроект о страховании инспекторов рыбоохраны
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Защиту прав при заключении договоров страхования жизни усилят
|
|
Независимая уральская газета, 20 декабря 2024 г.
Госсобрание Башкирии внесло в Госдуму проект о страховании инспекторов рыбоохраны
|
|
Тренд, Баку, 20 декабря 2024 г.
В Азербайджане произведены страховые выплаты по лимонным, мандариновым и апельсиновым садам
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил законопроект о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
Средства застраховавших свою жизнь обезопасят на случай банкротства страховщиков
|
|
Известия Мордовии, Саранск, 20 декабря 2024 г.
Саранским аферистам, которые ради выплат ломали пальцы, пришлось вернуть деньги
|
|
Банковское обозрение, 20 декабря 2024 г.
Страховщики и экосистемы должны работать в формате win-win
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Доля десяти страховщиков-лидеров по показателю общих сборов за 9 месяцев увеличилась с 70,8% до 73,4%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Что такое онлайн-страхование и какие продукты страховщики предлагают детям?
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|