Росбалт-Юг, Ростов-на-Дону,
26 июня 2008 г.
Здоровье не купишь, а можно ли им спекулировать? 831 просмотр
В сфере оказания платных медицинских услуг населению лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) хаоса больше, чем порядка. Такой вывод можно было сделать из итогов обсуждения темы платных медуслуг на круглом столе, проведенном 25 июня общественной организацией «Ростовский союз защиты прав потребителей» совместно с ИА «Росбалт-Юг».
Согласно данным статистики и социологических опросов, за последние десять лет темпы роста суммарных расходов населения России на медицинские услуги и лекарства в несколько раз опережают темпы роста аналогичных расходов государства. Эти показатели свидетельствуют о росте спроса и предложения платных медуслуг. Серьезное увеличение спроса на платные медицинские услуги уже приводит к умножению числа частных клиник и врачебных кабинетов, оттоку профессиональных квалифицированных кадров в частную систему здравоохранения. Однако уровень качества оказания платных медицинских услуг, которые сегодня предлагают и в государственных, и в муниципальных, и в частных ЛПУ, далек от надлежащего. Об этом свидетельствуют проверки, проведенные в нынешнем году органами Росздравнадзора. По мнению руководителя территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области Вартана Трепеля, существуют три фактора, которые могут заставить руководителей ЛПУ обеспечивать надлежащий уровень качества оказания платных медуслуг. Это, во-первых, государственное регулирование и контроль, во-вторых, влияние механизмов гражданского общества и, в-третьих, конкуренция. Исходя из подведенных итогов и оценок, все эти три фактора на сегодняшний день работают далеко не эффективно. Хотя, по замечанию Вартана Трепеля, порядок оказания платных медуслуг в государственных лечебных учреждениях выше, чем, например, в муниципальных. Этот факт связывается с большим надзором областного минздрава над подведомственными учреждениями. А это значит, что потенциал к улучшению ситуации в отрасли в целом есть, нужны лишь чья-то воля и комплексные меры. Оказание платных медицинских услуг должно соответствовать нормативно-правовым актам: Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, основам законодательства об охране здоровья граждан, федеральному закону о защите прав потребителей и федеральному закону о медицинском страховании и постановлению правительства РФ об утверждении правил предоставления платных медуслуг медицинскими учреждениями. Основываясь на букве законов, можно выделить основные нарушения правил предоставления платных медуслуг населению. Это нарушения прав пациентов, установленных, прежде всего, законом о защите прав потребителей, нарушения прав граждан на бесплатную медицинскую помощь и нарушения прав медработников. Основные отклонения от законных норм – это так называемые общие нарушения. Так, гражданин, обратившийся в учреждение, должен иметь право на бесплатную доступную информацию о наименовании организации, режиме ее работы, местонахождении и месте государственной регистрации, наименовании зарегистрировавшего ЛПУ органа. В этом же ряду стоит требование предоставления информации об имеющейся лицензии на медицинскую деятельность, откуда можно было бы узнать о виде работы и услуг, оказываемых медучреждением, номер лицензии, сроки ее действия и информацию об органе, выдавшем лицензию. Вся эта информация должна быть наглядно выставлена для того, чтобы пациенты и любой интересующийся могли при желании с ней ознакомиться и понять – куда они пришли и за какой медпомощью. Нередко такой наглядной информации в медучреждениях, прежде всего частных, клиенту не предоставляют. Отсутствует во многих ЛПУ информация и о перечне платных медуслуг с указанием их ценовой стоимости – прейскурант. В некоторых лечебных учреждениях он не вывешивается вообще, а в других при проверках госорганов выясняется, что прейскурант был зарегистрирован годом или двумя раньше и с того времени не обновлялся. Не предоставляются пациентам и сведения об условиях предоставления и получения услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, и видах медицинской помощи, входящих в гарантированный перечень бесплатных медуслуг. Иными словами, пациент не всегда осведомлен – не подменяется ли платной медуслугой бесплатная, которую он может получить в этом же ЛПУ по гарантированному государством объему. При оказании платных медуслуг часто не оформляется договор или же он не оформляется должным образом. Так, не указываются условия получения платных услуг и сроки их получения, не оговариваются порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Кроме того, при составлении договора и проведенной оплате пациенту нередко не выдается финансовый документ, подтверждающий внесение денег за оказанную услугу. В дальнейшем, если пациент обращается с жалобой на некачественное оказание платной медицинской услуги, то ему нечем подтвердить факт этой услуги и того, что деньги, которые он затратил, были уплачены именно за эту услугу. В договорах часто не указывается – какие именно действия по профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической или зубопротезной помощи обязано выполнить ЛПУ. С такими нарушениями особенно часто приходится сталкиваться пациентам в стоматологических учреждениях, которые – в числе лидеров по некачественному оказанию медицинской (зубопротезной) помощи. В некоторых ЛПУ медицинские услуги подменяются мерами повышения комфортности. Например, больному за деньги предоставляют отдельную палату, холодильник и т.п. Здесь нарушение нормы законодательства проявляется в том, что у медучреждения такие услуги нередко просто не внесены в учредительные документы. Потому вместо договора о повышении комфортности пациент подписывает договор о какой-либо медуслуге – хотя она ему не оказывается. Государственными проверяющими органами также фиксируются случаи, когда платная медицинская помощь оказывается медучреждением в виде работ и услуг, не предусмотренных действующей лицензией данного учреждения. В стационарах, оказывающий платные медицинские услуги, зачастую отсутствуют специальные отделения или вообще не выделяется коечный фонд для оказания таких услуг. Таким образом, платная медпомощь фактически оказывается с использованием бюджетных коек, что является нецелевым использованием коечного фонда и бюджетного финансирования. Выявляются нарушения амбулаторно-поликлинической помощи, когда не создается отдельных хозрасчетных кабинетов. Нередко в медучреждениях в одном и том же кабинете оказываются и гарантированная бесплатная медпомощь, и платные услуги – одним врачом и в одно и то же рабочее время. Получается так, что с пациента берут деньги только за то, чтобы его провели к врачу вне очереди. Нередки ситуации, когда пациента, пришедшего на прием, посылают на дополнительное обследование, а, придя в указанный кабинет, он узнает, что записи на сегодня уже нет: «…Приходите послезавтра или через недельку, а если заплатите, то тогда можно и сегодня». Тем самым нарушается то самое право граждан на бесплатную медицинскую помощь. Среди тех, чьи права ущемляются при нарушениях норм оказания платных услуг, – сами медработники, оказывающие такие услуги. С медицинскими работниками администрациями учреждений нередко не заключаются договорные соглашения о внутреннем совместительстве. В этом случае регулирование финансовых средств, поступающих от оказания платных услуг, полностью находится в руках администрации, а медработник может получать зарплату больше или меньше в зависимости от произвола начальника. И есть еще один вид нарушения – когда платные услуги подменяются так называемым монополисом. Такая ситуация, бывает, происходит, когда пациент приходит с конкретной патологией, но вместо платной услуги ему оформляют полис добровольного медицинского страхования. Для администрации медучреждения такой ход оказывается выгоден потому, что позволяет уйти от уплаты налогов, предусмотренной при оказании платной медуслуги. Но и для пациента такой шаг тоже может быть выгоден – в том случае, если полис ДЛО дешевле оплаты медуслуги. Пострадавшей стороной в этом случае выступает государство, не получившее налоговых поступлений, да, вероятно, страховщик. Таким образом, можно констатировать, что главное препятствие к установлению порядков, предусмотренных правовыми нормативами, в деле оказания платных медицинских услуг – это то, что нынешняя ситуация хаоса кому-нибудь да выгодна. Впрочем, и перемены в сторону упорядочения системы тоже должны быть осуществлены в чьих-то интересах. Хочется надеяться – в интересах граждан. Нас с вами.
Дмитрий РЕМИЗОВ
Вся пресса за 26 июня 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
МК в Астрахани, 11 ноября 2024 г.
Роспотребнадзор по Астраханской области подал в суд на авиакомпанию «Победа»
|
10 ноября 2024 г.
|
|
НГС, Барнаул, 10 ноября 2024 г.
Сибирячка потребовала с больницы 10 миллионов рублей за неправильный диагноз
|
|
РБК (RBC.ru), 10 ноября 2024 г.
HFLabs завершил пилотный проект новой aCRM-системы
|
|
Конкурент, Владивосток, 10 ноября 2024 г.
Всем, у кого есть ОСАГО, готовят новые изменения – подробности
|
9 ноября 2024 г.
|
|
Наш дом Новосибирск, 9 ноября 2024 г.
Все что нужно знать о бесплатном туристическом страховании в Таиланде
|
|
Свободная пресса, ИД, Москва, 9 ноября 2024 г.
Михаил Матвеев: За гипс и роды у мигрантов бюджет заплатил уже десятки миллиардов
|
|
КурсивЪ, Астана, 9 ноября 2024 г.
Страховка от ненастья: как заработать на катастрофических облигациях
|
|
Российская газета онлайн, 9 ноября 2024 г.
Запчасти для авто начнут маркировать. Как это поможет бороться с контрафактом
|
|
Конкурент, Владивосток, 9 ноября 2024 г.
ОСАГО подъехала к «Госуслугам». Что ждет водителей
|
|
РБК.Тюмень, 9 ноября 2024 г.
В Тюменской области из-за аккуратных водителей подешевело ОСАГО
|
8 ноября 2024 г.
|
|
Московский комсомолец, 8 ноября 2024 г.
Эксперты оценили идею компенсации морального ущерба за кражу персональных данных
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
ЦБ получил более 241 тыс. жалоб от потребителей финуслуг
|
|
cbr.ru, 8 ноября 2024 г.
За 9 месяцев 2024 года Банк России получил более 241 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг
|
|
Известия онлайн, 8 ноября 2024 г.
Эксперты оценили функцию напоминания об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|