Росбалт-Юг, Ростов-на-Дону,
26 июня 2008 г.
Здоровье не купишь, а можно ли им спекулировать? 833 просмотра
В сфере оказания платных медицинских услуг населению лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) хаоса больше, чем порядка. Такой вывод можно было сделать из итогов обсуждения темы платных медуслуг на круглом столе, проведенном 25 июня общественной организацией «Ростовский союз защиты прав потребителей» совместно с ИА «Росбалт-Юг».
Согласно данным статистики и социологических опросов, за последние десять лет темпы роста суммарных расходов населения России на медицинские услуги и лекарства в несколько раз опережают темпы роста аналогичных расходов государства. Эти показатели свидетельствуют о росте спроса и предложения платных медуслуг. Серьезное увеличение спроса на платные медицинские услуги уже приводит к умножению числа частных клиник и врачебных кабинетов, оттоку профессиональных квалифицированных кадров в частную систему здравоохранения. Однако уровень качества оказания платных медицинских услуг, которые сегодня предлагают и в государственных, и в муниципальных, и в частных ЛПУ, далек от надлежащего. Об этом свидетельствуют проверки, проведенные в нынешнем году органами Росздравнадзора. По мнению руководителя территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области Вартана Трепеля, существуют три фактора, которые могут заставить руководителей ЛПУ обеспечивать надлежащий уровень качества оказания платных медуслуг. Это, во-первых, государственное регулирование и контроль, во-вторых, влияние механизмов гражданского общества и, в-третьих, конкуренция. Исходя из подведенных итогов и оценок, все эти три фактора на сегодняшний день работают далеко не эффективно. Хотя, по замечанию Вартана Трепеля, порядок оказания платных медуслуг в государственных лечебных учреждениях выше, чем, например, в муниципальных. Этот факт связывается с большим надзором областного минздрава над подведомственными учреждениями. А это значит, что потенциал к улучшению ситуации в отрасли в целом есть, нужны лишь чья-то воля и комплексные меры. Оказание платных медицинских услуг должно соответствовать нормативно-правовым актам: Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, основам законодательства об охране здоровья граждан, федеральному закону о защите прав потребителей и федеральному закону о медицинском страховании и постановлению правительства РФ об утверждении правил предоставления платных медуслуг медицинскими учреждениями. Основываясь на букве законов, можно выделить основные нарушения правил предоставления платных медуслуг населению. Это нарушения прав пациентов, установленных, прежде всего, законом о защите прав потребителей, нарушения прав граждан на бесплатную медицинскую помощь и нарушения прав медработников. Основные отклонения от законных норм – это так называемые общие нарушения. Так, гражданин, обратившийся в учреждение, должен иметь право на бесплатную доступную информацию о наименовании организации, режиме ее работы, местонахождении и месте государственной регистрации, наименовании зарегистрировавшего ЛПУ органа. В этом же ряду стоит требование предоставления информации об имеющейся лицензии на медицинскую деятельность, откуда можно было бы узнать о виде работы и услуг, оказываемых медучреждением, номер лицензии, сроки ее действия и информацию об органе, выдавшем лицензию. Вся эта информация должна быть наглядно выставлена для того, чтобы пациенты и любой интересующийся могли при желании с ней ознакомиться и понять – куда они пришли и за какой медпомощью. Нередко такой наглядной информации в медучреждениях, прежде всего частных, клиенту не предоставляют. Отсутствует во многих ЛПУ информация и о перечне платных медуслуг с указанием их ценовой стоимости – прейскурант. В некоторых лечебных учреждениях он не вывешивается вообще, а в других при проверках госорганов выясняется, что прейскурант был зарегистрирован годом или двумя раньше и с того времени не обновлялся. Не предоставляются пациентам и сведения об условиях предоставления и получения услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, и видах медицинской помощи, входящих в гарантированный перечень бесплатных медуслуг. Иными словами, пациент не всегда осведомлен – не подменяется ли платной медуслугой бесплатная, которую он может получить в этом же ЛПУ по гарантированному государством объему. При оказании платных медуслуг часто не оформляется договор или же он не оформляется должным образом. Так, не указываются условия получения платных услуг и сроки их получения, не оговариваются порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Кроме того, при составлении договора и проведенной оплате пациенту нередко не выдается финансовый документ, подтверждающий внесение денег за оказанную услугу. В дальнейшем, если пациент обращается с жалобой на некачественное оказание платной медицинской услуги, то ему нечем подтвердить факт этой услуги и того, что деньги, которые он затратил, были уплачены именно за эту услугу. В договорах часто не указывается – какие именно действия по профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической или зубопротезной помощи обязано выполнить ЛПУ. С такими нарушениями особенно часто приходится сталкиваться пациентам в стоматологических учреждениях, которые – в числе лидеров по некачественному оказанию медицинской (зубопротезной) помощи. В некоторых ЛПУ медицинские услуги подменяются мерами повышения комфортности. Например, больному за деньги предоставляют отдельную палату, холодильник и т.п. Здесь нарушение нормы законодательства проявляется в том, что у медучреждения такие услуги нередко просто не внесены в учредительные документы. Потому вместо договора о повышении комфортности пациент подписывает договор о какой-либо медуслуге – хотя она ему не оказывается. Государственными проверяющими органами также фиксируются случаи, когда платная медицинская помощь оказывается медучреждением в виде работ и услуг, не предусмотренных действующей лицензией данного учреждения. В стационарах, оказывающий платные медицинские услуги, зачастую отсутствуют специальные отделения или вообще не выделяется коечный фонд для оказания таких услуг. Таким образом, платная медпомощь фактически оказывается с использованием бюджетных коек, что является нецелевым использованием коечного фонда и бюджетного финансирования. Выявляются нарушения амбулаторно-поликлинической помощи, когда не создается отдельных хозрасчетных кабинетов. Нередко в медучреждениях в одном и том же кабинете оказываются и гарантированная бесплатная медпомощь, и платные услуги – одним врачом и в одно и то же рабочее время. Получается так, что с пациента берут деньги только за то, чтобы его провели к врачу вне очереди. Нередки ситуации, когда пациента, пришедшего на прием, посылают на дополнительное обследование, а, придя в указанный кабинет, он узнает, что записи на сегодня уже нет: «…Приходите послезавтра или через недельку, а если заплатите, то тогда можно и сегодня». Тем самым нарушается то самое право граждан на бесплатную медицинскую помощь. Среди тех, чьи права ущемляются при нарушениях норм оказания платных услуг, – сами медработники, оказывающие такие услуги. С медицинскими работниками администрациями учреждений нередко не заключаются договорные соглашения о внутреннем совместительстве. В этом случае регулирование финансовых средств, поступающих от оказания платных услуг, полностью находится в руках администрации, а медработник может получать зарплату больше или меньше в зависимости от произвола начальника. И есть еще один вид нарушения – когда платные услуги подменяются так называемым монополисом. Такая ситуация, бывает, происходит, когда пациент приходит с конкретной патологией, но вместо платной услуги ему оформляют полис добровольного медицинского страхования. Для администрации медучреждения такой ход оказывается выгоден потому, что позволяет уйти от уплаты налогов, предусмотренной при оказании платной медуслуги. Но и для пациента такой шаг тоже может быть выгоден – в том случае, если полис ДЛО дешевле оплаты медуслуги. Пострадавшей стороной в этом случае выступает государство, не получившее налоговых поступлений, да, вероятно, страховщик. Таким образом, можно констатировать, что главное препятствие к установлению порядков, предусмотренных правовыми нормативами, в деле оказания платных медицинских услуг – это то, что нынешняя ситуация хаоса кому-нибудь да выгодна. Впрочем, и перемены в сторону упорядочения системы тоже должны быть осуществлены в чьих-то интересах. Хочется надеяться – в интересах граждан. Нас с вами.
Дмитрий РЕМИЗОВ
Вся пресса за 26 июня 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Благоприятные условия на рынке страхования авиаперевозок, вероятно, сохранятся в 2025 году
|
|
Нижегородские новости, 24 декабря 2024 г.
Житель Нижнего Новгорода возместил убытки страховой компании
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
В Красноярске задержали банду серийных страховых мошенников
|
|
Report.Az, Баку, 24 декабря 2024 г.
Страховой рынок Азербайджана вырос на 10% за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Страховщики Европы рискуют снизить коэффициент платежеспособности на 100 пунктов из-за геополитического шока
|
|
Официальный портал органов власти Чувашской республики, 24 декабря 2024 г.
Парламентарии приняли поправки в Закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»
|
|
Ингушетия, Назрань, 24 декабря 2024 г.
В Ингушетии расследуют мошенничество со страхованием жизни на 30 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 24 декабря 2024 г.
Медицинская помощь и консультации для россиян могут стать доступнее
|
|
genproc.gov.ru, 24 декабря 2024 г.
Прокуратура Республики Ингушетия направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере страхования жизни человека
|
|
korins.ru, 24 декабря 2024 г.
НСИС представил страховщикам инструменты для предотвращения страхового мошенничества
|
|
Финмаркет, 24 декабря 2024 г.
Сборы по страхованию имущества юрлиц увеличились на 10,6% за 9 месяцев, выплаты выросли в 2,5 раза
|
|
Рязанские ведомости, 24 декабря 2024 г.
Рязанцам разъясняют, как путешественнику без суда решить спор со страховой организацией
|
|
Общественное мнение, Саратов, 24 декабря 2024 г.
ТФОМС Саратовской области и страховыми организациями за 11 месяцев года рассмотрено почти 168 тысяч обращений граждан
|
|
Клерк.Ру, 24 декабря 2024 г.
Таксисты просят сократить минимальный срок действия страхового полиса до одного дня
|
|
Tazabek, Бишкек, 24 декабря 2024 г.
В этом году госстрахование жилья выросло на 8%, - замглавы управления в «ГСО»
|
|
Волга Ньюс, Самара, 24 декабря 2024 г.
Ремонт вместо денег: «Росгосстрах» формирует новую судебную практику в спорах с недобросовестными клиентами по ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 24 декабря 2024 г.
В Татарстане стали платить больше по полисам ОСАГО, но судебные издержки выросли
|
 Остальные материалы за 24 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|