Деловой Петербург,
30 июня 2008 г.
Спешка выйдет боком 943 просмотра
Страховщики уверены, что введение системы прямого урегулирования по ОСАГО преждевременно:не готов рынок, есть правовые сложности и налоговые нюансы.
О сложностях для страховщиков и о том, что нужно изменить, чтобы быть готовым к введению прямого урегулирования по ОСАГО
Дмитрий Синишев: -Сегодня к введению прямого урегулирования российский страховой рынок однозначно не готов. На нем практически отсутствует развитая инфраструктура урегулирования убытков, которая могла бы быть использована для прямого урегулирования. Но самое главное - для эффективной работы страховым компаниям потребуется ряд нормативных актов, в том числе изменения в законодательстве, прежде всего в налоговом. Сегодня отсутствуют нормативные, процедурные, регламентные, технические и другие документы, которые позволили бы перейти к прямому урегулированию на практике, а не на бумаге. Я имею в виду соответствующие постановления правительства, которые должны были подготовить Минтранс и Минфин. Кроме того, должен быть создан единый расчетный центр, через который будут осуществляться все платежи. И должна быть создана единая методика оценки ущерба по страховым случаям для страховщиков. При ее отсутствии в ходе осуществления выплат могут возникнуть разногласия между страховщиком виновника и страховщиком потерпевшего (регулируя убыток своего клиента, компания будет стремиться завысить размер выплаты). Спешка и непродуманность при введении системы прямого урегулирования могут выйти боком страховому рынку, поскольку будет дискредитировать сам закон. В Европе к введению прямого урегулирования шли десятилетиями, по мере готовности вовлекая в этот процесс страховые компании, и я считаю, что такой эволюционный подход является самым разумным. Вячеслав Шубырев: -Требуется создать клиринговый центр для проведения взаиморасчетов по договорам ОСАГО при введении прямого урегулирования. Необходима также единая методика расчета размера ущерба, это касается как ОСАГО, так и каско. Андрей Знаменский: -На данном этапе функционирования обязательного страхования имеется большое количество недостатков системы прямого возмещения ущерба. Формирование выплатного дела осуществляется одним страховщиком, при этом решение о выплате принимает другой страховщик. В результате выполненная работа по формированию дела одним страховщиком может быть не принята другим, а пострадавший получит отказ в прямом возмещении ущерба. Не решен вопрос с организацией независимой экспертизы. Отсутствие единой методики определения размера страхового возмещения по ОСАГО может существенно увеличить сроки возмещения или даже привести к отказу в прямом возмещении ущерба. Помимо уже озвученных вариантов отказов в прямом урегулировании ущерба, когда потерпевший все равно будет вынужден обращаться в страховую компанию виновника ДТП, существуют и формальные отказы. Например, в результате ДТП выяснилось, что причинен вред жизни и здоровью какого-то участника ДТП. В этом случае в соответствии с законом об ОСАГО вопрос не может быть решен в рамках прямого урегулирования, и пострадавший вынужден будет обратиться за выплатой в компанию виновника ДТП. Отсутствует единый информационно-расчетный центр, который позволил бы упростить порядок взаимодействия и расчетов между страховыми компаниями. Евгений Дубенский: -В целом мы приветствуем эти нововведения в ОСАГО, это путь в правильном, цивилизованном направлении. Вопрос в сроках введения, а точнее, в готовности рынка, готовности его инфраструктуры, страховых компаний, страхователей, других участников этого процесса. Вот с этим мы видим некоторые сложности. Необходимы готовность баз данных, связь между компаниями, РСА. Это касается инвестиций и в специалистов, и в IT, которые должны сделать и сами страховые компании, и регулятор рынка РСА. Нужен общий клиринговый центр, четкая нормативная база. Самое трудное и важное - изменение менталитета страховых компаний. Существует большой соблазн отрегулировать страховой случай для своего страхователя по методике более, скажем так, либеральной, так как это свой клиент, и выплата происходит за счет другой страховой компании. Когда приходят документы о выплате чужому потерпевшему, трудно удержаться и не применить более жесткую методику и не оспорить сумму. У нас есть серьезные проблемы получения суброгаций от СК по клиентам, застрахованным по каско. Без решения описанных выше проблем взаимодействовать страховщикам станет еще сложнее. Дмитрий Большаков: -Главное, что после введения прямого урегулирования убытков мы начнем работу по выплатам именно со своими клиентами, купившими у нас полисы ОСАГО. Таким образом, мы сможем решать их вопросы, возникающие в связи со страховыми случаями, что, несомненно, справедливо. Сложность в том, что пока еще не урегулированы правовые и налоговые вопросы. Отсутствует единый расчетный центр по страховым случаям по ОСАГО. Кроме того, до сих пор работают некоторые нестабильные страховые компании. Чтобы полностью быть готовым к нововведениям по ОСАГО, необходимо решить все перечисленные выше вопросы. Алексей Образцов: -Для нормального функционирования прямого урегулирования убытков необходима единая система оценки ущерба, которая находится в разработке в РСА. Без этого процесс возмещения убытка страховой компанией виновника будет часто затягиваться. Кроме того, необходим расчетный центр, берущий на себя организацию взаиморасчетов между страховщиками и применяющий санкции к тем из них, кто задерживает платежи.
О налоговых сложностях для страховщиков, возникающих в связи с введением прямого урегулирования Дмитрий Синишев: -Платеж потерпевшему, произведенный в рамках схемы прямого урегулирования, не подпадает под страховую выплату согласно требованию ст. 931 ГК РФ «Страхование ответственности за причинение вреда», так как платеж производится не в пользу третьего лица, а в пользу самого страхователя по ОСАГО. В этой связи такие платежи в соответствии с п.п.7 п. 3 ст. 149 НК РФ будут облагаться НДС. Кроме того, согласно п.п. 1 п. 1 ст. 213 НК РФ с таких выплат потерпевший должен будет уплатить налог на доходы физических лиц. Вячеслав Шубырев: -Особых сложностей нет. Необходимо понимание, что выплата, производимая страховщиком при прямом урегулировании, как таковым страховым возмещением не является. Евгений Дубенский: -Налоговые сложности действительно возникают, не хочется описывать их суть, чтобы не давать прямое руководство к действию. Но важно подчеркнуть, что они решаются через уточнение нормативной базы, это вопрос к законодателям и Минфину. Алексей Образцов: -Серьезных проблем в настоящее время не вижу, полагаю, что к началу работы системы все правовые коллизии в этом вопросе будут решены. Андрей Знаменский: -Страховые выплаты по всем видам страхования не облагаются НДС, они являются расходами страховой компании. По действующему Налоговому кодексу РФ выплаты по ОСАГО в рамках прямого урегулирования (когда пострадавший обращается в свою компанию) попадают под налогообложение, поскольку не являются страховыми выплатами. Это происходит из-за того, что резервы на выплаты формируются в компании виновника ДТП. Подготовленные поправки в Налоговый кодекс выводят указанные суммы из-под налогообложения. Дмитрий Большаков: -Основная налоговая сложность заключается в том, что страховая выплата по договору страхования производится потерпевшему. В предлагаемой системе прямого урегулирования возможная выплата производится от имени одной страховой компании другим страховщиком, с которым виновник ДТП не заключал договора страхования своей автогражданской ответственности. Поэтому возникают сложности с налоговым и страховым законодательством: не отработаны вопросы, связанные с использованием своих страховых резервов за другого страховщика. Эти вопросы необходимо решить, чтобы выплаты за другого страховщика уменьшали налоговую базу по налогу на прибыль.
О том, как избежать двойных выплат и минимизировать шансы мошенников Дмитрий Синишев: -В том-то и дело, что этот вопрос пока не проработан. Это и стало одной из причин, которая в значительной степени повлияла на перенос сроков вступления прямого урегулирования в действие. Вячеслав Шубырев: -Автоматизация и учет произведенных выплат плюс обмен сведениями между страховыми компаниями - это единственный способ бороться с мошенниками. Евгений Дубенский: -Двойные выплаты - через базы данных, через плотное общение страховщиков между собой и через РСА. Мошенники - все вышесказанное плюс комплексная система фильтров, контроля, проверки в самих страховых компаниях на всех стадиях поиска, оценки риска, урегулирования страховых событий, работа с персоналом, брокерами, агентами. Андрей Знаменский: -Выплата пострадавшему в рамках прямого возмещения ущерба должна санкционироваться страховой компанией виновника ДТП. В таком случае страховая компания виновника уже будет информирована о заявленном убытке и сможет отреагировать на повторное обращение. Дмитрий Большаков: -Выход один: создание и ведение единой информационной базы по стране по всем клиентам и страховым случаям по ОСАГО. Эта же информационная база будет использоваться и для реализации на практике системы «бонус-малус».
О том, как вырастут выплаты по ОСАГО после введения прямого урегулирования Вячеслав Шубырев: -На размер выплат в большей степени будет влиять не прямое урегулирование, а используемая при этом методика расчета ущерба. Евгений Дубенский: -Трудно оценивать. Тем более убыточность растет из-за влияния различных факторов. Что даст прямое урегулирование, точно не может сказать никто. Я уверен, что убыточность по ОСАГО возрастет из-за того, что если ущерб не превышает 25 тыс. рублей, его можно предъявлять страховым компаниям без документов из ГИБДД. Алексей Образцов: -К сожалению, такую оценку провести невозможно, но я определенно убежден, что рост убыточности в среднем по рынку неизбежен. Причины - далеко не все страховые компании руководствуются интересами потерпевших во время начисления компенсации, к своим же собственным клиентам у этих компаний отношение будет совершенно иным. Андрей Знаменский: -Прямое урегулирование само по себе не увеличит размер выплаты страхового возмещения. Однако размер выплаты страхового возмещения может увеличиться из-за желания удержать клиента на следующий срок страхования, ведь сама выплата ляжет на плечи другой страховой компании. Дмитрий Большаков: -Так как любая выплата будет производиться «за себя» либо «за другого страховщика», то при выплате будет уменьшаться прибыль страховой компании. Поэтому после введения прямого урегулирования выплаты не должны вырасти ввиду того, что последующий расчет между страховщиками (как это происходит в развитых и уже практикующих прямое урегулирование странах) должен производиться не по факту суммы выплаты «за другого страховщика», а по средней выплате. А эта «средняя выплата» будет определяться опять же на основе статистики всех выплат. Поэтому каждому отдельному страховщику вносить свой вклад в «разгон инфляции ОСАГО» окажется себе дороже.
ГОРЩАРУК Кристина
Вся пресса за 30 июня 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Налоговый климат, Регионы, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
МК в Астрахани, 11 ноября 2024 г.
Роспотребнадзор по Астраханской области подал в суд на авиакомпанию «Победа»
|
10 ноября 2024 г.
|
|
НГС, Барнаул, 10 ноября 2024 г.
Сибирячка потребовала с больницы 10 миллионов рублей за неправильный диагноз
|
|
РБК (RBC.ru), 10 ноября 2024 г.
HFLabs завершил пилотный проект новой aCRM-системы
|
|
Конкурент, Владивосток, 10 ноября 2024 г.
Всем, у кого есть ОСАГО, готовят новые изменения – подробности
|
9 ноября 2024 г.
|
|
Наш дом Новосибирск, 9 ноября 2024 г.
Все что нужно знать о бесплатном туристическом страховании в Таиланде
|
|
Свободная пресса, ИД, Москва, 9 ноября 2024 г.
Михаил Матвеев: За гипс и роды у мигрантов бюджет заплатил уже десятки миллиардов
|
|
КурсивЪ, Астана, 9 ноября 2024 г.
Страховка от ненастья: как заработать на катастрофических облигациях
|
|
Российская газета онлайн, 9 ноября 2024 г.
Запчасти для авто начнут маркировать. Как это поможет бороться с контрафактом
|
|
Конкурент, Владивосток, 9 ноября 2024 г.
ОСАГО подъехала к «Госуслугам». Что ждет водителей
|
|
РБК.Тюмень, 9 ноября 2024 г.
В Тюменской области из-за аккуратных водителей подешевело ОСАГО
|
8 ноября 2024 г.
|
|
Московский комсомолец, 8 ноября 2024 г.
Эксперты оценили идею компенсации морального ущерба за кражу персональных данных
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
ЦБ получил более 241 тыс. жалоб от потребителей финуслуг
|
|
cbr.ru, 8 ноября 2024 г.
За 9 месяцев 2024 года Банк России получил более 241 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг
|
|
Известия онлайн, 8 ноября 2024 г.
Эксперты оценили функцию напоминания об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|