Итоги,
7 июля 2008 г.
Турецкий гамбит
1021 просмотр
27 июня стало черной пятницей для российской туриндустрии. По крайней мере последствия, которые повлекло за собой банкротство туроператора Vasco, специалисты иначе как кризисом не называли. Немудрено - около 600 российских отпускников, приехавших в Анталью по путевкам компании, выяснили, что их никто не ждет. Ваучеры в отели оказались просто бумажками - Vasco не оплатила гостиничные номера.
Справедливости ради скажем, что кашу, заваренную австрийско-турецким туроператором и его дочерней компанией "Детур", зарегистрированной в России, расхлебали довольно быстро - в Анталье создали кризисный штаб, ситуацию взяли под контроль российское Генконсульство на курорте и министерство по культуре и туризму Турции. Наших граждан, которые могли оказаться на улице, спасали всем миром - подключились и туристические агентства, работавшие с Vasco, и местная ассоциация хотельеров, и ряд крупных операторов, предоставивших места на чартерах. Уже 1 июля проблемы большинства клиентов разрешились, был составлен график их возвращения на родину. Однако для многих людей отпуск безнадежно испорчен, а у тех, кто наблюдал за событиями со стороны, остался неприятный осадок - а если завтра такое случится с нами? Если на вопрос "Кто виноват?" ответ более или менее ясен - турецкие власти уже начали расследование по факту банкротства Vasco, то с вопросом "Что делать?" все обстоит несколько сложнее. "В туризме, как и в любой сфере, банкротство может произойти с каждым, от этого застраховаться нельзя, - объясняет пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. - Другое дело, когда компания банкротится нецивилизованно, элементарно исчезая и бросая своих клиентов. Этим уже должны заниматься правоохранительные органы". Как могло случиться так, что крупный игрок объявил себя банкротом, да еще в высокий сезон, когда оборот достигает максимального уровня? Об этом предстоит узнать турецкой полиции. Сами представители Vasco и "Детура" упорно хранят молчание - не отзываются даже на запросы Ростуризма. Официальные лица за неимением веских улик и доказательств тоже не спешат делать громкие заявления. Своими соображениями делятся лишь коллеги по отрасли, российские туроператоры, работающие в том числе и на турецком направлении. "На мой взгляд, причина данного банкротства тривиальна - отсутствие прозрачных финансовых потоков, - говорит генеральный директор компании Sunrise Тour Дмитрий Мазуров, - такого не случилось бы, будь у компании внушительная кредитная история. Проверенные клиенты всегда могут сделать в банках овердрафт. И не важно, идет высокий или низкий сезон". Представители туриндустрии в большинстве своем считают, что имиджу отрасли нанесен непоправимый удар. Всем казалось, что более стабильного рынка не придумаешь, а тут "кидалово" в стиле 90х. И уж, конечно, никто не ожидал этого от компании, которая проработала на рынке более пятнадцати лет. Не исключено, что опытные туристы после такого стресса предпочтут заниматься организацией поездок самостоятельно - и туриндустрия потеряет часть клиентуры. Но больше всего пострадают мелкие турагентства, выступающие посредниками. "Самое неприятное в этой ситуации, что "Детур", с которым многие агентства и заключали договоры, себя банкротом не объявлял, - объясняет директор ООО "Пегас" Анна Подгорная. - У кого-то сотрудничество с "Детуром" расписано до сентября. Разорвать же контракт нельзя, поскольку со стороны оператора последуют штрафные санкции. То есть фактически это ловушка". В то же время, согласитесь, простых туристов, у которых долгожданный отдых превращается в кошмар и нервотрепку, меньше всего волнует, какие потери грозят турагентствам и какой должна быть стратегия бизнеса компании, чтобы она не повторила судьбу Vasco. Им важно знать, как сделать так, чтобы отдых не закончился сразу же по прибытии в другую страну. От банкротства страховку получить невозможно, да и другие виды страховок подобных форс-мажоров не предусматривают. "Судите сами, страховка от невыезда, например, перестает действовать с момента регистрации на рейс, - говорит Анна Подгорная. - Единственное, на что остается надежда, - компенсация средств постфактум, если у компании есть финансовые гарантии". Словосочетание "финансовые гарантии", как мантру, повторяли все наши собеседники - от представителей Ростуризма до туроператоров. Ведь "Детур" включен в реестр Федерального агентства по туризму, и его финансовые гарантии продлены до 31 мая 2009 года. А это значит, что по закону свои деньги туристы должны получить. - Для подобных случаев в действующий закон и были введены поправки, - говорит начальник правового управления Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский, - турист платит за путевку авансом и, понятное дело, рискует. Благодаря существующему закону в случае нарушения договорных обязательств со стороны туроператора клиент может потребовать и получить компенсацию от страховой компании. На сегодняшний день сумма гарантии составляет 10 миллионов рублей. Правда, как признались "Итогам" в Ростуризме, с момента вступления закона в силу 1 июня 2007 года за финансовыми гарантиями обращались не так часто. В марте был случай, когда обиженным туристам выплатили около 2,5 миллиона рублей. Но почти в ста процентах случаев туроператоры предпочитают разрешать конфликт своими силами, а не доводить дело до суда. Так был разрешен скандал с египетскими хотельерами, которые накануне Нового года без объяснения причин выселяли российских туристов из гостиниц. Так что если отдых пошел наперекосяк, советуют профессионалы, в первую очередь следует добиваться активных действий от туроператора или турагентства. Если, как в данном случае, положиться не на кого, надо обращаться в Генконсульство - оно по определению должно выручать соотечественников, попавших в беду. Конечно, меньше нервотрепки будет при таком варианте: повторно оплатить гостиницу из собственного кошелька, а потом потребовать компенсацию ущерба с оператора или его поручителя - чаще всего им является страховая компания. Чтобы без проблем вернуть деньги, начинать действовать надо сразу, не упуская ни одной возможности получить нужные бумаги. Подтверждение из гостиницы об отказе в размещении, чеки о повторной оплате проживания, обязательная копия договора с турфирмой. "Все собранные документы необходимо предъявить в страховой компании, являющейся гарантом оператора, - объясняет Евгений Писаревский. - Страховщики должны рассмотреть заявку в течение тридцати дней и компенсировать потери". Моральную компенсацию за испорченный отдых, уверяют специалисты, тоже можно потребовать, однако, скорее всего, добиваться ее придется через суд. Увы, в случае с "Детуром" имеющихся финансовых гарантий может не хватить. Учитывая число пострадавших - 600 человек, даже такой внушительной суммы, как 10 миллионов рублей, будет недостаточно, чтобы покрыть все потери. Подели эту сумму на примерное число туристов, и получится всего ничего - 16-17 тысяч рублей на брата. А ведь есть еще клиенты "Детура", которые не начали свои путешествия, но за путевку уже заплатили - таких насчитывается не одна тысяча! Вот и выходит, что закон, который так красиво выглядит на бумаге, в конкретном случае подушкой безопасности для пострадавших туристов не станет - к неприятностям такого масштаба он оказался не готов. И потому в Ростуризме видят выход в увеличении суммы финансовых гарантий для крупных туроператоров - ведомство собирается выйти с такой инициативой к законодателям. По идее это должно подстегнуть потенциальных гарантов, которые будут тщательнее изучать кредитную историю клиента, его послужной список - а то объявят себя банкротом, а ты расхлебывай. Тогда и риск повторения подобных печальных историй значительно сократится.
Настя РЕЗНИЧЕНКО
Вся пресса за 7 июля 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
6 марта 2025 г.

|
|
Финмаркет, 6 марта 2025 г.
Назван самый дорогой страховой бренд в мире

|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 6 марта 2025 г.
В Башкирии хотят узаконить статус аварийных комиссаров

|
|
Portnews, 6 марта 2025 г.
На Камчатке пресечена эксплуатация морских судов с нарушением требований по страхованию

|
|
zakon.kz, 6 марта 2025 г.
Страхование жилья от паводков: выплаты хотят сделать фиксированными и без оценки ущерба

|
|
Финмаркет, 6 марта 2025 г.
Рост общих сборов в сегменте киберстрахования в РФ в ближайшие годы может превысить 50%

|
|
IT Channel News, 6 марта 2025 г.
Исследование: почему в России медленно развивается сфера киберстрахования

|
|
ПРАЙМ, 6 марта 2025 г.
Российские банки начали запускать страховки от потери процентов по вкладам

|
|
Газета.Ru, 6 марта 2025 г.
«Не только в парках»: россиян предупредили о старте опасного сезона клещей

|
|
korins.ru, 6 марта 2025 г.
Глава НСИС Николай Галушин назвал причины невостребованности киберстрахования в РФ

|
|
Ведомости, 6 марта 2025 г.
Банки активно запускают страховки от потери процентов по вкладам

|
|
Российская газета, 6 марта 2025 г.
Оформлять электронное извещение о ДТП теперь можно через сайты страховщиков. Как изменится жизнь автовладельцев?

|
|
ГТРК Владивосток, 6 марта 2025 г.
Путин подписал поправки в закон об ОСАГО

|
|
Известия, 6 марта 2025 г.
Эксперт дал советы по подготовке квартиры к сдаче в аренду

|
|
Камчатское время, Петропавловск-Камчатский, 6 марта 2025 г.
Камчатские компании отправляли в рейсы незастрахованные суда

|
|
Камчатка, ИА, 6 марта 2025 г.
Рыбный бизнес Камчатки нарушает правила эксплуатации морских судов

|
|
ComNews.ru, 6 марта 2025 г.
Никто не застрахован. Всего 12,5% российских компаний имеют киберстраховку

|
|
Ведомости, 6 марта 2025 г.
Почему компании не хотят страховать киберриски

|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|