Волга, Астрахань,
9 июля 2008 г.
Реформа ЖКХ увязла… в бедности
1012 просмотров
Федеральные власти, создав Фонд содействия реформированию ЖКХ, похоже, решили, что свою миссию выполнили, выделив 140 млрд рублей из этого фонда на капитальный ремонт домов и 100 млрд. - на ликвидацию ветхого и аварийного жилья. Но почему-то остался “за кадром” факт, что эта сумма - мизерная по сравнению с тем, какие деньги нужны на восстановление ЖКХ в России.
Три года назад в своём ежегодном Послании В.В. Путин заявил: “Одной из самых актуальных задач считаю обеспечение граждан доступным жильём”. А новый президент Д. Медведев делает акцент уже на комфортном жилье. Однако сейчас для большинства населения главной проблемой является не приобретение жилья и даже не улучшение его комфортности, а его содержание. За последние восемь лет реформы тарифы на услуги ЖКХ выросли на… 943%! Население с большим трудом выдерживает оплату коммунальных и жилищных услуг, но помимо этого стремительно разрушаются и основные фонды ЖКХ – здания, оборудование и сети. Еще в 2003 г. информагентства сообщали, что коммунальной катастрофой назвал положение в ЖКХ страны зампредседателя Госстроя России Л. Чернышёв на заседании коллегии Госстроя РФ. Он же сказал: “Для того чтобы как-то исправить ситуацию, необходимы финансовые вложения в сумме 4,5 - 5 триллионов рублей”. Это пять лет назад, чтобы “как-то исправить ситуацию”, надо было вложить 5 триллионов. Но их никто не вложил! Значит, сейчас в ЖКХ для нормальной, а не аварийной работы требуется, как минимум, 7 - 8 триллионов? Государство же, откупившись от ЖКХ 240 млрд. рублей, стремится все остальные расходы переложить на население. Очевидно, что население заплатить такие деньги не может. А частный капитал нести (для него это огромные деньги) тоже не торопится в такую рискованную сферу бизнеса, как ЖКХ, в которой до сих пор четко не прописаны “правила игры”. Форму управления домом, по данным самого же Фонда содействия реформированию ЖКХ за март текущего года, выбрала лишь треть россиян. И только 9,3% из них предпочли ТСЖ, ЖСК или иной кооператив. То есть форму, позволяющую по закону №185 “О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” от 21 июля 2007 г. получить средства на капитальный ремонт домов. А остальным 90% что делать? По Астрахани, как уже писала наша газета, выбрали форму управления домом лишь полторы тысячи домов из более чем шести тысяч. ТСЖ из них и вовсе только четыре сотни наберется. Так на кого же будет работать столь разрекламированный Фонд содействия реформированию ЖКХ? Со статистикой в нашей державе что-то не так. К примеру, по официальным данным, износ инженерных коммуникаций ЖКХ в 2000 году оценивался правительством в 60%. Прошло восемь лет – а цифры все те же - 60%. Но даже непрофессионалу в коммунальном деле очевидно, что процесс одряхления в ЖКХ идет, мягко говоря, с ускорением. С ветхим и аварийным жильем в цифирях тоже сплошные “непонятки”. В 2001 году Госкомстат оценивал количество аварийного и ветхого жилья в 93 млн. кв. метров. Но спустя семь лет В. Яковлев, в недавнем прошлом возглавлявший Минрегионразвития в правительстве РФ и отвечавший за реформу ЖКХ, неоднократно озвучивал… все те же 93 млн. квадратных метров ветхого и аварийного жилья в стране. Чудеса да и только. Росстат подсчитал, что в России на 1 июля 2007 года было 2 млн. многоквартирных домов общим объемом жилплощади в 2 млрд. квадратных метров, из которых 41 млн. (примерно 30 тысяч домов) относятся к ветхому фонду. Аварийных многоквартирных домов насчитывается 33 тысячи общей площадью 7 млн. квадратных метров. Этими цифрами оперирует и генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ К. Цицин. Но всего получается ветхого и аварийного жилья 48 млн. кв. метров. А остальные 45 миллионов (т. е. практически половина!) метров, непригодных для нормальной жизни, куда делись за несколько месяцев? Рассосались? Кстати, отнюдь не гостайна, что ветхий и аварийный фонд в стране ежегодно растет… на 40%. Самым жестким условием закона №185 регионы считают требование о создании товариществ собственников жилья (ТСЖ) для сотрудничества с Фондом, часто говоря о том, что реализация закона с этим условием “затруднена, практически невозможна”. Регионы из кожи вон лезут, чтобы “нагнать” эти самые заветные 5% ТСЖ. Но каково качество этих товариществ собственников, их способность к выживанию в рынке, в условиях постоянно растущих цен на стройматериалы и тарифов? Сегодня в регионах дома, выбравшие непосредственное управление, всеми правдами и неправдами власти агитируют “переписаться” из НУ в ТСЖ. Главный козырь в этой агитации – деньги из Фонда на проведение капремонта. А что потом, после того как в доме (возможно, но не факт!) отремонтируют крышу, коммуникации в подвале? Сколько из “временных” ТСЖ окажутся настолько жизнеспособными и профессионально подготовленными, что окончательно не загубят свои дышащие на ладан “хрущевки”, давно отслужившие положенные им проектом сроки? Уже подсчитано, что стоимость жилищных услуг в многоквартирных домах, для того чтобы дом содержать в сносном состоянии, должна составлять от 11 руб. до 19 руб. за один квадратный метр. Причем независимо от формы собственности дома, будь то НУ, ТСЖ или УК. Недолго подсчитать, что за жилищное обслуживание самой “популярной” у нас трехкомнатной “распашонки” по минимуму придется отдавать 640 руб. в месяц. И это не считая стремительно растущих тарифов на коммунальные услуги. А еще у правительства есть для населения такой давно обещанный “подарок”, как обязательное страхование жилья. Дома-то рушатся и взрываются, и переселять уцелевших жильцов в новые квартиры для государства накладно. Вот и планируется возложить и эти расходы на население, которое через страховые компании будет само копить себе “аварийные”. Пока Госдума отложила на время рассмотрение законопроекта об обязательном страховании жилья, но, думается, что ненадолго. Эксперты полагают, что тарифы на обязательное страхование жилья составят 2 - 3% от рыночной стоимости квартиры. Можно прикинуть, что если однокомнатная квартира все в той же “хрущевке” сегодня в Астрахани стоит, в зависимости от района, от одного до полутора миллионов руб., то в год ее владелец должен будет заплатить за обязательное (!) страхование, как минимум, 20-30 тыс. рублей! Немыслимые деньги для подавляющего большинства населения. Есть государственная программа “Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда”. Работает она и в Астрахани. На нее до 2010 г. выделено 32 млрд. рублей на всю страну. Что можно построить за такие деньги? Максимум (и то если сильно напрячься и полностью исключить пресловутую коррупцию) – 1 млн. квадратных метров нового жилья, без учета, конечно же, столичных цен на недвижимость. Но цены на стройматериалы тоже растут со скоростью плесени. Из Фонда содействия реформированию ЖКХ на эти цели планируется выделить еще 100 млрд. рублей. Это – еще три млн. кв. метров. Чтобы построить их, нужны не только деньги, но и время. Но, повторюсь, в России непригодного для жизни жилья, носящего “статус” ветхого и аварийного, только по официальным данным, уже 93 млн. квадратных метров! И наша Астрахань в первой тройке “лидеров” по аварийному жилью. В общем, выделенные государством средства на улучшение жилищных условий - это вода в решете: пока строятся новые дома, приходят в упадок те, что еще вчера аварийными не были. Ведь капремонта удостоятся в ближайшее время, как говорилось выше, только 10% жилья. Генеральный директор Фонда Константин Цицин, выступая перед журналистами, неоднократно напоминал, что целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства является создание благоприятных условий проживания граждан, создание эффективных механизмов управления жилищным фондом, а также внедрение в отрасль ЖКХ ресурсосберегающих технологий. Пока существенных, реальных продвижений ни к одной из этих целей (если не считать замены 76 лифтов и парадно-показательной раскраски полутора десятков домов в Астрахани) по крайней мере в нашем регионе, не видно. На повестке дня все те же смрадные подвалы, текущие при любом дожде крыши, отсутствие холодной воды на верхних этажах. На взгляд руководителя Фонда К. Цицина, главная проблема в исправлении ситуации в ЖКХ сегодня — это “… не слабость принятых законодательных решений в сфере реформирования ЖКХ, а недостаточность решений по их применению”. По его мнению, и местные власти, и граждане зачастую попросту “…не имеют представления о заложенных в законах способах улучшения условий проживания”. Может, они, эти волшебные способы, и заложены в законы, но уж очень глубоко. И качество жизни людей в многоквартирных домах, несмотря на все декларируемые усилия власти, за три года, прошедшие с момента вступления нового Жилищного кодекса в силу, так и не улучшилось. А кто, простите, виноват в том, что народ и власти на местах не видят понятных и быстро реализуемых путей “улучшения условий проживания”? Винить в косности и “недостаточности решений” местные власти, на мой взгляд, несправедливо. Уж где-где, а именно в регионах, в органах местного самоуправления власти в первую очередь заинтересованы в том, чтобы в ЖКХ ситуация изменилась в лучшую сторону. И как можно скорее - кто будет раскачивать сук, на котором сидит? И уж совсем недальновидно винить народ в том, что он в правовом отношении безграмотен и не видит, от ограниченности мышления, своей выгоды в реформе. Народ на другой не поменяешь, уж какой есть – бытие определяет сознание. Выходит, мы либо неправильно делаем то, что задумали, или неправильно задумали то, что мы делаем? Все то, что предлагает сегодня реформа ЖКХ населению, а именно стать полноценными хозяевами своего жилья, нереализуемо до тех пор, пока в стране не будет покончено с бедностью. Но это уже совсем другая история.
Лира НЕМЦОВА, обозреватель “Волги”
Вся пресса за 9 июля 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование, Страхование имущества
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|