РБК, журнал,
13 августа 2008 г.
«Я над своим златом не чахну» 1145 просмотров
Основатель и совладелец страховой группы «РЕСО» Сергей Саркисов рассказал «РБК», как любовь подвигла его на первые заработки и что из этого получилось.
О главе компании «РЕСО-Гарантия» вполне можно сказать, что он живет на работе. Причем как в переносном, так и в прямом смысле: небольшой трехэтажный особняк в центре Москвы совмещает и дом, и офис. Неудивительно, что последний показался мне самым уютным из всех мною виденных: ковры, картины, массивная мягкая мебель и круглый стол с огромной вазой шоколадных конфет. Словом, некий компромисс для человека, который очень старается выстраивать приоритеты так, чтобы не жертвовать бизнесу абсолютно все время, предназначенное также для себя, семьи и друзей. Сергей Саркисов прочитал немало книг по управлению временем и понял, что получить власть над ним невозможно. Тем не менее он находит дни и часы, чтобы заниматься проблемой управления хаосом. И в этом, наверное, кроется не один лишь научный интерес, ведь в группу «РЕСО» входит не только страховой бизнес…
«Сыр бывает бесплатным только для второй мышки»
Какой вопрос в российском страховании вы находите самым болезненным? Безусловно, ОСАГО. Понимаю, данная тема непопулярна, но от нее никуда не деться. Это первый обязательный вид страхования в нашей стране, он сдвинул с мертвой точки весь страховой рынок. Был принят очень неплохой закон, но, к сожалению, нам не удалось ввести некий имущественный ценз, позволяющий отбирать для ОСАГО лишь крупных и ответственных игроков. Государство решило, что нельзя дискриминировать маленькие страховые компании. Поэтому сегодня у нас некоторые выходят на рынок, быстренько собирают деньги и разбегаются, а платят за них большие компании. Из 170 страховщиков в России осталось 140, и, по моим расчетам, из них исчезнет еще половина. В страховании, в отличие от банковской системы, директор и главный бухгалтер не утверждаются Федеральной службой страхового надзора, и в связи с этим люди, которые уже однажды дискредитировали себя на страховом рынке, могут беспрепятственно регистрировать новую компанию и опять собирать деньги, не намереваясь платить. О тарифах ОСАГО тоже сказано уже много, но, видимо, все же недостаточно, поскольку они не менялись почти шесть лет, несмотря на инфляцию и фантастические изменения в ценообразовании. Запчасти, к примеру; которые в 2002 году, когда рассчитывались тарифы, обходились в 10 рублей, теперь стали стоить 50-60. Сейчас Российский союз автостраховщиков готовит статистику по ОСАГО, чтобы доказать, что проблему тарифов по нему давно пора переводить из политической плоскости в экономическую. Бесплатным сыр бывает лишь в мышеловке. И то только для второй мышки.
У вас доля рынка по ОСАГО сократилась? Да, с 10 до 8,5%. Сегодня у нас убыточна работа более чем в 20 регионах. Там мы стараемся не продавать полисы, не платим комиссии агентам, до минимума сокращаем штат. К сожалению, те площадки, которые мы оставляем, осваивают не те, кого хотелось бы видеть. Теперь там работают лишь не собирающиеся платить. Значит, опять расплачиваться придется из средств гарантийного фонда. Но фонд не резиновый, и сколько это может продолжаться - не знаю.
Но пока что вы вынуждены присутствовать в данном сегменте? Да, потому что, во-первых, это довольно значительная часть нашего бизнеса. Во-вторых, мы агентская компания и не можем лишить агента такого массового продукта, как ОСАГО. И в-третьих, мы исходим из того, что ОСАГО в России, как и во всем мире, должно служить локомотивом, везущим за собой все остальные страховые вагоны. Однако если локомотив ущербен, вряд ли поезд прибудет в пункт назначения.
Какой здесь возможен самый пессимистичный сценарий? Полное использование гарантийного фонда. Думаю, мы к этому придем уже в начале следующего года. Массовое банкротство мелких и средних компаний, отказ от лицензий по данному виду страхования крупных игроков. И, наверное, принятие каких-то пожарных мер, а такие меры редко бывают конструктивными, ведь инструменты пожарного - лом и кирка. Было бы гораздо лучше, если бы государство работало мастерком, а не ломом. Россия скоро вступит в международное бюро «Зеленая карта». Предполагается, что отечественным страховщикам участие в этой системе обойдется в 500 тыс. евро. По силам ли такое игрокам рынка? В настоящее время условия, па которых российские страховые компании войдут в систему «Зеленая карта», как раз в процессе подписания. Это серьезный шаг, и у меня есть опасения в связи с ним. На страховых рынках Прибалтики я сам наблюдал, как разорялись местные игроки из-за кабальных условий, которые были навязаны международным бюро этим малым государствам. Очень не хотелось бы, чтобы подобную схему навязали и России. Вступать в данную систему, так же как и в ВТО, на любых условиях я считаю неправильным, и надеюсь, что государство нас поддержит. Если будут приняты те же условия, что и для прибалтийских стран, то большая часть заработанных в России денег уйдет по каналам перестрахования на Запад. Помогать надо больным, детям и старикам, а страховые компании в Европе живут прекрасно и в нашей помощи не нуждаются.
«Надо позволять людям совершать ошибки»
Помните, как заработали свой первый рубль? Конечно, помню. Мне было 15 лет, я ухаживал за девушкой и решил, что неправильно просить у папы деньги ей на подарок. Поэтому мы с одноклассниками разгрузили за восемь часов вагон угля, и так я заработал свои первые 5 рублей. Еще школьником на Курской-Сортировочной я разгрузил много вагонов.
Учась в МГИМО, тоже вагоны разгружали? В МГИМО я получал повышенную стипендию и еще работал художником-оформителем в московском объединении ателье.
У вас есть художественное образование? Нет, только в школе занимался оформлением стенгазет, вот и набил руку. (Смеется.)
А как пришли в страховой бизнес? При распределении были варианты - банковское дело или страховое. Я решил, что страхование интереснее, а банковское дело показалось чем-то очень скучным. Сейчас-то я так уже не думаю.
Чтобы создать страховую компанию, нужен был первоначальный капитал? Безусловно. Мне повезло, на том этапе меня поддержал Владимир Кругляк, который тогда возглавлял «Ингосстрах». Эта компания и стала нашим первым акционером, а еще - Автобанк и испанская корпорация «Чупа Чупс». Первоначальный капитал составлял примерно 100 тыс. долларов, по тем временам - 10 млн рублей.
Какие моменты были самыми сложными? Первый кризис случился в 1993 году, когда мы разошлись с партнером, но мне помог брат: он вошел в бизнес со своей неуемной энергией и позитивным настроем. Второй кризис - в 1998-м, когда мы потеряли все страховые резервы, поскольку правительство требовало от нас размещать их в госбумагах. Надо сказать, что в утверждении, будто каждый должен пережить кризис, есть свой смысл. Был очень тяжелый период, зато мы действительно полностью реорганизовали компанию и стали работать значительно эффективнее.
А что вы считаете самой большой удачей? Надеюсь, она еще впереди. Определенные надежды мы сегодня связываем с недавно созданной Компанией по продаже и обслуживанию грузовой техники. Это реально востребованные услуги: множество иностранных грузовиков бороздят просторы нашей необъятной родины, но техническим обслуживанием они не обеспечены даже в Москве - я уж не говорю о регионах. Приятно делать красивые вещи. Так, мы развиваем проект по строительству бизнес-отелей в России, поскольку сейчас в регионах у нас или очень дорогие гостиницы, или никаких. Уже начали строить в Ярославле и Кемерове, далее будут Краснодар, Ростов-на-Дону, Красноярск, Калининград. Данный проект весьма капиталоемкий, и мы собираемся искать партнера для него. Верю я и в ипотечное кредитование - наверное, символично, что в разгар ипотечного кризиса мы открываем ипотечный банк.
Как планируете заманивать клиентов? Процентными ставками? Знаете, демпинг - это дорога в никуда. Ставки будут рыночными, а клиентов станем привлекать за счет лучшего качества предлагаемых продуктов.
Какой вы начальник? Я человек очень вменяемый и, к сожалению, внушаемый. Считаю, что надо позволять людям совершать ошибки, ведь если человек не ошибается, то он вообще ничего не делает. Разумеется, можно оправдать и бездействие, но мне такие обоснования неинтересны. Во всех остальных случаях я больше собеседник, чем начальник. По крайней мере не припомню, чтобы говорил: «Это будет так, потому что я так решил». Всегда привожу аргументы в пользу своей позиции и умею слышать чужие доводы. Даже детям я никогда не заявлял просто «нельзя», а каждый раз старался перечислить причины, на основании которых ребенок сам мог бы сделать вывод, что так поступать не следует. «Время победить невозможно»
Вас деньги защищают? А у меня нет личных денег - все они в деле.
Разве не все равно, где именно деньги находятся? Ведь они есть. Не совсем. Вот у вас деньги, и вы над ними чахнете, как Кащей над златом... А я над своим златом не чахну.
Но вы располагаете большим капиталом... Нет, финансовыми ресурсами как таковыми мы не владеем. Мы владеем акциями подконтрольных нам компаний. Это другое качество владения - оно менее ликвидно. Имея деньги, можно их куда-то перебросить, во что-то вложить, что-то на них купить. Мы же не участвуем в коротких проектах. Мне это неинтересно, а нравится строить большие системы, их капитализировать и получать удовлетворение от такого вида деятельности.
У вас много друзей? Думаю, их можно пересчитать по пальцам одной руки... В основном это друзья детства и юности. Знаете, дружба требует времени. А когда у тебя есть деньги, у тебя его нет. У людей, которые обременены большой ответственностью в бизнесе или политике, не остается времени на дружбу. Хотя очень хотелось бы, конечно.
А как расставляет приоритеты человек, у которого нет времени? Я прочитал около 40 книг об управлении временем, и главное, что понял, - время победить невозможно. Научился ли я выстраивать приоритеты? Безусловно, еще нет. Но я над этим работаю. К сожалению, часто на первом месте не оказываются те, кто больше всего в тебе нуждается: семья, родители. Собственные нужды - забот)' о здоровье, отдых, спорт -тоже обычно откладываешь на потом.
Но ваше увлечение автомобильными гонками безопасным никак не назовешь... Здесь пока пришлось сделать паузу, поскольку я еще не залечил травму. 6 октября 2007-го произошла авария, и с тех пор мне провели уже четыре операции на руке. Надеюсь, к концу года полностью восстановлюсь. Так что время, которое раньше уходило на спорт, теперь тоже принадлежит бизнесу.
А как насчет путешествий? Они также отнимают слишком много времени... Впрочем, может быть, когда-нибудь я и дорасту до того, чтобы тратить его на познание мира. Просто я люблю динамичные виды спорта и отдыха. Видимо, потому так и не созрел для гольфа. Вот если бы в него играли бегом - кто быстрее добежит до лунки и закинет туда мячик, я бы, наверное, им увлекся. Но ведь считается, что в ходе игры в гольф удобно решать всякие деловые вопросы... Их вполне можно решить за 15 минут в кафе. А тратить два с лишним часа на игру плюс три часа на дорогу - это слишком большая роскошь. Хотя, не исключено, гольф тоже имеет право на жизнь, как способ медитации. Под ней я понимаю осмысление сделанного и того, что еще нужно сделать. Мне кажется, очень правильный способ медитации - это занятие наукой. Я в свое время защитил кандидатскую диссертацию по управлению, сейчас работаю в московском НИИ проблем управления, который создал мой друг, и там занимаюсь вопросами управления сложными системами и хаосом. Словом, учусь управлять неуправляемыми процессами - и сам удивляюсь тому, что это возможно.
Вся пресса за 13 августа 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Лица
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|