Неделя области, Саратов,
13 августа 2008 г.
Не так страшно страхование 1043 просмотра
Страхование профессиональной ответственности вместо лицензирования – хорошо это или плохо? Насколько эти механизмы способны заменить друг друга или дополнить? Разговоры на эту тему идут достаточно давно, но однозначного ответа так и не найдено. В Торгово-промышленной палате Саратовской области недавно прошел «круглый стол», участники которого, представители различных видов бизнеса, обсуждали плюсы и минусы нововведений.
Хождение за три моря По словам Дмитрия Лебедева, директора филиала «Саратов-РОСНО», на Западе механизм страхования уже давно отлажен и действует безукоризненно. Там стоит только споткнуться, как на помощь со всех сторон спешат страховые агенты, обещающие доказать, что некто не выполнил своих обязательств, не обеспечив вам безопасное передвижение. В России сегодня есть возможность застраховать свою ответственность у представителей практически любых сфер деятельности. Наиболее развит спрос на страхование в туристическом бизнесе. Как говорит Дмитрий Анпилогов, директор туристического агентства «Лагуна-тур», когда разговор зашел о финансовой ответственности, произошло укрупнение бизнеса. Крупные фирмы подтвердили свой статус туроператоров, мелкие стали турагентствами. Хотя поначалу многие восприняли новшество как некий дополнительный налог и не сразу осознали, что создается реальный механизм защиты интересов. Причем всех сторон. «Конечно, первой реакцией был шок. Думали, надо изъять деньги из оборота, заморозить их в банке, и неизвестно, кто будет ими пользоваться, – признается Анпилогов. – Когда узнали, что можно взять банковскую гарантию, то успокоились. Все мы иногда ошибаемся, и не всегда по своей вине. Нередко нам приходится отвечать за чужие ошибки, но своими деньгами. Поэтому страхование просто необходимо». Для турбизнеса суммы по гарантиям не так уж велики – 10 млн рублей. Зато сколько спокойствия! В качестве показательного примера преимущества страхования можно привести недавний скандал, в центре которого оказалась турфирма «Детур». Ее, в свою очередь, подвела турецкая сторона. В результате пострадали несколько тысяч россиян, которых выселяли из отелей на улицу. Сумма страховки, к которой добавились также страховые или банковские гарантии других туроператоров – партнеров «Детура», позволила компенсировать людям сорванный отдых на курорте. Минус закона о фингарантиях в другом. Сложно доказать, что наступил именно страховой случай. Приходится прибегать к судебным разбирательствам. В итоге деньги пострадавшие могут получить лишь спустя несколько месяцев.
Не смешно... Впрочем, не все россияне отправляются в дальние вояжи. Зато любой из нас может стать героем анекдотичной ситуации, когда на голову нежданно-негаданно падает кирпич. Только вот когда такое происходит в жизни, тут не до смеха. Все чаще из-за просчетов строителей наши дома рушатся, словно карточные. Не случайно предложение отменить лицензирование в стройиндустрии вызвало наибольший ажиотаж. Надежда Сатарова, председатель Саратовского регионального общественного учреждения по защите прав потребителей, призналась, что она противница обязательного страхования, и в первую очередь в сфере строительства. По мнению общественницы, лицензирование, которое проводит государство, защищает потребителя более надежно. Оно подразумевает проверку квалификации специалистов, нормативной базы, состояния оборудования и т.д. В то же время представители этого вида бизнеса не скрывают, что вопрос получения лицензии достаточно поверхностен. К тому же она вовсе не оценивает профессионализм строителя и не защищает от возможных рисков. Тем не менее лицензирование остается неким барьером на пути непрофессионалов и обеспечивает определенный контроль. Вместе с тем страхование ответственности также не гарантирует снижения вероятности допущения ошибок. Строительно-монтажные риски – очень сложный вид страхования, требующий индивидуального внимания в каждом случае. Поэтому здесь возможен третий путь – создание в России саморегулируемого объединения строителей, которое и будет осуществлять все фискальные и надзорные функции в отрасли. Сатарова и к этой идее отнеслась скептически, припомнив, что сталкивалась с подобным опытом, только в сфере торговли. Там создание СРО ничего не дало. Организации платили взносы, разработали кодекс чести, соблюли прочие формальности. И, конечно, сами себя контролировали. Правда, на качестве услуг все это никак не сказалось. В магазинах оказывались просроченные продукты, отсутствовала культура обслуживания, санитарные нормы не выполнялись. Зато предприниматели компенсировали затраты, увеличив цены на товары. Логично предположить, что в строительной сфере произойдет то же самое. Учитывая, что членство в СРО будет обходиться проектировщикам в 500 тыс. рублей, а строителям и того больше, можно просчитать, во что все выльется для потребителя. Поэтому участники «круглого стола» согласились, что в строительном бизнесе целесообразнее вести речь о комбинированном механизме, объединяющем, например, лицензирование или страхование и СРО.
Доктор, я вас не боюсь Профессиональная ответственность врачей – тема не менее спорная. Права пациентов защищены уголовным и гражданским законодательством, в том числе законодательством о защите прав потребителей. Но чувствуем ли мы себя по-настоящему в безопасности, обращаясь к врачу? Участившиеся случаи медицинских ошибок заставляют задуматься: «Кто и в каком размере должен компенсировать ущерб пациентам, возмещать расходы на их дальнейшее лечение?». В цивилизованных странах на этот вопрос был бы дан четкий ответ: «Страховка». Более того, там без нее врач даже лицензию получить не может. В России нет закона, обязывающего медиков страховать свою ответственность. Некоторые медучреждения делают это в добровольном порядке. Хотя, по мнению Рафика Седыкова, начальника отдела лицензирования и качества министерства здравоохранения Саратовской области, ко всему, что касается жизни и здоровья людей, надо подходить с большой осторожностью. Поэтому стартовые условия должны контролироваться государством, тем более учитывая количество частных клиник. Другое дело, что процедура лицензирования могла бы быть упрощена. «Срок лицензии – пять лет. Это довольно длительный период, – считает Седыков. – Подвергать все ежедневному и тотальному контролю невозможно. На практике каждый руководитель создает организацию, корпоративную культуру и осуществляет контроль согласно своему менталитету и пониманию». К тому же большинство медучреждений не имеет денег для приобретения страховки. Кроме того, есть еще одна особенность российской действительности. В нашей стране не существует жестких стандартов лечения тех или иных заболеваний. Учитывая повсеместную солидарность медицинских работников, доказать факт врачебной ошибки бывает не так-то просто. Да и медуслуги с введением страхования врачей могут значительно подорожать.
Вези меня, извозчик К перевозчикам претензий, пожалуй, накопилось не меньше. К слову, поводом для «круглого стола» стал как раз первый этап перехода на страхование саратовских перевозчиков. Необходимость этого вызвана тем, что в основном весь общественный транспорт перешел в частные руки. Появилось большое количество субъектов малого предпринимательства, в основном на автотранспорте, которые не обладают необходимой производственной, ремонтной базой и квалифицированными кадрами. Следовательно, пассажиры сегодня очень уязвимы, вверяя жизнь перевозчику. Андрей Данилов, председатель Союза гильдии саратовских перевозчиков, уверяет: сегодня это самый безопасный вид транспорта. Во-первых, лицензируется. Во-вторых, застрахован. Тезис спорный. И после заключения договоров о страховании, и при том, что лицензирование общественного транспорта отменять пока не планируется, количество ДТП на дорогах не снизилось. К тому же отсутствует лицензирование грузового транспорта. Налицо парадокс, констатировали участники «круглого стола», когда по одной полосе везут застрахованных пассажиров, по встречной – груз. И, случись ДТП, абсолютно непонятно, кто и каким образом будет нести ответственность. Тем временем правительство РФ на днях рассмотрело законопроекты о замене страхованием лицензирования некоторых видов предпринимательской деятельности, а также о сокращении списка товаров, подлежащих обязательной сертификации. Так, лицензирование отменяется в следующих сферах: перевозке грузов морским и речным транспортом, деятельности по погрузке-разгрузке опасных грузов и в почтовой связи. Лицензирование – вид государственного контроля за соблюдением соответствующих требований и условий в разных сферах деятельности, направленного на обеспечение законных интересов и здоровья граждан и безопасности государства. Страхование ответственности – один из основных видов страхования имущества, а также жизни и здоровья, который одинаково защищает и потребителя услуг, и их производителя, потому что перекладывает финансовые обязательства на плечи страховой компании.
Анна КУЗНЕЦОВА
Вся пресса за 13 августа 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Мероприятия, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 ноября 2024 г.
|
|
Финмаркет, 27 ноября 2024 г.
Госдума в 1-м чтении приняла законопроект о повышении штрафов для водителей за повторную езду без полиса ОСАГО
|
|
Парламентская газета, 27 ноября 2024 г.
Сенаторы рассмотрят закон об общих полисах ОСАГО России и Белоруссии
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
«Ренессанс страхование»: жертвами телефонных мошенников были четверть россиян
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
Треть опрошенных россиян сочли ДМС важнейшим условием при выборе работы
|
|
Коммерсантъ, 27 ноября 2024 г.
ОСАГО повышают обязательность
|
|
Известия, 27 ноября 2024 г.
Детальный зачет: кабмин прорабатывает инициативу о ремонте по ОСАГО б/у запчастями
|
26 ноября 2024 г.
|
|
Орелград, 26 ноября 2024 г.
Жизнь чиновников мэрии Орла застрахуют
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 26 ноября 2024 г.
Как работать страховым агентом в удалённом формате
|
|
Ведомости онлайн, 26 ноября 2024 г.
Госдума приняла закон о распространении действия ОСАГО на Белоруссию
|
|
Агентство городских новостей Москва, 26 ноября 2024 г.
Госдума одобрила законопроект о новых штрафах за повторное вождение без ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 26 ноября 2024 г.
Азербайджан и Турецкая Республика Северного Кипра подписали меморандум в области страхования
|
|
Финмаркет, 26 ноября 2024 г.
«Газпромбанк Инвестиции» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхования» с целевой ценой 140 руб.
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане зафиксирована рекордная выплата по страховке грузов
|
|
orenday.ru, Оренбург, 26 ноября 2024 г.
Афера не удалась: 4 автоподставщика вернут страховой компании 500 000 рублей
|
|
За рулем, 26 ноября 2024 г.
Эксперт предлагает минимизировать штрафы для тех, кто забыл полис ОСАГО в первый раз
|
|
Российская газета, 26 ноября 2024 г.
Процесс
|
|
День республики, Черкесск, 26 ноября 2024 г.
Получили господдержку по агрострахованию
|
 Остальные материалы за 26 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|