Интервью о путях развития российского страхования после августовского кризиса
Сегодня,
20 октября 1998 г.
Страховщикам предложено тихо умереть
1535 просмотров
Обостренное внимание к банковской системе, переживающей кризис, несколько отодвинуло на второй план проблемы страховых компаний, которые переживают не лучшие времена после известных событий 17 августа. Об этих проблемах и о возможных вариантах развития событий на российском рынке страхования корреспонденту "Сегодня" Георгию Осипову рассказывает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
— Создается впечатление, Игорь Юрьевич, что кризис не особенно затронул страховые компании — банкротств они не объявляют, введения внешнего управления слезно не просят, с клиентами рассчитываются как положено. Эдакий островок стабильности... — Вашими бы устами да мед пить. А впечатление о тиши и глади у страховщиков больше не от того, что мы клиентов не подводим, хотя это и факт, а потому, что оказались бесхозны, и нет никому до нас дела. Нам позволено молча умереть, благо страховщики шума не поднимают и касками у Белого дома стучать не собираются. Нет у нас инстанции типа Центробанка, которая бы так же поусердствовала, чтобы спасти систему страхования. Думаю, что власть просто не понимает всей серьезности проблемы, хотя правительство недавно подписало "Основные направления" развития страхования. — Так ведь в банках "зависли" средства вкладчиков, парализована платежная система, а у вас, кажется, нет таких глобальных проблем? — Миру известны два финансовых института с "длинными деньгами": банки и страховые компании. Долгосрочные инвестиции страховщиков США составляют четверть всех подобных инвестиций в экономику страны! У нас же в результате сегодняшних действий, а вернее — бездействия властей, по сути дела, расчищается поляна к 1 июля 1999 года — к тому времени, когда Россия обязана открыть рынок для западных компаний. Они придут, и для нормальной компании не будет проблемой вложить в дело 200—250 млн долл. И клиенты выиграют на первых порах. Вот только инвестировать выручку компании будут, конечно, в экономику своих стран. А это известный шаг к неустойчивости финансовой системы и потере независимости. — Не приходилось слышать, чтобы отечественные страховые компании вкладывали свои деньги в наше производство... — Страховщики вкладывали деньги в государственные ценные бумаги. В ГКО/ОФЗ "замерзло" около 4 млрд руб. И обратите внимание: покупали ГКО не для игры и обогащения, а потому, что были обязаны Минфином размещать страховые резервы таким образом. То есть государство приказало делать инвестиции только так, а не иначе. К тому же система страхования у нас еще не успела встать на ноги, окрепнуть и начать эффективный поиск вложений капиталов. Суммарная прибыль всех российских компаний сопоставима с показателями одной не самой крупной западной. — Понятно. Правительству, по вашему мнению, следует обеспокоиться судьбой страхового рынка, который будет утрачен, если не... — ... если не погасить обязательство по ГКО на 3—4 млрд руб. Пусть это уже совсем не те миллиарды, что были летом, понятно, что рубли с тех пор обесценились. Еще — если нескольким системообразующим компаниям не выделить стабилизационные кредиты в пределах 250 млн долл. Кроме того, пора предоставить страховщикам те льготы, которые предусматривались правительственной программой — разрешить тратить на страхование до 3% от себестоимости продукции. Перестать приравнивать страховые суммы к банковским вкладам и так же облагать их налогами. Речь же идет о получении у людей минимум на пять лет довольно больших сумм, которые они готовы вынуть из чулка! — И этого будет достаточно, чтобы клиенты страховых компаний жили спокойно? — Чтобы отечественный рынок развивался нормально, необходимо еще законодательно предусмотреть некоторые виды страхования. Мы ничего нового не предлагаем, кроме того, что апробировано во многих странах для развития национальных рынков: принять закон об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств и не рушить сложившуюся систему обязательного медицинского страхования. Автозакон не проходит в Думе потому, что там сильно лобби богатых, а бедные до депутатов не могут достучаться. Владельцы "мерседесов" и приватизаторы автопарков стеной встали на пути закона. Понятно, тот, кто ездит на шикарной машине, особо не беспокоится о страховке, а как раз владельцу "Жигулей" она не помешает, если, не дай Бог, стукнет "кадиллак". В проекте закона не предусматривается обязательного страхования гостранспорта, потому хозяевам частных парков он тоже неугоден. С медицинским страхованием вообще случится катастрофа, если в Думе пройдет предложение губернатора Читинской области. По нему страховые компании исключаются из системы, и платежи идут напрямую из Фонда обязательного медицинского страхования в клиники. В результате стоимость услуг возрастет, контроль страховщиков отомрет, и бюрократы начнут распределять собранные деньги, что им, по определению, всегда хочется делать. Нечто подобное во Франции привело едва ли не к коллапсу системы социального страхования и, соответственно, к развалу бюджета страны, но нам чужой опыт не урок. За всеми разговорами просматривается одно — попытка заменить страховую систему на бюрократически-распределительную. — Доводилось слышать суждения о том, что в предчувствии неизбежной капитуляции будущим летом наши страховые компании заняты сейчас подготовкой к возможно более выгодной продаже своих структур. Это так? — Компании надеются на здравый смысл правительства и законодателей, которые не захотят преподнести на блюдечке наш рынок западникам. Пока в России иностранцы собирают примерно 6% страховых премий. Если эта цифра превышает 20%, то это называется потерей рынка. Продолжится так, как идет — отдадим и больше 30%. Сейчас западные компании не обладают контрольными пакетами акций наших компаний, и это их сдерживает. Завтра их не остановит уже ничто. Вот и выходит, что российские страховщики, если не получат разумной поддержки государства, вынуждены будут думать только о продаже компаний. И похоже, что к этому их искусно подводят. Иначе трудно объяснить поразительное равнодушие к проблемам рынка, запреты, например, на хранение резервов в валюте и блокирование инициатив. А времени для того, чтобы спасти национальную систему страхования и сохранить ее самостоятельность, остается всего ничего.
Вся пресса за 20 октября 1998 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 июля 2025 г.

|
|
Кубанские новости, Краснодар, 11 июля 2025 г.
Суд обязал «Уральские авиалинии» выплатить компенсации после посадки самолета в поле

|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 11 июля 2025 г.
Страховой дом ВСК «прокинул» с выплатами очередного автомобилиста

|
|
Portnews, 11 июля 2025 г.
Верховный суд отстоял арбитров

|
|
ЮГА.ру, Краснодар, 11 июля 2025 г.
Что жители юга России знают об ОСАГО — результаты опроса

|
|
Европейско-Азиатские новости, Екатеринбург, 11 июля 2025 г.
Что жители УрФО знают об ОСАГО

|
|
Тульская служба новостей, 11 июля 2025 г.
Что жители Центрального Федерального округа знают об ОСАГО: результаты опроса Авито Авто

|
|
Коммерсантъ, 11 июля 2025 г.
Опять не выпускают самолет

|
|
БанкИнформСервис, Екатеринбург, 11 июля 2025 г.
Сбер: жители Екатеринбурга готовы в среднем потратить на покупку автомобиля 1,1 млн рублей

|
|
РИА Новости, 11 июля 2025 г.
ЭКСАР могут до 2026 г запретить сделки со страховщиками из недружественных стран – проект

|
|
Север-Пресс, Салехард, 11 июля 2025 г.
Задержки рейсов из-за дронов: могут ли пассажиры требовать компенсацию

|
|
Вечерний Петербург, 11 июля 2025 г.
Задержан житель Ленобласти, инсценировавший кражу премиального кроссовера для страховых выплат

|
|
Report.Az, Баку, 11 июля 2025 г.
ЦБА выдал обязательные предписания двум страховым компаниям

|
|
Недвижимость и строительство Петербурга, 11 июля 2025 г.
Страхование строительно-монтажных рисков: замедление объемов и рост требований

|
|
Вести Крым, 11 июля 2025 г.
За полгода высокотехнологичную медицинскую помощь получили более 7,5 тысяч крымчан

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июля 2025 г.
Продолжительные волны тепла становятся всё опаснее: учёные предупреждают о росте частоты

|
|
Эксперт Online, 11 июля 2025 г.
Страховщики оценили рост объема задержек рейсов в российских аэропортах в 2025 году

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июля 2025 г.
Почти 1000 страховщиков обанкротились с 2000 года: глобальный отчёт о неплатежеспособности страховых компаний

|
Остальные материалы за 11 июля 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|