Строительная газета,
5 сентября 2008 г.
Движению препятствует правовая туманность 917 просмотров
На отчетно-выборном собрании Союза строителей Урала, состоявшемся в конце июля, был рассмотрен вопрос о Федеральном законе "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 22 июля 2008 года № 148-ФЗ.
Союз строителей Урала неоднократно высказывал разумную и взвешенную точку зрения на расширенных заседаниях, научно-практических конференциях, в средствах массовой информации: надо не отменять лицензирование, а наоборот, совершенствовать данный институт регулирования. Были даны исчерпывающие пояснения в духе той позиции, которая очень подробно излагалась в открытых письмах в адрес руководства страны, Государственной Думы и Совета Федерации, что в такой отрасли, как строительство, уповать на созидательный потенциал саморегулирования достаточно опрометчиво, так как закон, форсированно принятый Государственной Думой, нуждается в серьезной доработке. К сожалению, обоснованные доводы не были услышаны. Для того чтобы заработала новая система правоотношений, основанная в первую очередь на имущественной ответственности членов СРО и снижении излишнего контроля государства, необходима понятная нормативно-правовая база, в том числе в техническом регулировании. Чего пока нет. Главной целевой направленностью внесенных в Градостроительный кодекс изменений является создание полноценного механизма перехода от государственного лицензирования к саморегулированию при доминирующей роли гражданского общества. Достигает ли поставленной цели принятый законодательный акт? На мой взгляд и по мнению большинства членов Союза строителей Урала, "СРО представляет собой полет гусей в тумане!". Мне трудно убедить себя в целесообразности принятого документа, так как собственные исследования концентрировались не только на переоценке "периметра регулирования", но и в постановке задач по созданию более эффективной и жизнеспособной системы функционирования строительной отрасли. Не секрет, что каждая инновация проверяется рынком. И далеко не все они выдерживают это испытание. Принятые "изменения" оказались за рамками анализа неопределенности функционирования рыночной системы, неустойчивости ожиданий агентов рынка (их менталитета), а также актуальной ныне темы - экономики, основанной на знаниях, ибо в современном мире, в свете новейших тенденций развития общества главным приоритетом государства должно стать развитие человеческого потенциала, то есть образования, науки и профессионального обучения. Реализация принятых изменений в Градостроительный кодекс мне напоминает железнодорожный состав, для разгона которого требуются время и большая мощность, а резкое торможение может привести к аварии. Строительство - не та отрасль, где надо постоянно экспериментировать. Априори ясно, что экономические преобразования должны носить научно-обоснованный и прагматичный характер. К сожалению, в Законе от 22 июля 2008 года № 148-ФЗ не найдено место таким важным понятиям, как, например, "виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства", "грубые нарушения". Выпали из поля зрения и такие понятия, как "расширение, техническое перевооружение и модернизация". Не раскрыты права членов СРО, их степень защиты. Уязвимость данного закона, который практически в каждой статье содержит слово "безопасность", обусловлена отсутствием технических регламентов. В отличие от лицензирования не прописаны основные принципы саморегулирования: будет ли обеспечиваться единство экономического пространства стандартов СРО и правил саморегулированием или же они будут носить "местечковый" характер. Закон не охватывает всех участников строительного рынка. За "бортом" оказались организации строительной индустрии, заказчики, монтажные, пусконаладочные фирмы и другие специализированные организации. В весьма трудное положение попадают малые и средние предприятия, которые уже в текущем году столкнутся с проблемами чрезмерно обременительно-финансового членства в СРО, неподъемных для них вступительных, членских взносов и платежей в компенсационный фонд. Установленные высокие барьеры входа на строительный рынок в значительной степени парализуют действие конкурентных механизмов. Малый и средний бизнес вынуждены будут пойти на укрупнение своих фирм или покинуть строительный рынок. "Ломовой" подход ко всем субъектам предпринимательской деятельности в строительстве без дифференциации взноса и требований по количественному составу чреват серьезными последствиями (на мой взгляд, нарушаются ст. 30 и 34 Конституции РФ, ибо ограничиваются экономическая свобода предпринимательства и принципы добровольности при создании юридических лиц). Всем известно, что в отрасли задействована масса узкоспециализированных организаций - электриков, сантехников, киповцев, монтажников торгового оборудования, вентиляции и так далее, от которых во многом зависит безопасность объектов капитального строительства. Уровень рентабельности у этих организаций по экспертным оценкам составляет от 0,03 до 5,6 процента и существенно ниже среднекорпоративного (12,9 процента). Это косвенно свидетельствует о чрезмерной налоговой нагрузке, которую несут такие предприятия. Тем более что по данному закону все взносы и платежи в компенсационные фонды будут осуществляться за счет прибыли, что противоречит логике здравого и экономического смысла. Одной из острейших проблем развития малого и среднего бизнеса остается угроза монополизации рынка в связи с формированием крупных компаний и как следствие - необеспечение гарантий прав членов СРО от возможных злоупотреблений руководства саморегулируемых организаций. Для сведения можно привести пример: сейчас из Москвы идет поток письменных предложений в адрес крупных строительных организаций о вступлении в межрегиональные саморегулируемые организации. Таким образом, уже начался раздел строительного рынка. К Закону № 148-ФЗ не были представлены финансово-экономические обоснования системы СРО, не просчитана цена вопроса системы саморегулирования для россиян, не сказано, и каким образом это отразится на стоимости строительства. Достаточно спорным, на мой взгляд, является пункт 5 статьи 55.16, предусматривающий, что в случае каких-либо, даже незначительных выплат из компенсационного фонда члены СРО должны внести взносы не ниже минимального размера, определяемого настоящим кодексом, в течение двух месяцев, то есть заплатить от 150 тысяч до миллиона рублей. Данное обременение будет непосильно для большинства строительных фирм, так как более 80 процентов субъектов строительного рынка России относятся к малому и среднему бизнесу. Компенсационный фонд СРО является обособленным имущественным комплексом и передается в управляющую компанию (УК). Средства, полученные от реализации размещения фонда, идут на его пополнение и вознаграждение УК. В отрасли осваивается более шести триллионов рублей инвестиций в основной капитал. Невольно напрашивается вопрос: не в этом ли весь секрет, что ради подобных финансовых фирм так спешно принимались изменения в Градостроительный кодекс? В данном контексте хотелось бы напомнить, что в базовом законе о СРО, в ст. 13, саморегулируемая организация вправе на выбор применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности: 1. Создание системы личного и (или) коллективного страхования. 2. Формирование компенсационного фонда. В принятом Законе N 148-ФЗ в ст. 55.4 предусматривается одновременно два способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО. Однако, если до 1 января 2009 года СРО не установит требование к страхованию гражданской ответственности, то сумма взносов в фонд увеличивается с каждого члена СРО более чем в 3 раза (до миллиона рублей)! В весьма трудном положении могут оказаться члены саморегулируемых организаций, страховые компании, так как первой и наиболее сложной фазой является несовершенство принятого закона в отношении страхования. В частности, отсутствует нормативно-правовая база по страхованию строительно-монтажных рисков и имущественной ответственности. Возвращаясь к вопросу о целях саморегулируемых организаций и содержании их деятельности (статья 55.1), хотелось бы еще раз заострить внимание, что основными целями СРО являются: предупреждение причинения вреда и повышение качества работ. Однако непосредственно СРО не осуществляет производственную деятельность, ее содержанием являются только разработка и утверждение документов, а также контроль за соблюдением членами СРО требований этих документов. Основываясь на теории систем, рискну предположить, что будет сложно проектировать организационные структуры управления саморегулирования. Потому что закон, к сожалению, не затронул такие общие для любых систем объекты, как вход, процесс, выход, развитие строительного комплекса, участие в реализации национальных проектов. Специалисты неоднократно обращались к авторам законопроекта с вопросом: в каких показателях измеряется "повышение качества работ"? В процентах, гектарах, килограммах? Ответа так мы и не получили. При сравнении изменений с законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части допуска субъектов предпринимательской деятельности на строительный рынок можно сделать безрадостный вывод: новые изменения в Градостроительном кодексе значительно усложняют процедуру получения свидетельства о допуске к работам, ибо многократно увеличиваются подготовка и оформление всевозможных документов, возрастает бюрократическая прослойка в масштабах страны. Согласно новому законодательству, следует принять с учетом базового закона о СРО № 135-ФЗ более десятка нормативно-правовых актов, а на уровне саморегулируемых организаций разработать свыше 40 документов, различных методических рекомендаций и регламентов (см. статью 55.2; 55.5). Например, только в одной статье 55.5 слово "требования" упоминается 35 раз!!! А где же права членов СРО? Это только часть замечаний, касающихся изменений в Градостроительном кодексе. Что делать? В концептуальном плане предстоит найти правильный вектор, который позволил бы сохранить баланс интересов государства и бизнеса в отрасли, творчески применить подходы, позитивно зарекомендовавшие себя при государственном лицензировании, а также методы, успешно используемые в зарубежной практике. Критические аргументации в адрес Закона № 148-ФЗ должны, думаю, приниматься во внимание! Закон нуждается в доработке, внесении поправок, направленных на развитие и поддержку предпринимательства, являющегося одним из факторов экономического роста. Должны быть учтены интересы и найдено место малому и среднему бизнесу при вступлении в СРО на основе дифференцированного подхода по количеству участников и снижению суммы взносов в компенсационный фонд. Мы понимаем, что нельзя раз и навсегда создать идеальные законы, которые бы обеспечили безупречное функционирование различных секторов экономики с непременным ростом производства, высоким уровнем конкурентоспособности и низкой инфляцией. Предстоит широкомасштабная по значимости работа по развитию инфраструктуры институтов "отраслевого" саморегулирования. Должны в срочном порядке реализовываться статьи закона с определением федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных: - на установление перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; - на установление порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций. На наш взгляд, допуск к работам по особо опасным, технически сложным и уникальным объектам (ст. 48.1) должен сохраниться за государством. Опираясь на базовый закон "О саморегулируемых организациях", следует ускорить принятие таких правовых актов, как порядок формирования компенсационных фондов и механизма выплат, увязав его с Налоговым кодексом РФ; порядок и особенности разработки стандартов и правил предпринимательской деятельности и соответствия их правилам деловой этики; порядок создания личного и коллективного страхования членов СРО и другие. Надеюсь, что будет устранена правовая коллизия, предусматривающая ограничение действия ранее выданных лицензий (со сроком до 2013 года) новым предельным сроком - до 1 января 2010 года. Это противоречит конституционному принципу запрета обратной силы закона (ст. 57), то есть переходный период от государственного лицензирования к саморегулированию по логике закона должен составлять пять лет, а не 1,5 года. Тем более что отстает процесс принятия технических регламентов в строительстве, а это затрудняет определение списка работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. На мой взгляд, было бы целесообразным сохранить и приумножить потенциальные возможности ФГУ ФЛЦ. За полтора десятилетия своей работы система государственного лицензирования накопила значительный опыт. Созданы информационная база о всех проектно-изыскательских и строительных организациях, единый государственный реестр, налажен процесс повышения квалификации и организационно-техническое сопровождение процесса оформления документов на получение лицензии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Именно здесь должны происходить формирование стратегического партнерства со строительным сообществом, развитие и оптимизация нормативно-правовых основ регулирования предпринимательства, укрепление информационной и кадровой базы строительной отрасли России.
Вот ведь как выходит: не успели принять Закон о саморегулируемых организациях в строительстве (в виде поправок в Градостроительный кодекс РФ), как тут же потребовалась его доработка. Многие вопросы оказались нерешенными, а судьба малого и среднего бизнеса в строительстве и вовсе вызывает большую тревогу. В самом деле, кто будет проводить техническую политику в отрасли? Кому поручить регулярное обновление нормативов? Ведь и сегодня эта работа сильно запущена. А когда строительные организации разбредутся по своим саморегулируемым квартирам, им и вовсе будет не до того. Заинтересуют ли их инновационные разработки, новые технологии, если главным остается получение сиюминутной прибыли и пробивание заказов?! Разве хоть кто-то вспоминает сегодня об эффективности капитальных вложений? Сорвать подряд, заработать хоть какие-то деньги, а там - трава не расти... Саморегулирование - процесс длительный. Его становление растянется на годы и десятилетия. Кавалерийские атаки тут мало чем помогут. А потому надо серьезно продумать, как нам жить в этот переходный период, чем заткнуть зияющие дыры общеотраслевых проблем, столь явственно проступившие после принятия Закона № 148-ФЗ.
Виктор ТЕРЕНТЬЕВ, Отдел экономической политики "СГ"
Вся пресса за 5 сентября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
25 апреля 2025 г.

|
|
Авторамблер, 25 апреля 2025 г.
В России подешевели полисы ОСАГО

|
|
Право.Ru, 25 апреля 2025 г.
ВС разрешил страховщикам получать копии документов о ДТП

|
|
Российская газета онлайн, 25 апреля 2025 г.
Банковские аналитики: Стоимость страховки растет в зависимости от роста и веса

|
|
Петербургский дневник, 25 апреля 2025 г.
ДСЖ набирает популярность: Сбер зафиксировал первый миллиард рублей сборов

|
|
ТАСС, 25 апреля 2025 г.
Сбер зафиксировал первый млрд рублей инвестиций в ДСЖ

|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 апреля 2025 г.
Сервисы онлайн-выплат трансформируют рынок страхования в Казахстане

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 25 апреля 2025 г.
Западные компании устроят гонку за возвращение на российский рынок

|
|
МК в Туле, 25 апреля 2025 г.
Власти Тулы потратят на страховки ОСАГО 3,5 млн рублей

|
|
Газета.Ru, 25 апреля 2025 г.
В Госдуме объяснили смысл изменения процедуры страхования от ЧС

|
|
Беларусь сегодня, 25 апреля 2025 г.
В России и Беларуси началась продажа единых полисов автострахования

|
|
Office life, Минск, 25 апреля 2025 г.
В Беларуси заработали новые правила автострахования. Семь важных моментов для водителей

|
|
Версия, 25 апреля 2025 г.
Названы лидирующие по количеству случаев укусов клещей российские города

|
|
Солидарность, 25 апреля 2025 г.
Профорганизация ООО «Марикоммунэнерго» обеспечила коллектив страховой защитой

|
|
Report.Az, Баку, 25 апреля 2025 г.
Страховой рынок Азербайджана в I квартале вырос на 7%

|
|
Орелград, 25 апреля 2025 г.
Орловцы стали щедрее страховать свою жизнь

|
|
МК во Пскове, 25 апреля 2025 г.
Псковичей предупреждают о поддельных полисах ОСАГО

|
|
Бизнес online, Казань, 25 апреля 2025 г.
Россиян предупредили о мошеннических схемах, связанных с заменой полисов ОМС на электронные

|
 Остальные материалы за 25 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|