Эксперт-Урал,
13 октября 2008 г.
Хочется стабильности 855 просмотров
Первые пять лет работы ОСАГО определили проблемы, которые приводят к ежегодному увеличению выплат, низкой рентабельности и, как результат, к банкротству страховщиков. Финансовую устойчивость участников рынка могут обеспечить увеличение базовых тарифов ОСАГО и более гибкое формирование территориальных коэффициентов.
Исполнилось пять лет с момента вступления в силу закона об ОСАГО — обязательном страховании автогражданской ответственности. ОСАГО позволило страховым компаниям существенно расширить клиентскую базу, а многомиллионные вливания в отрасль направить на развитие рынка, расширение филиальных сетей компаний, формирование штата агентов. Однако по прошествии пяти лет стало очевидно и несовершенство системы.
К чему привело На первых порах максимальная сумма выплат в 120 тыс. рублей позволяла полностью укладываться в установленные лимиты 99% убытков: цифра соответствовала средней стоимости 60% авто в стране. Сейчас многим автовладельцам компенсации недостаточно. Выходом могло бы стать периодическое увеличение лимитов с учетом инфляционной составляющей и средней стоимости автопарка. Кроме того, при разработке закона об ОСАГО не учитывалась региональная специфика: стоимость ремонта автомобиля в средней полосе России, на Урале и в отдаленных городах тюменского севера отличается коренным образом. Крупные страховщики несли убытки в одних регионах, но могли себе позволить компенсировать их доходами в других. Однако постепенно количество территорий-доноров сокращалось, а реципиентов — увеличивалось. Труднее всех пришлось региональным страховым компаниям: они фактически стали заложниками ОСАГО. Все эти проблемы обусловили стабильный рост уровня выплат по ОСАГО в течение всех пяти лет. По состоянию на 30 сентября 2003 года они составляли 3,6%. В I квартале 2005 года впервые превысили допустимый уровень безубыточности в 77% — в Челябинской области и Пермском крае. В I квартале 2006−го к этим регионам присоединилась Тюменская область с округами. Максимум выплат пришелся на первый квартал текущего года — 94,5%. (Эффект «первого квартала» объясним: в это время проходят выплаты по сложным страховым случаям предыдущего года.) По состоянию на начало второго полугодия-2008 уровень выплат снизился до 76,3%. По оценке аналитического центра «Эксперт-Урал», по итогам 2008 года он составит 79 — 87%.
Что в итоге В ближайшем будущем коренных изменений, направленных на повышение эффективности компаний на рынке ОСАГО, ожидать не стоит. Некоторые поправки к закону могут только усугубить ситуацию. Негативно отразятся на рентабельности увеличение с 1 марта 2008 года лимита на каждого пострадавшего до 160 тыс. рублей и введение штрафных санкций в отношении страховых компаний (за задержку выплат — штраф в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки). Однако есть и нововведения, которые позволят рынку выйти на качественно новый уровень. Среди них упрощенное оформление мелких ДТП без вызова ГИБДД (по «европейскому протоколу»: если убыток не превышает 25 тыс. рублей, в инциденте участвуют не более двух автомобилей, нет пострадавших, нет вреда жизни и здоровью участников ДТП, а один из них признал себя виновным) и прямое возмещение вреда. Изменения должны способствовать сокращению времени на урегулирование страхового события и решение оперативных вопросов. Система прямого урегулирования предполагает, что в случае ДТП автовладелец будет обращаться не к страховщику причинителя ущерба, а в свою страховую компанию. Последняя произведет выплату и по системе взаиморасчетов вернет себе средства от страховщика второго участника ДТП через специальный клиринговый центр. Этот механизм должен упростить схему получения возмещения для потребителя, а также исключить проблему минимизации страховой выплаты, поскольку страховщик отныне в этом не заинтересован. Каковы могут быть последствия изменений? О перспективах внедрения системы упрощенного урегулирования игроки пока высказываются скептически. «Возможность оформления ДТП без привлечения ГИБДД увеличит убыточность страховых компаний примерно на 15 — 20%. До сих пор непонятно, каким образом страхователь сможет самостоятельно оценить, укладывается он в 25 тыс. рублей или нет. Кроме того, нововведение может спровоцировать возобновление конфликтов между участниками дорожного движения, сведенных к минимуму за счет развития ОСАГО как цивилизованного способа урегулирования ДТП. Чтобы система была эффективной, необходимо создать единые общие правила определения убытков и оценки ущерба, для проведения взаиморасчетов и оперативной работы с каждым клиентом сформировать общую базу страховщиков», — предлагает начальник Управления по работе с автосалонами филиала Уральская дирекция ОАО «РОСНО» Екатерина Потапова. Введение прямого урегулирования в ОСАГО может положительно повлиять на качественное развитие рынка. «Вероятнее всего, в скором времени начнется рост выплат по ОСАГО и “гонка вооружений” по предоставлению дополнительных сервисов с целью привлечения клиентов, — говорит заместитель генерального директора по автострахованию компании “Русский мир” Андрей Знаменский. — Также произойдет сильная ротация страховщиков, перераспределение долей рынка из-за стремления граждан застраховаться в компании, которая хорошо платит. А насколько чувствительным для рынка окажется сокращение числа игроков, будет определяться системой финансовых гарантий в рамках прямого возмещения и тарифной политикой правительства». При всех положительных моментах системные проблемы рынка ОСАГО решены не будут. Без увеличения базовых тарифов и изменения территориальных коэффициентов все нововведения неминуемо приведут к тому, что вследствие роста частоты страховых случаев и страхового мошенничества увеличатся объемы страховых выплат. А убыточность к концу 2009 года в целом по рынку ОСАГО, по разным оценкам экспертов, способна превысить 100%. В таких условиях финансовая устойчивость игроков рынка может быть серьезно подорвана.
Александр НОСОВ, аналитический центр «Эксперт-Урал» Рисунки и таблица
Вся пресса за 13 октября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Динамика рынка, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
5 мая 2025 г.

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 5 мая 2025 г.
В Краснодарском крае спрос соискателей на вакансии с ДМС вырос на 114%

|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 5 мая 2025 г.
Ингосстрах обжаловал выплату страховки из-за атак белгородского завода сапфиров

|
|
Regnum, 5 мая 2025 г.
В Москве задержали банду, инсценировавшую 500 ДТП

|
|
Национальное аграрное агентство, 5 мая 2025 г.
Мишустин призвал аграриев активнее страховать урожай

|
|
Интерфакс, 5 мая 2025 г.
Баффет покинет пост CEO Berkshire Hathaway в конце года

|
|
Интерфакс, 5 мая 2025 г.
Минфин поддержал продление эксперимента по исламскому банкингу до сентября 2028 года

|
|
Банки.ру, 5 мая 2025 г.
Китайские авто страхуют по каско чаще всего, российские — реже всего: исследование Банки.ру

|
|
zakon.kz, 5 мая 2025 г.
Рост аварийности в Казахстане стимулирует рынок автострахования

|
|
Вестник агропромышленного комплекса, 5 мая 2025 г.
Сергей Простатин: «Агрострахование с господдержкой — это инструмент защиты АПК от непредвиденных капризов погоды»

|
|
Вестник агропромышленного комплекса, 5 мая 2025 г.
Корней Биждов: «Агрострахование становится значимым элементом Системы управления рисками АПК — аграрии получили рекордные страховые выплаты»

|
|
Региональный информационно-аналитический центр (РИАЦ), Волгоград, 5 мая 2025 г.
В Волгоградской области растет популярность вакансий с дополнительными страховками

|
|
AK&M, 5 мая 2025 г.
Банки и ключевые страховые компании США отказываются поддерживать бурение в Арктике

|
|
ТАСС, 5 мая 2025 г.
Мишустин призвал сельхозпроизводителей шире применять механизмы страхования урожая

|
|
Известия онлайн, 5 мая 2025 г.
Эксперт спрогнозировал рост цен на автомобильном рынке

|
|
Интерфакс, 5 мая 2025 г.
Мишустин призвал к более широкому использованию механизмов страхования урожая

|
|
Day.az, 5 мая 2025 г.
Эти лекарства в Азербайджане можно будет получить бесплатно

|
|
Авто.ру, 5 мая 2025 г.
Путин запретил навязывать «допы» при продаже машин: изменит ли это рынок?

|
Остальные материалы за 5 мая 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|