Туринфо,
26 августа 2008 г.
Страховка от операторов 1026 просмотров
Исчезновение компании "Детур" показало, что финансового обеспечения в 10 млн. рублей не хватает для того, чтобы возместить ущерб всем туристам даже некрупного оператора. Пока страховщики говорят о том, что фингарантии необходимо увеличить как минимум до 50 или 100 млн. руб. Но проблема, которая активно обсуждалась при подготовке первых поправок в закон о туризме, остается прежней: эти суммы могут оказаться неподъемными для многих небольших компаний и недостаточными для операторов первого эшелона.
Рано или поздно проблема размера гарантии должна была возникнуть. Случай с "Детуром" - оператором среднего эшелона - лишь подтвердил на практике, что если проблемы возникнуту крупной компании, то 10 млн. точно не помогут. "Сумма в 10 млн. руб. покроет реальный ущерб, причиненный 444 пассажирам при условии, что за тур они заплатили не более 22, 5 тыс. руб. каждый. Вместимость наиболее популярных авиалайнеров на массовых направлениях - от 180 пассажиров (Ту-154) до 350 (Ил-86), и может достигать 468 пассажиров (Боинг-747). Таким образом, если с финансовыми проблемами столкнется туроператор из первой десятки, отправляющий не один и не два таких самолета в день, суммы в 10 мл н не хватит", - отметила Елена Скуратова, Управляющий директор по комплексному страхованию в туризме 000 "Группа Ренессанс Страхование". Но увеличение размера фингарантии вновь поднимает вопрос о том, смогут ли справиться с ними небольшие операторы, а главное - зачем им платить обеспечение в размере, многократно превышающем их реальные объемы. Уже сейчас маленькой компании, которая работает преимущественно как агентство и продает собственные туры, например, в Белоруссию, приходится платить столько же, сколько оператору, ставящему десятки чартерных рейсов в неделю. В глупом положении оказываются и принимающие операторы. Ведь туристы, приезжающие в Россию из других стран, уже застрахованы у себя на родине. Да и добиться выплат, если страховой случай все же произойдет, будет непросто: ведь у иностранца нет контракта с российской турфирмой, договорные обязательства связывают его лишь с отправляющей компанией. То есть оператор, занимающийся въездным туризмом, отдает деньги страховщику практически безвозмездно - даже если что-то случится, туристы их не увидят.
Почему не от оборота Многие операторы говорят о том, что фингарантии надо привязывать к обороту. Этот вариант действительно позволил бы снять многие вопросы. Но страховщики выступают против. "Ни для кого не секрет, что в туристической отрасли очень активно применяются самые разные схемы оптимизации налогообложения - от самых примитивных, когда попросту не учитываются операции, до более сложных; широко используются счета резидентов зарубежных стран и т.п., - пояснила Наталья Кучерова, начальник управления страхования путешествий страховой группы "Уралсиб". - Боюсь, что мало по какому юридическому лицу, фигурирующему в Реестре, мы сможем получить достоверные цифры, касающиеся его реального оборота. К тому же, естественно, при условии прямой зависимости между величиной оборота компании и величиной фингарантии туроператоры будут заинтересованы в снижении официального оборота любым путем, и, может быть, введение такой методики расчета фингарантии приведет к тому, что темпы выхода отрасли "из тени" замедлятся". Впрочем, подсчитав, какой может быть сумма фингарантии для крупной компании, если ее привязать к обороту, мы усомнились в реальности этой идеи. Например, возьмем компанию с оборотом 500 млн. евро, которая в год обслуживает 400 тыс. туристов при средней стоимости тура 1-1, 5 тыс. евро и глубине продаж 4-2 недели. Эксперт банка "Уралсиб" предложил следующий вариант подсчета: "400 тыс. туристов делим на 52 недели в году, умножаем на 4 недели (глубина продаж) и на 1, 5 тыс. евро (стоимость тура). Получается 46 млн. евро или 1 700 000 000 руб". Конечно, подсчет очень приблизительный, да и за основу взяты максимальные показатели. Но в таком случае при существующих тарифах страховая премия составит 400 тыс. евро, то есть большую часть оборота компании.
Каждому - по страховке Существует еще один способ обезопасить туристов, не ставя при этом туроператоров в неравные условия: страховать каждого путешественника отдельно. "На мой взгляд, надо прислушаться к тем участникам рынка, которые предлагают страховать каждого туриста на сумму, соответствующую стоимости его тура, - отметила г-жа Кучерова. - Это можно оформить как договор страхования ответственности туроператора, где он будет выступать в качестве страхователя, а клиент - в качестве выгодоприобретателя по конкретному туру". Плюсы такого варианта в том, что каждый клиент будет иметь на руках свидетельство своей страховой защиты и самостоятельно контролировать объем этой защиты. Кроме того, при наступлении страхового случая каждый клиент будет защищен на 100% независимо от того, сколько еще лиц будет претендовать на выплату страхового возмещения. Страховой компании будет гораздо легче рассчитать объем возмещения и произвести выплату в кратчайшие сроки. Наконец, будет соблюден принцип "справедливости" распределения страховых взносов по отношению к оборотам туроператоров. Но такой способ находит поддержку далеко не у всех страховщиков. Дело в том, что в каждой стране риски могут отличаться, соответственно, сумма страховой премии тоже должна быть разной. Кроме того, и в операторской компании, и в страховой такая схема существенно увеличит документооборот и, соответственно, расходы. Да и с российским законодательством не все гладко. "Чтобы ввести такую схему, нужно будет изменить ряд актов в гражданском законодательстве", - пояснила Анна Гладун, генеральный директор юридической консультации "Визит". По словам Евгения Писаревского, главы правового управления Ростуризма, "на практике заключать отдельно каждый договор страхования нереально: никто не сможет проконтролировать, действительно ли договоры заключаются. Кроме того, не понятно, как будет работать в этом случае банковская гарантия".
Полпроцента Пока наиболее вероятно, что гарантии будут повышены до 50 млн. руб. - именно такой размер обеспечения планировался изначально. Страховщики обещают, что в случае введения этой суммы процент страховой премии будет снижен. В данный момент все страховые компании руководствуются тарифами, разработанными Всероссийским Союзом Страховщиков. Минимальный тариф для международного туризма составляет 0, 961% от страховой суммы, максимальный - 12%. "Как правило, тарифная ставка при существенном увеличении страховой суммы уменьшается. Предварительно можно говорить о тарифе 0, 4-0, 5%, то есть при гарантии в 100 млн. руб. платеж может составить 400-500 тыс. руб.", - отметила Галина Гуляева, директор Центра страхования ответственности "РОСНО". Многое будет зависеть и от страховой истории туроператора. По словам г-жи Скуратовой, накопленная за период более одного года совокупная статистика позволит страховому сообществу достаточно корректно рассчитать тариф при увеличении финансовой ответственности туроператоров и страховой суммы соответственно. В среднем платежи составляют 1, 5-1, 6% от страховой суммы. То есть при финансовой гарантии в 50 млн. средний платеж может составить 750 тыс. руб. А при страховой сумме в 100 млн. минимальный платеж может быть 960 тыс. руб., если не внесут изменения в стандартные правила страхования в части объема покрытия и методики расчета тарифа. Глава Росстрахнадзора Сергей Ломакин-Румянцев посоветовал и самим страховщикам внимательнее относиться к своим клиентам. Проводить проверку страхуемой компании, отказывать, если есть какие-либо сомнения. По его мнению, возможна и желательна такая ситуация, при которой ненадежная компания просто не сможет найти себе гаранта.
Вся пресса за 26 августа 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Ежегодные застрахованные убытки от катастроф около $150 млрд становятся «новой нормой»
|
|
Парламентская газета, 22 января 2025 г.
Штрафы по договорам страхования для такси предлагают снизить
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
В ГД внесли законопроект о снижении штрафов для такси за отсутствие полиса ОСГОП
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Китай нарастил усилия в борьбе с мошенничеством в сфере страхования
|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 22 января 2025 г.
У таксистов есть шансы получить возможность заключать гибкие договоры страхования
|
|
ПРАЙМ, 22 января 2025 г.
Проект о расширении способов извещения о ДТП по европротоколу готов ко II чтению в Госдуме
|
|
Татар-информ, Казань, 22 января 2025 г.
В Казани стартовал суд над автоподставщиками, которые устраивали ДТП в Москве
|
|
СибМедиа, 22 января 2025 г.
В Красноярском каре изменят стоимость ОСАГО
|
|
Эксперт Online, 22 января 2025 г.
ЦБ запустил сервис для проверки деловой репутации
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
РЖД отключили автоматическую «галочку» на допуслуги при оформлении билета
|
|
Интерфакс, 22 января 2025 г.
Комитет Думы рекомендовал к I чтению поправки о запуске 10-дневных полисов ОСГОП
|
|
Медвестник, 22 января 2025 г.
Верховный суд запретил штрафовать медорганизации за выбор завышенных тарифов ОМС
|
|
Лента.Ру, 22 января 2025 г.
Стоимость страхования электромобилей Tesla оказалась неподъемной
|
|
Report.Az, Баку, 22 января 2025 г.
ЦБА разработал новые правила корпоративного управления для страховых компаний
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 22 января 2025 г.
За сгоревший отель «Камарумс» страховая компания выплатила владельцам 20 миллионов рублей
|
|
Новгородские ведомости, 22 января 2025 г.
Автовладельцы могут подать онлайн-заявление на выплаты по ОСАГО при любом ДТП
|
|
Тверские ведомости, 22 января 2025 г.
Жители Верхневолжья стали чаще страховать жизнь и здоровье
|
 Остальные материалы за 22 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|