Туринфо,
26 августа 2008 г.
Страховка от операторов 1040 просмотров
Исчезновение компании "Детур" показало, что финансового обеспечения в 10 млн. рублей не хватает для того, чтобы возместить ущерб всем туристам даже некрупного оператора. Пока страховщики говорят о том, что фингарантии необходимо увеличить как минимум до 50 или 100 млн. руб. Но проблема, которая активно обсуждалась при подготовке первых поправок в закон о туризме, остается прежней: эти суммы могут оказаться неподъемными для многих небольших компаний и недостаточными для операторов первого эшелона.
Рано или поздно проблема размера гарантии должна была возникнуть. Случай с "Детуром" - оператором среднего эшелона - лишь подтвердил на практике, что если проблемы возникнуту крупной компании, то 10 млн. точно не помогут. "Сумма в 10 млн. руб. покроет реальный ущерб, причиненный 444 пассажирам при условии, что за тур они заплатили не более 22, 5 тыс. руб. каждый. Вместимость наиболее популярных авиалайнеров на массовых направлениях - от 180 пассажиров (Ту-154) до 350 (Ил-86), и может достигать 468 пассажиров (Боинг-747). Таким образом, если с финансовыми проблемами столкнется туроператор из первой десятки, отправляющий не один и не два таких самолета в день, суммы в 10 мл н не хватит", - отметила Елена Скуратова, Управляющий директор по комплексному страхованию в туризме 000 "Группа Ренессанс Страхование". Но увеличение размера фингарантии вновь поднимает вопрос о том, смогут ли справиться с ними небольшие операторы, а главное - зачем им платить обеспечение в размере, многократно превышающем их реальные объемы. Уже сейчас маленькой компании, которая работает преимущественно как агентство и продает собственные туры, например, в Белоруссию, приходится платить столько же, сколько оператору, ставящему десятки чартерных рейсов в неделю. В глупом положении оказываются и принимающие операторы. Ведь туристы, приезжающие в Россию из других стран, уже застрахованы у себя на родине. Да и добиться выплат, если страховой случай все же произойдет, будет непросто: ведь у иностранца нет контракта с российской турфирмой, договорные обязательства связывают его лишь с отправляющей компанией. То есть оператор, занимающийся въездным туризмом, отдает деньги страховщику практически безвозмездно - даже если что-то случится, туристы их не увидят.
Почему не от оборота Многие операторы говорят о том, что фингарантии надо привязывать к обороту. Этот вариант действительно позволил бы снять многие вопросы. Но страховщики выступают против. "Ни для кого не секрет, что в туристической отрасли очень активно применяются самые разные схемы оптимизации налогообложения - от самых примитивных, когда попросту не учитываются операции, до более сложных; широко используются счета резидентов зарубежных стран и т.п., - пояснила Наталья Кучерова, начальник управления страхования путешествий страховой группы "Уралсиб". - Боюсь, что мало по какому юридическому лицу, фигурирующему в Реестре, мы сможем получить достоверные цифры, касающиеся его реального оборота. К тому же, естественно, при условии прямой зависимости между величиной оборота компании и величиной фингарантии туроператоры будут заинтересованы в снижении официального оборота любым путем, и, может быть, введение такой методики расчета фингарантии приведет к тому, что темпы выхода отрасли "из тени" замедлятся". Впрочем, подсчитав, какой может быть сумма фингарантии для крупной компании, если ее привязать к обороту, мы усомнились в реальности этой идеи. Например, возьмем компанию с оборотом 500 млн. евро, которая в год обслуживает 400 тыс. туристов при средней стоимости тура 1-1, 5 тыс. евро и глубине продаж 4-2 недели. Эксперт банка "Уралсиб" предложил следующий вариант подсчета: "400 тыс. туристов делим на 52 недели в году, умножаем на 4 недели (глубина продаж) и на 1, 5 тыс. евро (стоимость тура). Получается 46 млн. евро или 1 700 000 000 руб". Конечно, подсчет очень приблизительный, да и за основу взяты максимальные показатели. Но в таком случае при существующих тарифах страховая премия составит 400 тыс. евро, то есть большую часть оборота компании.
Каждому - по страховке Существует еще один способ обезопасить туристов, не ставя при этом туроператоров в неравные условия: страховать каждого путешественника отдельно. "На мой взгляд, надо прислушаться к тем участникам рынка, которые предлагают страховать каждого туриста на сумму, соответствующую стоимости его тура, - отметила г-жа Кучерова. - Это можно оформить как договор страхования ответственности туроператора, где он будет выступать в качестве страхователя, а клиент - в качестве выгодоприобретателя по конкретному туру". Плюсы такого варианта в том, что каждый клиент будет иметь на руках свидетельство своей страховой защиты и самостоятельно контролировать объем этой защиты. Кроме того, при наступлении страхового случая каждый клиент будет защищен на 100% независимо от того, сколько еще лиц будет претендовать на выплату страхового возмещения. Страховой компании будет гораздо легче рассчитать объем возмещения и произвести выплату в кратчайшие сроки. Наконец, будет соблюден принцип "справедливости" распределения страховых взносов по отношению к оборотам туроператоров. Но такой способ находит поддержку далеко не у всех страховщиков. Дело в том, что в каждой стране риски могут отличаться, соответственно, сумма страховой премии тоже должна быть разной. Кроме того, и в операторской компании, и в страховой такая схема существенно увеличит документооборот и, соответственно, расходы. Да и с российским законодательством не все гладко. "Чтобы ввести такую схему, нужно будет изменить ряд актов в гражданском законодательстве", - пояснила Анна Гладун, генеральный директор юридической консультации "Визит". По словам Евгения Писаревского, главы правового управления Ростуризма, "на практике заключать отдельно каждый договор страхования нереально: никто не сможет проконтролировать, действительно ли договоры заключаются. Кроме того, не понятно, как будет работать в этом случае банковская гарантия".
Полпроцента Пока наиболее вероятно, что гарантии будут повышены до 50 млн. руб. - именно такой размер обеспечения планировался изначально. Страховщики обещают, что в случае введения этой суммы процент страховой премии будет снижен. В данный момент все страховые компании руководствуются тарифами, разработанными Всероссийским Союзом Страховщиков. Минимальный тариф для международного туризма составляет 0, 961% от страховой суммы, максимальный - 12%. "Как правило, тарифная ставка при существенном увеличении страховой суммы уменьшается. Предварительно можно говорить о тарифе 0, 4-0, 5%, то есть при гарантии в 100 млн. руб. платеж может составить 400-500 тыс. руб.", - отметила Галина Гуляева, директор Центра страхования ответственности "РОСНО". Многое будет зависеть и от страховой истории туроператора. По словам г-жи Скуратовой, накопленная за период более одного года совокупная статистика позволит страховому сообществу достаточно корректно рассчитать тариф при увеличении финансовой ответственности туроператоров и страховой суммы соответственно. В среднем платежи составляют 1, 5-1, 6% от страховой суммы. То есть при финансовой гарантии в 50 млн. средний платеж может составить 750 тыс. руб. А при страховой сумме в 100 млн. минимальный платеж может быть 960 тыс. руб., если не внесут изменения в стандартные правила страхования в части объема покрытия и методики расчета тарифа. Глава Росстрахнадзора Сергей Ломакин-Румянцев посоветовал и самим страховщикам внимательнее относиться к своим клиентам. Проводить проверку страхуемой компании, отказывать, если есть какие-либо сомнения. По его мнению, возможна и желательна такая ситуация, при которой ненадежная компания просто не сможет найти себе гаранта.
Вся пресса за 26 августа 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 апреля 2025 г.

|
|
Москва FM, 7 апреля 2025 г.
Водители могут оформлять краткосрочные полисы ОСАГО с 7 апреля

|
|
СенатИнформ, 7 апреля 2025 г.
Страховка за ущерб от гражданских дронов может увеличиться

|
|
Деловой Петербург, 7 апреля 2025 г.
Кошелёк или жизнь

|
|
Интерфакс, 7 апреля 2025 г.
Аграрии получили более 1 млрд руб. выплат за погибший в 2024 году от града урожай

|
|
Regnum, 7 апреля 2025 г.
Путин подписал закон, запрещающий навязывать дополнительные товары и услуги

|
|
ТАСС, 7 апреля 2025 г.
Страховой рынок должен адаптироваться для оформления договоров ОСАГО на 24 часа – РСА

|
|
ПРАЙМ, 7 апреля 2025 г.
Минтранс РФ поддержал идею ЦБ увеличить минимальную страховую сумму от ущерба БАС

|
|
СаратовБизнесКонсалтинг, 7 апреля 2025 г.
В области стало больше застрахованных посевов и сельхозживотных

|
|
Парламентская газета, 7 апреля 2025 г.
Продавцам запретили навязывать дополнительные услуги

|
|
Коммерсантъ-FM, 7 апреля 2025 г.
ОСАГО живет одним днем

|
|
Финмаркет, 7 апреля 2025 г.
Автостраховщики обсуждают вариант изменения исчисления периода действия 1-дневного полиса ОСАГО

|
|
КонсультантПлюс, 7 апреля 2025 г.
Суд не взыскал штраф за отсутствие заявлений о выборе клиники

|
|
Российская газета онлайн, 7 апреля 2025 г.
Страховщики начнут продавать короткие полисы ОСАГО по часам

|
|
Известия онлайн, 7 апреля 2025 г.
В РСА указали на проблемы введения полисов ОСАГО на сутки

|
|
НовостиВолгограда.ру, 7 апреля 2025 г.
Экономист рассказал, как климат уничтожит бизнес

|
|
Autonews.ru, 7 апреля 2025 г.
Страховщики рассказали о «коротких» полисах ОСАГО. 4 главных вопроса

|
|
ТАСС, 7 апреля 2025 г.
В РФ запретили навязывать покупателям приобретение дополнительных услуг

|
 Остальные материалы за 7 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|