Компания,
5 ноября 2008 г.
Оптимисты в тумане
1890 просмотров
В 2008 году на рынке страхования жизни, до сих пор демонстрировавшем взрывной рост, начался спад. Участники считают, что статистику «портят» кэптивные компании, в то время как «рыночные» страховщики продолжают наращивать объемы операций.
Страхование жизни в России – сравнительно новый вид бизнеса, и в последние два года он развивался стремительно. По данным компании «Капиталъ Страхование жизни», в 2006 году рост реального рынка (без учета «схем») составил 75%, в 2007 году – 34%, в нынешнем году эксперты ожидают, что рынок вырастет примерно на треть. «За последние два года реальный рынок страхования жизни рос примерно на 40 – 45% в основном за счет развития банкострахования и активного расширения агентских сетей», – подтверждает эти цифры генеральный директор СК «ЭРГО Жизнь» Георгий Белянкин. Руководитель дирекции оперативного маркетинга компании «Капиталъ Страхование жизни» Дмитрий Багинский указывает на целый ряд факторов, способствовавших росту. Прежде всего к середине 2006 года благодаря активным действиям ФССН рынок очистился от схем минимизации налогообложения. В связи с требованиями законодательства все крупные холдинги передали свои портфели по страхованию жизни в специализированные дочерние компании. Как следствие, кэптивный сегмент рынка показал рост в 2006 году около 170%. Наконец, ряд благоприятных изменений претерпело законодательство в части регулирования налогообложения. Правда, в нынешнем году официальная статистика показала некоторое замедление роста. «По итогам первого полугодия 2008 года, общерыночные сборы по страхованию жизни несколько упали, что объясняется снижением поступлений от так называемых кэптивных компаний и дальнейшим очищением рынка от оптимизационных схем, – уточняет генеральный директор «Allianz РОСНО Жизнь» Максим Чернин. – Но для страховщиков, занимающихся классическим накопительным страхованием жизни и работающих на открытом рынке, тенденция роста сохраняется». Точно так же ситуацию на рынке видит начальник управления обучения СК «Ингосстрах - Жизнь» Юлия Алехина. «Последние годы рынок реального классического страхования жизни демонстрирует стабильный рост в пределах 15 – 20% в год, – считает она. – Снижение общего сбора премии по «жизни» в первом полугодии 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007-го на 32% не говорит о стагнации рынка. Кажущийся значительным рост сборов в прошлом году был в большой степени обусловлен переводом клиентских портфелей и резервов в компании, занимающиеся страхованием жизни. Сейчас, несмотря на падение номинальной величины сборов, мы по-прежнему наблюдаем рост премии по классическому страхованию».
Кто в теремке живет? Лидеры рынка известны. По мнению экспертов, их можно разделить на две группы. К первой относятся компании конкурентного (или открытого) рынка: AIG, «Росгосстрах - Жизнь», «Allianz РОСНО Жизнь», «УралСиб Жизнь», «Ренессанс Жизнь» (Россия) и т.д. Ко второй – компании кэптивного рынка: «СОГАЗ-Жизнь», «Русский стандарт Страхование» и т.д. На долю первых 20 компаний приходится около 80% объема премий. При этом опрошенные «Ко» эксперты отмечают постоянные изменения в рейтинге страховщиков жизни. «Стоит напомнить, что окончательное разделение на страховщиков жизни и «нежизни» произошло в середине 2007 года, – отмечает управляющий директор «Ренессанс Life» Олег Киселев. – За это время top-20 игроков рынка страхования «нежизни» практически не менялся, а список наиболее успешных компаний на рынке страхования жизни находился в постоянном движении. Данная тенденция свидетельствует о том, что практически любая компания имеет реальную возможность за пару лет войти в top-5 лидеров рынка «жизни». Этот же факт отмечает генеральный директор СК «МСК-Лайф» Александр Федонкин: рынок находится в стадии формирования, поэтому состав первой десятки по сбору премии меняется ежеквартально, и в ближайшие два-три года такая ситуация, скорее всего, сохранится, так как в стратегии развития компаний непредсказуемые изменения будет вносить нынешний финансовый кризис.
Популярные продукты На вопрос, какие продукты в настоящее время пользуются особой популярностью на рынке, опрошенные «Ко» эксперты ответили, что страхование жизни – один из самых консервативных финансовых рынков, поэтому говорить о моде, как таковой, здесь не стоит. По мнению директора департамента организации продаж по долгосрочному страхованию ГСК «Югория» Андрея Сидорова, наиболее востребованным сегодня является так называемое смешанное страхование, так как оно, совмещая в себе рисковое и накопительное страхование, позволяет обеспечить финансовую защиту себя и своих близких в непредвиденных ситуациях сегодня и в будущем. По словам заместителя генерального директора компании «УралСиб Жизнь» Наталии Зозули, интересной альтернативой накопительным финансовым инструментам за последние два года становятся программы паевого страхования unit-linked и продукты с гарантированно высокой нормой доходности. Программы unit-linked позволяют клиенту самому на основании статистики выбирать, куда разместить взносы, однако размер страховой суммы не будет фиксированным. Впрочем, продукты unit-linked особого ажиотажа, прогнозировавшегося многими аналитиками, не вызвали, поскольку, как отмечает Дмитрий Багинский («Капиталъ Страхование жизни»), они натолкнулись на тот же «айсберг финансовой неграмотности» населения. «Что касается unit-linked, о котором все долго говорили, а некоторые компании пытались создать некий аналог, то вряд ли с учетом постигшего фондовый рынок обвала его время наступит в ближайшие год-полтора», – соглашается Георгий Белянкин («ЭРГО Жизнь»). В то же время, по мнению Александра Федонкина («МСК-Лайф»), среди страховщиков наиболее модными являются продукты, привязанные к индексам – index-linked. Однако Александр Федонкин вынужден констатировать, что за последние полгода интерес клиентов к продуктам, привязанным к паям, существенно уменьшился из-за падения фондового рынка.
Банки тянут страховщиков Действительно, долгое время в газетах писали, что главным «двигателем» на этом рынке являются банки, ставящие страхование жизни заемщика в качестве условия предоставления кредитов. Однако сейчас ситуация может измениться. Как сообщил «Ко» Андрей Сидоров (ГСК «Югория»), летом этого года Роспотребнадзор в письме к Ассоциации российских банков назвал наличие подобного условия в ипотечном кредитном договоре – нарушением закона о защите прав потребителей, запрещающего обуславливать приобретение одних услуг обязательной покупкой иных. Такое нарушение в соответствии с п. 2 ст. 14.8 Кодекса об административных правонарушениях влечет за собой наложение штрафа. Впрочем, несмотря на это, по словам Максима Чернина («Allianz РОСНО Жизнь»), банковское страхование (bancassurance) имеет значительные перспективы в период финансового кризиса. «Продажа полисов по страхованию жизни позволяет банку предлагать клиенту комплексное финансовое решение, включающее и страховую защиту. Тем самым расширяется ассортимент услуг банка и повышается привлекательность его точек продаж. Разработка подобных продуктов и технологии их продвижения на самостоятельной основе потребовала бы от банка огромных затрат ресурсов. Их можно избежать, сотрудничая со страховыми компаниями, когда банк выступает в роли партнера-посредника и получает от страховщика уже готовый продукт, а также обучаясь технологиям его продажи», – считает Максим Чернин. «Каждая из стратегий продвижения страховых продуктов имеет право на существование, а какая из них окажется наиболее успешной – покажет время», – осторожно комментирует Олег Киселев («Ренессанс Life»).
Кризис не страшен Как ни странно, опрошенные «Ко» эксперты отрицают, что финансовый кризис нанесет большой ущерб рынку страхования жизни и, в частности, резервам страховых компаний. По мнению Максима Чернина («Allianz РОСНО Жизнь»), в условиях кризиса именно страхование жизни выходит на первый план, как один из наиболее надежных способов обеспечения финансовой стабильности в долгосрочной перспективе. «Результаты мониторинга и анализа продаж нашей компании показывают, что в настоящее время снижения спроса на продукты страхования жизни в «Allianz РОСНО Жизнь» не наблюдается», – заявил «Ко» Максим Чернин. Это мнение полностью разделяет Олег Киселев («Ренессанс Life»). По его словам, кризис подорвал доверие к таким инструментам, как ПИФы и банковские вклады. А компании по страхованию жизни в сложившейся ситуации выступили надежным инвестиционным инструментом. И хотя их доходность сравнительно невелика (3 – 4%), среди финансовых институтов только страховые компании и пенсионные фонды дают гарантии на столь длительный срок. «Пока кризис, скорее, стимулирует людей покупать полисы долгосрочного страхования жизни, после того как все почувствовали, что такое фондовый рынок и что такое реальные риски потери вложенных средств, люди задумались о том, что в общем-то и 5 – 8% ежегодно на 20 лет – это хорошие вложения, главное – беспроигрышные», – иронически добавляет коммерческий директор компании «АльфаСтрахование - Жизнь» Арташес Сивков.
Прогноз на ближайшее будущее В условиях кризиса прогнозировать довольно сложно. И все же большинство опрошенных «Ко» экспертов считают, что рынок будет расти. Хотя, как рассказала Наталия Зозуля («УралСиб Жизнь»), российские эксперты, экономисты, менеджеры компаний по страхованию жизни высказывают самые разные оценки о перспективах развития рынка страхования жизни в России: от роста на 30 – 40% в благоприятной внешней среде и до падения на 11% в условиях «посткризисного» развития. «Сами страховщики делают очень оптимистичные прогнозы: от 20 до 50% роста, – говорит Андрей Сидоров («Югория»). – Однако, оценивая отечественную специфику и объективные причины, эксперты говорят о стабильном росте рынка страхования жизни примерно на 15 – 20%». «На наш взгляд, финансовый кризис значительных изменений в развитие рынка реального накопительного страхования жизни не внесет, – считает начальник управления обучения СК «Ингосстрах - Жизнь» Юлия Алехина. – Ряд экспертов пророчит спад, мы же в свою очередь убеждены, что пока предпосылок для пессимистических прогнозов нет. Рост рынка сохранится на прежнем уровне 15 – 20% в год. Хотя бы потому, что основной движущей силой его являются сами страховщики, и никто из них не заявляет о своем намерении «сложить оружие».
Константин ФРУМКИН
Вся пресса за 5 ноября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции, Игроки, Страхование жизни, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 17 декабря 2024 г.
Страхование жизни будет защищено системой гарантирования
|
|
Frank Media, 17 декабря 2024 г.
РНПК ужесточает подходы к перестрахованию крупных объектов
|
|
Костромские ведомости, 17 декабря 2024 г.
Страховщики выплатили костромичам 1,5 млрд рублей
|
|
Финмаркет, 17 декабря 2024 г.
Госдума приняла закон о системе гарантирования на рынке страхования жизни
|
|
Российская газета онлайн, 17 декабря 2024 г.
Госдума приняла закон о системе гарантий в страховании жизни
|
|
Forbes, 17 декабря 2024 г.
Клиники анонсировали рост тарифов на медуслуги по корпоративным ДМС в 2025 году
|
|
Report.Az, Баку, 17 декабря 2024 г.
В следующем году будет расширен пакет услуг по ОМС
|
|
Официальный сайт Правительства Российской Федерации, 17 декабря 2024 г.
Правительство утвердило постановление о порядке финансирования системы обязательного медицинского страхования в новых регионах в 2025 году
|
|
Секрет фирмы, 17 декабря 2024 г.
Когда можно не покупать страховку путешественника, а когда она жизненно необходима. Объяснила эксперт по туризму
|
|
Ведомости онлайн, 17 декабря 2024 г.
Страхование жизни будет защищено системой гарантирования с 1 января 2027 года
|
|
Аргументы и факты-Челябинск, 17 декабря 2024 г.
Трое южноуральцев обманули страховщиков на 23 миллиона рублей
|
|
Frank Media, 17 декабря 2024 г.
Страны ЕС проверят страховки танкеров с предположительно российской нефтью
|
|
Кабар, Бишкек, 17 декабря 2024 г.
В Бишкеке обсудили страхование жилья
|
|
Интерфакс, 17 декабря 2024 г.
На медпомощь по ОМС для жителей новых регионов РФ в 2025 г выделяется свыше 58 млрд рублей
|
|
Вечерний Мурманск, 17 декабря 2024 г.
За девять месяцев северяне заключили со страховыми компаниями более 255 тысяч договоров
|
|
Коммерсантъ онлайн, 17 декабря 2024 г.
Правительство утвердило порядок финансирования ОМС в новых регионах
|
|
Тренд, Баку, 17 декабря 2024 г.
В Азербайджане осведомленность об ОМС близка к 100%, а о конверте услуг - к 47% - Заур Алиев
|
 Остальные материалы за 17 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|