Деловая неделя, Санкт-Петербург,
5 ноября 2008 г.
Россию внесли в «европротокол» 1002 просмотра
В следующем году в силу вступят поправки к закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Россия переходит на стандарты, близкие к европейским. По мнению специалистов, нововведения эти вполне уместны, хотя для самих страховщиков, да и для их клиентов, они могут стать настоящим испытанием.
Итак, с 1 марта 2009 года в действие приводится так называемый «европротокол» — право оформлять незначительное ДТП без приглашения представителя ГИБДД. Такое урегулирование возможно, если ущерб не превышает 25 тыс. рублей, нет пострадавших и оба участника происшествия имеют полис ОСАГО. Водитель самостоятельно составляет схему происшествия и отправляется с ней в страховую компанию за возмещением. Казалось бы, это удобно: лучше решить все самому, вместо того, чтобы стоять несколько часов в ожидании ГАИ. Однако, по мнению Андрея Знаменского, начальника управления ОСАГО СК «Русский мир», высказанному на круглом столе в Росбалте, сложность применения новых поправок к закону об ОСАГО заключается в том, что отсутствуют четкие стандарты заполнения уведомления. В законе не прописана и ответственность страховой компании в случае ее нежелания выплачивать компенсацию. Ведь если при оформлении бумаг пострадавший допустит ошибки, страховщик вполне может отказаться от возмещения убытков. В этой ситуации клиент СК оказывается практически беззащитным.
От добра добра не ищут Если страховая компания откажется платить возмещение, то решение ее можно оспорить через суд. «Но при обращении в суд у гражданина кроме схемы ДТП, им же самим и составленной, не будет больше никаких аргументов», — отметил председатель Комитета защиты прав автомобилистов в Санкт-Петербурге Александр Холодов. В таких условиях без помощи со стороны не обойтись. «Поскольку до сих пор не ясно, как оформлять ДТП без участия ГИБДД, я бы не рекомендовал пользоваться „европротоколом“, пока эти правила не будут четко сформулированы», — заявил Андрей Знаменский. Надежнее вызывать ГАИ, как и раньше. Альтернативой инспектору ГИБДД может стать аварийный комиссар. «Сотрудник ассистанской компании должен приехать к месту аварии в течение 20 минут, помочь участнику ДТП грамотно оформить протокол и даже оказать необходимую психологическую помощь в случае, если человек находится в состоянии шока», — полагает заместитель руководителя департамента экспертизы и оценки ассистанской компании «ЛАТ» Алексей Дружинин. «Грамотно объяснить, как составлять схему без ГАИ сейчас не может никто, — ставит под вопрос необходимость услуг ассистанских компаний руководитель Северо-Западного представительства Российского союза автостраховщиков Петр Щербаков. — Да и автомобилей у ГИБДД на порядок больше, чем у любой сервисной компании, но, тем не менее, они нередко заставляют себя ждать». Взять на себя ответственность и утвердить грамотную таблицу самостоятельного составления схемы ДТП не готово ни одно ведомство. А те алгоритмы, что опубликованы на сегодняшний момент, лишь в общем модулируют ситуацию происшествия, не углубляясь в детали. Каждая же авария уникальна, и универсальной схемы пока не существует. Так что поправки к закону об ОСАГО скорее всего окажутся бесполезными.
Время задействовать активы Надо сказать, что возможность самостоятельно составить схему аварии была предусмотрена и ранее. В Правилах дорожного движения отмечается, что водители по обоюдному согласию могут самостоятельно составить схему ДТП и поехать оформлять происшествие на ближайший пост ДПС. Теперь же с составленной схемой разрешено напрямую отправляться в страховую компанию. В силу вступает так называемое прямое возмещение убытков — право обратиться за выплатой в свою страховую компанию, а не к страховщику виновника. Раньше автовладельцы не особо задумывались, услугами какой СК пользоваться. Но в будущем стоит внимательнее подходить к выбору полиса и обращаться к страховщику, у которого не будет проблем с выплатой компенсаций. «Получится круговая порука, когда финансовые нарушения одного страхователя лягут на плечи всех остальных», — прогнозирует Андрей Знаменский. Если компания с большим объемом долгов уйдет с рынка, то выплачивать их придется остальным игрокам. Никакой компенсации при этом они не получат. «Это большой финансовый эксперимент, время для реализации которого выбрано неудачно», — уверен господин Знаменский. Когда этим летом срок введения «европротокола» переносился на 2009 год, никто не думал о последствиях финансового кризиса. Утверждение поправок в следующем году, по словам эксперта, в заметной степени политический вопрос. Все аргументы страхового сообщества уже были высказаны и в расчет их никто не принял. После упразднения некоторыми банками программ автокредитования купить машину сможет, по разным оценкам, на 10—50% жителей страны меньше, чем раньше. Напрямую это отразится и на прибыли автостраховщиков. Если ранее сборы страховщиков в этом секторе лишь росли, то в следующем году, впервые за время существования ОСАГО, Если объем рынка будет уменьшаться, то чтобы своевременно и в полном объеме производить выплаты, многим компаниям придется задействовать страховые резервы, вложенные в данный момент в те или иные активы. «А перевести свои ликвидные активы в наличные средства сейчас не так просто», — подчеркивает господин Знаменский. Может образоваться кассовый разрыв, который не всякая фирма сумеет покрыть. Компании, по его мнению, начнут сыпаться одна за другой, поэтому страховщики должны уже сейчас начинать работать со своими резервами.
Размер ОСАГО на повестке дня Коэффициенты расчетов стоимости полисов ОСАГО не менялись с момента их появления в 2003 году. Теперь же они могут быть пересмотрены. Соответствующий проект разрабатывается в Министерстве финансов РФ. Ожидается, что коэффициенты ОСАГО изменятся до вступления в силу серии поправок о «европротоколе». Представители страхового сообщества активно выступают за пересмотр коэффициентов. «В некоторых районах страны убыточность по автострахованию превышает 100%, изменение коэффициентов ОСАГО назрело давно», — уверен Петр Щербаков. Это может привести к существенному росту стоимости полисов в некоторых регионах страны. К Петербургу это, правда, не относится — размер ОСАГО здесь, по прогнозам специалистов, скорее всего останется без изменений.
СИРОТИН Арсений
Вся пресса за 5 ноября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регулирование, Тарифы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
4 июля 2025 г.

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 4 июля 2025 г.
Изменение методики расчета не дает права на новый иск к страховщику — кассация

|
|
МК в Питере, 4 июля 2025 г.
Страховка — не повод нарушать: как в Петербурге защищают пользователей электросамокатов от аварий и травм

|
|
Рязанские ведомости, 4 июля 2025 г.
В Рязанской области выплаты по европротоколу увеличатся

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 4 июля 2025 г.
Авито Авто выяснил, что знают россияне об ОСАГО

|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 4 июля 2025 г.
С опозданием перевели в Екатеринбург: пациентка взыскала с больницы 500 тысяч рублей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июля 2025 г.
IAIS выпустила прикладной документ по управлению ИИ и климатическими рисками в страховании

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июля 2025 г.
KBW прогнозирует замедление роста тарифов в страховании в 2025 году

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 4 июля 2025 г.
Двойные выплаты по ОСАГО: какие условия нужно соблюсти с 5 июля

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июля 2025 г.
Gallagher Re: рынок перестрахования стал выгоднее для страховщиков

|
|
piter.tv, 4 июля 2025 г.
Средняя выплата по ОСАГО в Петербурге выросла на 13%

|
|
Клерк.Ру, 4 июля 2025 г.
Максимальное возмещение по европротоколу вырастет до 200 тысяч рублей с 5 июля 2025

|
|
Новости Воронежа, 4 июля 2025 г.
Как оформить аварию без инспектора и получить выплату по ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июля 2025 г.
В Корее растёт интерес к содержанию домашних животных, но страхование остаётся непопулярным

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июля 2025 г.
Японские страховщики жизни повышают доходность полисов на фоне роста процентных ставок

|
|
UzDaily.uz, 4 июля 2025 г.
TBC Uzbekistan выходит на страховой рынок с запуском цифровой компании TBC Sug‘urta

|
|
СенатИнформ, 4 июля 2025 г.
В СФ предложили страховать гражданскую ответственность владельцев собак

|
|
Костромские ведомости, 4 июля 2025 г.
Костромичи получили от страховщиков почти 900 тысяч рублей

|
Остальные материалы за 4 июля 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|