Газета на дом, Биробиджан,
5 ноября 2008 г.
Права пациента 941 просмотр
В прошлом номере нашего еженедельника мы начали разговор о правах пациентов и о защите этих прав. Сегодня мы продолжаем разговор о защите прав пациентов.
1. Статья 31. Право граждан на информацию о состоянии здоровья. Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация. Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны. Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 настоящих Основ. 2. Статьи: 66, 68 устанавливают право на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи. Статья 69 устанавливает право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья. 3. Федеральный закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" содержит права пациентов, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию. Поскольку этот вид государственного страхования является обязательным и общенациональным, то указанные здесь права застрахованных относятся ко всем жителям РФ (а также и к иностранным гражданам, застрахованным в РФ по ОМС). Согласно указанному закону: Статья 6. Граждане Российской Федерации имеют право на: обязательное и добровольное медицинское страхование; выбор медицинской страховой организации; выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства; получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса; предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования; возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора. Статья 7. На территории Российской Федерации лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации. Статья 27. Медицинские учреждения несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. 4. Федеральный закон "О защите прав потребителей" (ЗЗПП) напрямую применяется только к платным медицинским услугам. Его отношение к бесплатной медицинской помощи оспаривается некоторыми специалистами, хотя, с нашей точки зрения, он должен действовать по отношению абсолютно ко всем видам официальной медицинской деятельности, поскольку за нее в любом случае кто-то платит: бюджет, фонд обязательного медицинского страхования, спонсор и т.д. (журнал "Российская юстиция" - 2002, № 12). Однако в отсутствии официальных разъяснений Верховного Суда РФ мы пока не можем рекомендовать данный закон для использования в случаях "бесплатного" лечения. При оказании платных услуг, в первую очередь, в частной системе здравоохранения ЗЗПП имеет прямое действие, что существенно расширяет права пациентов, обеспечивая их защиту на значительно более высоком уровне по сравнению с "бесплатным" сектором: во-первых, ЗЗПП позволяет взыскивать моральный вред при любом нарушении прав потребителей, даже в отсутствии прямого вреда жизни и здоровью, что требуется в других случаях; во-вторых, по ЗЗПП ответственность за причиненный имущественный ущерб наступает даже в отсутствии вины исполнителя; в-третьих, потребитель может рассчитывать на взыскание как стоимости услуги, так и неустойки; в-четвертых, исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет (например, непредвиденное действие лекарств, поломка технических устройств и т.п.); в-пятых, иски потребителей рассматриваются не по месту нахождения ответчика, а по месту жительства или пребывания истца, что бывает немаловажно для пострадавших пациентов. Указанные права потребителей содержатся в следующих статьях ЗЗПП: 7,14,15,17, 29. Таким образом, при официальной оплате за медицинские услуги пациент автоматически получает дополнительные права по сравнению с "бесплатными" услугами, а именно: право обращаться в суд по месту своего жительства (а не по месту ответчика, как в обычном случае); право взыскать полную стоимость некачественной услуги; право взыскать вред, причиненный от использования некачественных лекарств и материалов независимо от того, знал о таких свойствах ответчик или нет; право на взыскание неустойки; право на компенсацию морального вреда даже в отсутствие вреда жизни и здоровью. В дополнении к этим правам Гражданский кодекс РФ предусматривает еще одну очень важную норму для потребителей платных услуг (ст. 1095 ГК РФ): Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина вследствие недостатков работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о работе, услуге, подлежит возмещению исполнителем независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет. Единственное условие, чтобы можно было применять все вышеперечисленные статьи, - это наличие у пациента квитанции (чека) об оплате оказанных ему услуг. Вот почему очень важно оплачивать медицинскую помощь официальным порядком - через кассу, а не так, как это обычно делается в наших больницах. Помимо вышеперечисленных законов существуют специальные законы, регулирующие права больных определенными заболеваниями, например: Федеральный закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (от 02.07.1992), Закон РФ "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ" (от 18.06.2001). Закон РФ "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)" (от 30.03.1995). Есть также законы, регулирующие правоотношения, возникающие в определенных ситуациях, например, Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (от 17.07.1998), который определяет специальные права и компенсации для пациентов, получивших поствакцинальные осложнения. Содержащиеся в них права пациентов по сути те же, что и в "общих" законах. Таким образом, мы привели дословные формулировки абсолютно всех прав пациентов, содержащихся в нормативно-правовых актах федерального и регионального уровней. Как можно заметить, многие из них повторяются в различных документах, иногда одно и то же "право" изложено разными словами либо прописано как "ответственность" медицинских работников. Кроме приведенных в данной главе источников существуют и другие нормативно-правовые акты, касающиеся медицинской деятельности, в которых также могут содержаться отдельные указания на права граждан при получении услуг. Однако добавить что-либо принципиально новое к составленному обзору вряд ли возможно, поэтому приведенный здесь перечень прав пациентов следует считать самым полным на сегодняшний день.
По материалам Интернет-сайта
Вся пресса за 5 ноября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|