Компания,
17 ноября 2008 г.
После кризиса будет энергичный подъем
1560 просмотров
Страховое общество «Гефест» – практически единственная компания в России, специализирующаяся на страховании строительных рисков и созданная специально для этого. Почему руководители компании выбрали именно это направление, в интервью «Ко» рассказывает генеральный директор САО «Гефест», доктор экономических наук Александр Миллерман.
Компания «Гефест» начинала свою работу, когда о страховании строительно-монтажных рисков еще никто не знал, а строителей приходилось учить, как пользоваться услугами страхования, и едва ли не заставлять идти за возмещением убытков. Теперь ситуация изменилась: почти любой крупный объект обязательно застрахован. Однако с падением объемов строительства работа на этом рынке может осложниться.
– К каким последствиям приведет экономический кризис в сегменте страхования строительных рисков? Вы уже ощутили на себе его влияние? – Мы пока еще не очень ощутили, потому что страхование – это отрасль, которую можно назвать вторичной по отношению к производящему сектору. Уже ясно, что план сборов на этот год – около 1,8 млрд рублей страховых премий – мы выполним. В нашем портфеле почти отсутствует страхование инвестиционного строительства, жилья – всего того, на чем кризис отразится сильнее всего. В основном наши объекты строятся за счет бюджетного финансирования. Конечно, объем рынка страхования в этом сегменте сократится, потому что уменьшится инвестирование в новые проекты. Прежде всего будут замораживаться проекты, на которые еще не найдено финансирование. Например, РЖД уже заявили о сокращении программы по развитию транспортной структуры. На наш взгляд, в 2009 году сильно объем страхования строительных рисков не упадет, но и не произойдет его роста. Мы прогнозируем, что в 2009 году объем рынка составит на 10 – 15% меньше, чем в 2008-м. У нас есть три плана развития ситуации: позитивный, негативный и базовый. Каждый из них ориентирован на различные доли снижения рынка. Если реализуется базовый сценарий, мы получим рост показателей около 5 – 7% от уровня прошлого года. О совсем негативном сценарии говорить накануне нашего юбилея, конечно, не хотелось бы, хотя планы действий на этот случай у нас тоже есть.
– Ваша компания занимается в основном строительными рисками. Чем объясняется такая специализация? – Наверное, тем, что она нам искренне интересна, и тем, что судьба почти всех, кто создавал компанию и ею руководит, очень тесно связана со строительством. Я сам окончил Московский институт инженеров транспорта, факультет «Мосты и тоннели», работал в НИИ в области транспортного строительства. Так получилось, что тема моей кандидатской диссертации была очень созвучна тому, что сейчас называют управлением рисками, и я заинтересовался этой темой. Конечно, еще мы получили серьезную поддержку руководителей крупнейших строительных компаний, которые тогда тоже ломали голову над тем, как в новых рыночных условиях обеспечить свою финансовую безопасность – заказчик-то теперь не возьмет на себя все убытки, как в советское время. В частности, большую роль в становлении компании сыграл глава корпорации «Трансстрой» Владимир Брежнев. В то время многие страховые компании поднимались на схемном страховании – предлагали оптимизацию налогообложения, выплаты зарплат. Нам изначально это было не интересно. Мы понимали, что в строительной отрасли много реальных рисков, которые нужно было страховать.
– Какими были ваши первые контракты? – Компания создана в 1993 году, а первый договор страхования строительных рисков мы заключили только в 1996-м. Это связано с тем, что не было ни методологии, ни статистики, ни форм договоров, все надо было разрабатывать с нуля, чем мы первые годы и занимались. До этого в России страхованием строительных рисков никто не занимался, ну, может быть, только «Ингосстрах» страховал работы немногих тогда в нашей стране иностранных подрядчиков. Мы перевели и адаптировали методические материалы Мюнхенского перестраховочного общества – мирового лидера в страховании СМР. Адаптировать было не так просто – у нас в строительстве совсем другие условия производства. Например, за границей никто не будет строить, а тем более страховать, пока нет проекта, а у нас иногда до сих пор проект дорабатывается в процессе строительства. Конечно, тогда строители не представляли, что такое страхование строительных рисков. Даже когда мы уже начали работать по заключенным договорам страхования, они не понимали, что убытки и ущербы, которые у них происходят, являются страховыми случаями. Мы сами помогали оформлять документы для получения выплат и искали такие случаи, чтобы строители могли получить возмещение. Например, затопило котлован, порвали кабель – для них не было ничего необычного в такой ситуации, но все это страховые случаи. Еще в 1996 году как раз был принят Гражданский кодекс, по которому риски гибели и повреждения объекта в ходе строительства были возложены на подрядчика. Это способствовало тому, что многие строители задумались о страховании. Одним из первых наших объектов стало страхование реконструкции МКАД в Москве, в ходе которого мы впервые применили разработанный нами генеральный договор страхования строительных рисков, который позволял генподрядчику полностью защитить объект. Например, когда он передает работы большому количеству субподрядчиков, контролировать процесс их страхования очень сложно, и нужно создать общую систему управления рисками. В данном случае мы и используем генеральные договоры страхования. Многие наши нововведения были потом переняты рынком, в том числе и это. Так что можно сказать, это наша дополнительная узкая специализация – как лидеров в разработке методологии. Если непонятно, как что-то застраховать в строительстве – это к нам. Мы и консультируем многие страховые компании, потому что считаем, что сейчас наша общая задача – поднимать репутацию страховщиков, общее качество услуг на рынке.
– Какие проекты в основном сосредоточены в вашем портфеле? – Мы специализируемся на страховании рисков строительства транспортной инфраструктуры, и большинство крупных объектов, которые создаются в России, строятся под нашей защитой. Сейчас это и Четвертое кольцо, и все крупные развязки, и расширение Ленинградского проспекта в Москве. Мы застраховали первый в России концессионный проект – строительство Западного скоростного диаметра в Петербурге. Причем предлагаем строителям не только максимальную защиту строительных рисков, но и широкий спектр других страховых услуг: автострахование, медицинское страхование и т. д. Так что сейчас нас можно назвать универсальной страховой компанией, приоритетно работающей на ограниченном сегменте рынка – в строительстве.
– Как часто вам приходится производить крупные выплаты? – Ущербы в размере нескольких миллионов рублей бывают довольно часто и стали уже обычным делом. Очень крупные ущербы происходят в среднем раз в 5 – 6 лет, хотя готовым к ним страховщик должен быть всегда. У нас тоже так получалось, что каждая пятилетка нашей истории завершалась крупной выплатой, такой проверкой на устойчивость. Например, в 1998 году при строительстве одной из развязок на МКАД произошло обрушение только что забетонированного пролетного строения. Ущерб составил в докризисных ценах сумму порядка $1 млн – не такую большую, но после августа 1998-го не все наши перестраховщики чувствовали себя уверенно. Проблемы с финансированием были и у нашего страхователя. Поэтому мы приняли решение произвести эту выплату самостоятельно, а затем уже разбираться с перестраховщиками. Эта выплата очень серьезно укрепила наш авторитет среди строителей, да и в целом положительно повлияла на отношение строителей к страхованию. Одной из самых крупных выплат за всю историю страхования строительных рисков в России стало возмещение ущерба при строительстве Лефортовского тоннеля мелкого заложения в 2003 году. В результате ливневых дождей смыло опалубку, потоками воды размыло шпунт, и огромный котлован обвалился; все это произошло в районе жилой застройки. В итоге нам выставили серьезный счет – 106 млн рублей. Совсем недавно мы выплатили около 60 млн рублей по обрушению тоннеля на строительстве автомобильного обхода города Сочи. Мы подсчитали, что за всю нашу историю компенсировали строителям более 1 млрд рублей.
– Учитывая то, какие выплаты приходится совершать, вы наверняка вынуждены перестраховывать свои риски? – Конечно. Например, при уже страховании реконструкции МКАД полная сумма страхового покрытия была такой, что на тот момент все российские компании вместе не могли ее обеспечить. Поэтому как тогда, так и сейчас были вынуждены перестраховывать не только в России, но и за рубежом. Наличие перестраховочной защиты – одно из главных требований, которое является гарантом того, что любые риски мы в состоянии покрыть. Зато теперь у нас одна из самых крупных на рынке страхования строительных рисков облигаторная защита – до $100 млн по каждому риску, причем она позволяет принимать факультативно риски других страховых компаний. В целом страхование строительных рисков – это довольно сложный вид страхования, требующий высокой компетенции, которую очень трудно наработать за год-два.
– Как вы отбираете проекты, которые собираетесь страховать? – Работая 15 лет в страховании строительных рисков, мы уже сами стали экспертами в области транспортного строительства. Например, знаем всех крупных подрядчиков, представляем их квалификацию. Мы не работаем с компаниями, которые недостаточно добросовестно ведут себя на рынке. Наши клиенты – это надежные партнеры. В целом отслеживаем еще на ранней стадии все крупные проекты, которые рассматриваются органами власти задолго до того, как встает вопрос о страховании. И стараемся продумать и предложить готовое решение по организации страховой зашиты к тому моменту, когда будет выбираться страховщик.
– С будущего года лицензии на строительство отменяются, а строительные компании должны вступить в саморегулируемые организации (СРО). Насколько я знаю, это направление работы компания рассматривает как перспективное? – Скажем так, мы не можем не присутствовать на этом рынке, как не можем не поучаствовать в его становлении и разработке стандартов страхования для СРО. Если не мы с нашим 15-летним опытом страхования строительства, то кто это сделает профессионально и качественно? Закон о СРО предполагает два варианта: либо члены СРО делают взносы в компенсационный фонд в размере 1 млн рублей, либо СРО устанавливает требования к своим членам по обеспечению страхования ответственности, они их выполняют и вносят в фонд только 300 000 рублей. Мы с самого начала активно работали совместно с Ассоциацией строителей России и Российским союзом строителей над формированием стандартов этих требований по страхованию, которые планируются как общие для всех СРО в стране. Наши предложения в целом одобрены, сейчас мы активно обсуждаем их с создающимися СРО в регионах. Мы рассматриваем себя как двигатель рынка страхования СМР, генератор идей. Еще в 90-х годах мы внесли вклад в подготовку решения Госстроя о включении расходов на страхование в себестоимость строительных проектов, что позволило подрядчикам спокойно страховать свои объекты. В 2006 году приняли активное участие в создании нового вида страхования – ответственности за неисполнение госконтрактов, который сейчас законодательно введен в качестве одного из вариантов обеспечения госконтракта и активно развивается по всей стране.
– В связи со строительством олимпийских объектов в Сочи какие возможности вы видите для их страхования? – Сочи для нас – один из ключевых регионов. Мы стремимся работать во всех новых проектах, с новыми объектами и не можем обойти стороной все, что связано с Олимпиадой. Прежде всего нас интересуют объекты транспортного строительства: дублер Курортного проспекта, автомобильная и железная дорога на Красную Поляну, большое количество развязок. Мы также будем принимать участие в конкурсах на страхование спортивных объектов.
– Ваша компания является участником сочинского пула, который предложил отбирать компании для страхования строительства олимпийских объектов только из числа своих членов. Эти действия ФАС назвала нарушением закона. Что в действительности произошло? – Это довольно странная история. Члены пула – крупнейшие и авторитетнейшие компании страны. Когда зашла речь о его создании, мы решили очень четко следовать букве закона, чтобы не допустить никакого нарушения, которое могло бы вызвать критику со стороны ФАС. Нет ни одного страхового пула, где все документы были бы так продуманы с этой точки зрения. Те технические огрехи, которые дали повод принять ФАС свои решения, уже исправлены. Но главное – нам не запретили работать, и сейчас мы в пуле готовимся к заключению договоров. А в целом мое мнение таково, что объем рисков, которые надо будет страховать и перестраховывать при строительстве в Сочи, настолько велик, что практически все российские страховщики так или иначе поучаствуют в этом проекте, много достанется и зарубежным.
– Какие перспективы своей компании вы видите? – Мы серьезно занимаемся стратегическим планированием, у нас есть постоянно обновляющийся план на пять лет, и потому представляем, сколько хотим заработать и сколько потратить. Смотрим в будущее с оптимизмом – после кризиса всегда наступает энергичный подъем. Судя по тому, как развивается государственная политика, нашей экономике не уйти от масштабной модернизации транспортной инфраструктуры, причем с привлечением новых форм частного инвестирования, государственно-частного партнерства и новых организационных форм, таких как проекты комплексного развития регионов. Чем большие средства инвестируются, тем выше роль страхования, и страхования профессионального, и очень приятно видеть, что руководители самого высшего уровня, отвечающие за реализацию этих проектов и за бюджетное строительство, это понимают.
Василий ЛЬВОВ
Вся пресса за 17 ноября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции, Игроки, Строймонтаж страхование (CMR), Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
Наводнения в Испании подчеркивают роль государственного перестрахования климатических рисков
|
|
Справедливая Россия, 27 ноября 2024 г.
Сергей Миронов выступил против использования старых запчастей при ремонте по ОСАГО
|
|
Newsler.ru, Киров, 27 ноября 2024 г.
В сентябре 2024 года средняя выплата по ОСАГО выросла почти на 20%
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
Дума одобрила в I чтении совершенствование механизма сельхозстрахования
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
IRDAI призывает к увеличению прямых иностранных инвестиций в страховой сектор до 100%
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Страховщики предложили использовать б/у запчасти в авторемонте
|
|
Коммерсантъ, приложение, 27 ноября 2024 г.
Отдать в надежные руки
|
|
РИА Новости, 27 ноября 2024 г.
Минфин РФ считает важным не допустить ремонта по ОСАГО некачественными деталями
|
|
РИА Дагестан, 27 ноября 2024 г.
Эксперты рассказали о самых популярных сценариях автоподставщиков 2024 года
|
|
Авторадио, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Life, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Российская газета онлайн, 27 ноября 2024 г.
Совфед одобрил закон о распространении действия полиса ОСАГО на Беларусь
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 27 ноября 2024 г.
Количество оказанных по ОМС услуг не может уменьшаться постфактум — ВС
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 27 ноября 2024 г.
Каждый четвертый краснодарец становился жертвой мошенников
|
|
СенатИнформ, 27 ноября 2024 г.
В СФ рассказали об увеличении субвенций регионам из ФОМС
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Суд признал банкротом бывшего бенефициара СК «Южуралжасо» Бурякова
|
|
ГТРК Липецк, 27 ноября 2024 г.
Практика страхования виноградарских хозяйств
|
 Остальные материалы за 27 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|