Киевский телеграфЪ,
24 ноября 2008 г.
Выплаты исчезают в полдень
1505 просмотров
То, что мировой финансовый кризис затронул абсолютно все сегменты украинской экономики, уже видно невооруженным глазом. Замерли рынки строительства и недвижимости, стагнируют банковский и финансовый секторы, выжидает металлургия.
Следующие на очереди — страховщики, которым предрекают в лучшем случае рост рынка всего на 10—20% (при 40—60% в предыдущие годы), а в худшем — 10-процентный спад и банкротство более трети компаний (СК). Страховщики в ответ на это оптимистично заявляют, что не так страшен кризис, как его рисуют. Втихую же начинают сокращать структурные подразделения, замораживать инвестпроекты и пересматривать перечень предоставляемых услуг. Для СМИ и крупных корпоративных клиентов это называется претенциозно: "переход от стратегии развития к стратегии удержания бизнеса". Для сотрудников СК такой "переход" будет означать увольнение 20—30% персонала, а в отдельных случаях — полное закрытие офисов филиальной сети. Для рядовых же потребителей услуги, скажем, автострахования "стратегия удержания бизнеса" может ознаменоваться затягиванием с выплатой по страховому событию на неопределенный срок. Дело в том, что объем собираемых компаниями страховых премий сокращается, тогда как убыточность уже заключенных договоров страхования остается на прежнем уровне. По данным Госфинуслуг, только за первое полугодие текущего года валовые страховые премии увеличились на 47% (до 11,3 млрд. грн.), валовые страховые выплаты — на 89% (до 3,4 млрд. грн.). Проблему осложняет и мораторий Нацбанка на досрочное расторжение депозитных договоров, который распространился также на страховщиков. По информации Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ), на данный момент на банковских депозитах находится более 8 млрд. грн. страховых резервов (порядка 60% всех денежных ресурсов СК), которые не могут быть использованы на текущие нужды. Как утверждают эксперты, на сегодня наиболее рисковые виды страхования — это страхование автотранспорта, банковских залогов и финансовых рисков.
КАСКО как фиаско Пожалуй, больнее всего антикризисные меры Нацбанка ударили по рынку автоКАСКО. Снижение объемов автокредитования (еще год назад более половины машин приобреталось в кредит) привело к тому, что страховщики уже сейчас отмечают резкое уменьшение сборов в этом сегменте и прогнозируют банкротства СК, специализирующихся на обслуживании водителей. Причина проблем страховщиков — слишком большая привязанность к банковским структурам и их кредитным портфелям. "Как известно, высокий рост страховых премий в любой среднестатистической страховой компании в последние годы обеспечивался ростом объема автопродаж и развитием рынка автокредитования, то есть за счет продаж таких продуктов, как автоКАСКО и ОСАГО, — комментирует ситуацию вице-президент АСК "Омега" Анатолий Литвинов. — У многих страховщиков реальный страховой портфель по этим видам составил свыше 60% страховых премий, а динамика роста сборов страховых премий составляла более 100% ежегодно. Теперь, в связи с финансовым кризисом, ожидается сокращение объемов продаж автомобилей как частным, так и юридическим лицам. А кредитование и лизинговые операции банки на сегодняшний день фактически остановили. Поэтому можно с высокой вероятностью прогнозировать падение динамики в сборах страховщиками страховых премий по автострахованию. Если же учесть вероятное уменьшение сборов и по другим видам страхования, рост курса валюты по отношению к гривне, а с ним и возрастание затрат на восстановление транспортных средств, то можно предположить, что рынок получит значительное затягивание по срокам выплат, а в ряде случаев и невозможность выплаты в разумные сроки. Причем данная ситуация может наблюдаться не столько в небольших, низкозатратных и мобильных компаниях, сколько в компаниях — "столпах" страхового рынка, лидерах сборов страховых премий и рейтингов". Прогнозы подтверждает страховой комиссар Александр Остаповский: "Мы заключаем договоры со страховыми компаниями на проведение экспертиз, после которых нашей фирме перечисляют оплату. Так вот, на сегодня одна довольно крупная СК должна нам 120 тыс. грн., другая — 115 тыс. грн., и никакими официальными причинами эти задержки не объясняются. Не знаю, распространится ли такая тенденция на клиентов, заключивших договоры страхования, однако их ждет другая проблема: компенсации, если их даже выплатят вовремя, могут не покрыть подорожавший ремонт машин. Из-за роста доллара выросли в цене запчасти и другие расходные материалы, большинство СТО тоже привязаны в своих расчетах к доллару. Мы же сейчас считаем ущерб по немецкой программе, привязанной к евро, в результате получается ощутимый дисбаланс. Вообще-то, разницу в наших расчетах и цене СТО должна покрывать страховая компания. Однако уже были случаи, что СК затягивает с покрытием такой разницы, и клиенту, чтобы забрать свою машину, приходится доплачивать из собственного кармана. Ситуацию усугубляет и тот факт, что при снижении объемов страховых сборов объемы страховых выплат будут только увеличиваться. Особенно в ноябре-декабре, когда сезонно растет количество ДТП". Чтобы удержаться на плаву и избежать банкротства, страховщикам придется несколько изменить профиль работы. Понятно, что автострахование не вымрет и будет по-прежнему пользоваться спросом, однако теперь более выгодной для страховщиков станет "прямая" работа с салонами. Также эксперты прогнозируют, что компании начнут продумывать новые продукты: к примеру, станет популярной программа, рассчитанная на возмещение только значительного или тотального ущерба свыше 20—30% стоимости авто. Кроме того, специальные продукты разработают и для хозяев подержанных авто (старше 6—7 лет), которых до недавнего времени страховщики обслуживали очень неохотно. Но это, так сказать, игра по правилам. Куда более опасным участникам рынка представляется то, что для "захвата" клиента многие СК готовы будут на любые жертвы. "Участятся случаи мошенничества. В частности, клиент, который не сможет погасить кредит банку, будет инициировать самоуничтожение автомобиля. В результате банк будет обращаться в страховую компанию за выплатой возмещения, а компании, которые не смогут платить, объявят дефолт. В России это сейчас идет полным ходом", — отмечает председатель наблюдательного совета НАСК "Оранта" Олег Спилка.
Жизнь не в «лайфе» В сентябре агентство Fitch изменило прогноз для отрасли страхования жизни со "стабильного" до "негативного". По сообщению агентства, страховые компании обычно занимаются качественным размещением резервов, и пока спад был ограничен инвестициями более низкого качества, страховой сектор казался защищенным от провала. Однако сейчас кредитный кризис приобрел такую глубину, что смог затронуть даже самые высокорейтинговые ценные бумаги, поэтому сегмент накопительного страхования жизни может оказаться под угрозой обвала. С мнением аналитиков соглашаются и некоторые игроки рынка. Так, по мнению главы правления ЗАО "ПРОСТО-страхование. Жизнь и пенсия" Галины Третьяковой, если в предыдущие годы темпы роста сектора лайфового страхования составляли 40—80%, то в следующем году можно ожидать нулевой рост, а возможно и отрицательный. Несмотря на то что клиенты СК, в отличие от вкладчиков банков, не разрывают накопительные договоры, могут возникнуть проблемы с их пролонгацией. А поскольку многие рисковые договоры страхования жизни заключаются сроком на год, в 2009-м страховщикам придется изрядно попотеть в погоне за клиентами. Госпожа Третьякова также считает, что отдельной проблемой, которую придется решать рынку, станет выполнение договоров накопительного страхования жизни. Во-первых, в действующем законодательстве не предусмотрено никаких механизмов исполнения таких договоров в периоды инфляции или резких колебаний курсов, посему накопления в гривнях при наступлении страхового события превратятся в пшик, как это происходит сегодня с депозитами, которые не могут угнаться за уровнем инфляции. А валютные полисы обещают принести страхователям наиболее низкую доходность, поскольку в условиях нестабильности многие СК уже снизили гарантированный доход по вновь заключенным долгосрочным договорам, номинированным в долларах и евро, — с 4 до 2—2,5% годовых. Во-вторых, из-за финансовых проблем, связанных со снижением доходов и высокой инфляцией, граждане могут прекратить оплату действующих договоров. Не лучше обстоят дела в сегменте корпоративного "лайфа". Проблема перехода в режим экономии и оптимизации расходов на многих предприятиях в первую очередь решается путем сокращением соцпакета. "Поскольку страховка в Украине всегда считалась "дополнительным благом", некоторые компании либо сворачивают страховые программы для своих сотрудников, либо покупают более дешевые пакеты, чем планировали раньше. Да и самим работникам не до соцпакета, лишь бы удержаться на рабочем месте", — утверждает директор рекрутингового агентства "Анкор" Александр Егоров. Впрочем, некоторые страховщики убеждены, что сейчас у сегмента страхования жизни есть отличная возможность привлечь частные средства физлиц, снятые "счастливчиками" с депозитов: "Настало благоприятное время для "лайфа": можно привлечь 20—30% денег, которые сегодня уходят из банков", — уверен Олег Спилка. Возможно, преимуществом перед банковскими вкладами в глазах клиентов мог бы стать высокий инвестиционный доход по долгосрочным "лайфовым" договорам. Однако сегодня СК для обеспечения собственной стабильности были вынуждены частично перевложить резервы из более рисковых в более стабильные (но, соответственно, менее доходные). Поэтому в нынешней ситуации компании бессильны обеспечить большие заработки.
Вся пресса за 24 ноября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, За рубежом, Страхование жизни, Автострахование, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|