Русский Newsweek,
3 марта 2009 г.
У страха долги велики 1333 просмотра
Клиентке страховой компании «Метрополис» Наталье Голиковой не повезло вдвойне. Она купила в кредит легковушку Mazda. 6 февраля ее угнали, а в конце месяца «Метрополис» пополнила список из примерно 40 страховых компаний, которые разорились из-за кризиса. Теперь Голиковой грозит безрадостная перспектива еще 2,5 года платить по кредиту за машину, которой нет. Она не одинока. К концу прошлого года только по ОСАГО число невыплат выросло на 65%.
Страховщикам сейчас очень тяжело, и эти тяготы они стараются переложить на клиентов. К концу 2008 года 100 крупнейших страховых компаний России проиграли на фондовом рынке более $1 млрд - около 20% совокупного капитала. Это деньги из страхового резерва, которым страховщики могли распоряжаться по собственному усмотрению. Потерянный на фондовом рынке миллиард - это полбеды. Контролирующий страховщиков госорган, Росстрахнадзор, озабочен резким увеличением доли векселей, которые покупали менеджеры компаний. Когда в активах компании резко растет доля внебанковских векселей, часто возникает подозрение, что эта компания выводит активы. Например, выпустившая вексель фирма не вернет деньги и разорится. Как бы то ни было, на рынке сейчас 200–250 страховых компаний, которые находятся на грани разорения, говорят аналитики. Обязательства этих компаний превышают их активы, и они задерживают выплаты клиентам или даже вовсе отказываются им платить.
По цепочке До кризиса «Метрополис» чувствовал себя неплохо. Неприятности начались в декабре, когда разорился банк «Электроника». Им управлял акционер «Метрополиса» Владимир Романов. В среднем страховщики держат около 7% средств в акциях «родственных» компаний и около 37% - в их депозитах, поэтому крах близкого страховщикам банка не мог не вызвать проблем у «Метрополиса». 23 января «Метрополис» сообщил, что меняет собственников. Глава консалтинговой компании «А+» Семен Акерман в то время делал предварительную оценку «Метрополиса». «Мы пришли к выводу, что обязательства компании превосходят ее активы в несколько раз. Речь шла о долгах в несколько сотен миллионов рублей. Учитывая, что сборы компании в 2008 году составили 690 млн рублей, можно предположить, что новым владельцам она досталась бесплатно», - рассказывает Акерман. Этим новым владельцем стала группа инвесторов во главе с Игорем Украинским. Раньше Украинский был заместителем гендиректора страховой компании «Коместра-Центр». Но в 2005 году «Коместра-Центр» внезапно съехала из офиса, ее лицензии были отозваны, а Украинский попал в черный список Росстрахнадзора, из которого, правда, его скоро вычеркнули. Через четыре года он вернулся на страховой рынок и стал одним из совладельцев «Метрополиса». «Очевидно, что компанию купили исключительно с мошенническими целями», - говорит Акерман. Лопнул «Мегаполис» точно так же, как и «Коместра». Антон Березняк из компании «Страховой адвокат» рассказывает, как его клиент пришел за выплатой в «Метрополис» и застал сотрудников, пакующих офисную технику. Они объяснили, что это их зарплата за последний месяц работы.
Шаблонное страхование История «Метрополиса» хорошо иллюстрирует, на что готовы пойти страховщики во время кризиса. Аналитики считают, что это не последний подобный случай. Экономист финкомпании «Открытие» Данила Левченко подсчитал, что за последние месяцы страховщики проиграли на фондом рынке до 40 млрд рублей. Семен Акерман говорит, что треть компаний на российском рынке находятся в группе риска - их обязательства по выплатам сильно превышают их страховой резерв. А глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев видит еще одну проблему. В прошлом году он обратил внимание на то, что в период кризиса доля небанковских векселей в портфелях страховых компаний увеличилась более чем в 5 раз. Ломакин-Румянцев опасается, что эти векселя - в лучшем случае замаскированные убытки. В худшем, говорят участники рынка, это вывод активов в рамках подготовки к банкротству. В итоге клиентам и кредиторам могут достаться не деньги, а пустые бумажки. Дальше будет только хуже, считают эксперты. «Вместе с ипотекой умерли сборы по страхованию квартир. Можно забыть и о буме КАСКО», - перечисляет эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова. «Многие откладывают покупку полисов из-за того, что у них нет денег», - говорит начальник отдела страхования автотранспорта СК «Согласие» Сергей Рябцев. По его оценкам, этим летом страховой рынок достигнет дна. Сборы страховщиков упадут на 10–20%. Платить по обязательствам им будет еще сложнее. Поэтому уже сейчас страховщики считают каждую копейку. «Мы свернули все долгосрочные проекты, проводим более жесткую работу с должниками», - говорит вице-президент Национальной страховой группы Ольга Точеная. Страховые компании также ищут новые способы заработать. Например, увеличивают штаты отделов суброгации. Суброгация - это когда страховая компания пострадавшего сначала полностью компенсирует убытки своему клиенту (по КАСКО), а потом - если полис виновника аварии не покрывает убытки целиком (ОСАГО) - заставляет заплатить разницу самого виновника. «Единственный способ застраховать себя от таких претензий - приобрести дополнительный полис страхования гражданской ответственности», - объясняет Рябцев. Теперь клиентам станет намного сложнее стребовать деньги со страховых компаний, уверена Анжела Долгополова. Компания «Страховой адвокат» в последние два месяца принимает 4–5 человек в день с жалобами на страховщиков. Осенью к юристам приходили 1–2 человека в день. «Идут как от крупных компаний - “Росгосстрах”, РОСНО, “РЕСО-Гарантия”, так и от мелких фирм, у которых возникли проблемы с лицензиями - “АСТО Гарантия”, “Генеральный страховой альянс”, “Рекон”, “Зенит”, “Русская страховая компания”, “Северо-Западная страховая компания”», - перечисляет Антон Березняк. 90% его клиентов приходят разбираться с ДТП. Как правило, средняя сумма ущерба - 100 000–200 000 рублей. Многие к юристам не идут: экономят деньги и нервы. «Четверку» монтажника Георгия Суворова прошлой осенью протаранил грузовик. Виновником ДТП признали водителя грузовика, а стоимость ремонта легковушки на сервисе оценили минимум в 50 000 рублей. Однако с компании «МАКС» Георгий получил лишь 36 400 рублей. «По ОСАГО, в отличие от КАСКО, потерпевший может рассчитывать на возмещение только с учетом износа. Поэтому выплата произведена в сумме 36 400 рублей», - рассказал начальник управления урегулирования убытков ЗАО «МАКС» Андрей Антропов. Страховые юристы хорошо знают эту компанию. «В случае угона машины “МАКС” требует предоставить документы через три дня. А это сделать физически невозможно, потому что милиция забирает документы для оформления минимум на неделю», - сообщает адвокат Березняк. Он говорит, что сейчас страховые компании все чаще практикуют так называемый шаблонный метод. «Например, заводят постороннюю консалтинговую компанию, которая выносит решения, выгодные страховщику», - рассказывает юрист. По его словам, шаблонным этот метод называется потому, что страховщики «автоматом» присылают отказ, а фамилию клиента иногда менять забывают.
Скидок не будет Хорошая новость в том, что по полисам ОСАГО, купленным после 1 марта, страховщикам все-таки придется платить больше. Во-первых, в марте вводится прямое урегулирование, которое позволяет получать выплаты в той компании, где был приобретен полис, а не в компании виновника аварии. В «свою» компанию ездить за деньгами будут чаще, чем в чужую, - она просто ближе к дому или к работе. Поэтому страховщики считают, что и платить им придется на 5–15% больше. Во-вторых, теперь можно будет оформлять документы без сотрудников ГАИ. А это еще 10–15% дополнительных выплат, подсчитывают страховщики. Конечно, они хотели бы компенсировать свои потери за счет клиентов. Поэтому утверждают, что единственный способ спасти рынок автострахования - увеличить тарифы по ОСАГО. С таким предложением Российский союз страховщиков вышел еще год назад. «Тарифы надо пересмотреть кардинально - они изначально были неадекватными. Неточные коэффициенты по регионам, по мощности двигателя», - рассказывает замгендиректора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. Минфин год рассматривал это предложение и наконец передал его в правительство. Когда его утвердят, стоимость полисов вырастет в среднем на 10–15%. В распоряжении Newsweek оказалась пояснительная записка к проекту постановления правительства. В ней прямо говорится, что корректировка тарифа «позволит в условиях нестабильности финансовой системы поддержать финансовую устойчивость рынка ОСАГО». Консультант Акерман уверен, что постановление будет подписано в ближайшее время. Похоже, вырастут и тарифы по КАСКО. «Этот полис приобретают в основном для импортных автомобилей. А цены на запчасти - в долларах и евро. Соответственно, стоимость ремонта сильно выросла», - объясняет Владимир Козлов из Российского союза автостраховщиков. Он считает, что цена полиса КАСКО может увеличиться ровно на столько, на сколько упал курс рубля - на 35%. Дело также в том, что страховщики слишком много платят посредникам, рассказывает генеральный директор «КИТ Финанс Страхование» Сергей Ковальчук. Стандартный размер комиссии при продаже полиса КАСКО в автосалоне - 20–30%. И эти деньги забирает автосалон. Компания Ковальчука и еще несколько фирм решили продавать полисы сами, без посредников, и в результате клиенты получили скидки в 20% и более от среднерыночных тарифов. Но схема популярной не стала. Продавцов КАСКО больше сотни, а ее приняли всего четыре компании.
Светлана ЗАЙЦЕВА, Алексей САВКИН Как выбрать страховщика, который не откажет
Вся пресса за 3 марта 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Регулирование, Игроки, Управление, Автострахование, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
3 декабря 2024 г.
|
|
Известия, 3 декабря 2024 г.
Страховщики назвали самый угоняемый автомобиль в 2024 году в России
|
|
За рулем, 3 декабря 2024 г.
В России придумали, кто возместит ущерб за ДТП без полиса, но есть нюанс
|
|
Банки.ру, 3 декабря 2024 г.
Краткосрочные полисы ОСАГО существенно подешевели
|
|
Коммерсантъ, 3 декабря 2024 г.
Нелетная страховка
|
2 декабря 2024 г.
|
|
Sputnik Молдова, 2 декабря 2024 г.
Сэкономят на вакцине: что предусматривают поправки в закон об ОМС
|
|
Комсомольская правда, 2 декабря 2024 г.
Такси хотят снабдить видеорегистраторами: Какие камеры нужно покупать и кто за них заплатит
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Зоны конфликтов выросли на 65% с 2021 года, но влияние на бизнес осталось ограниченным
|
|
Вечерний Ставрополь, 2 декабря 2024 г.
На Ставрополье больница потратила средства ФОМС не по назначению
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Сектор делегированных полномочий андеррайтинга демонстрирует устойчивый рост
|
|
Банки.ру, 2 декабря 2024 г.
ДТП с беспилотным авто: как оформить и получить компенсацию по страховке
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
LMA заявляет, что улучшенный цифровой андеррайтинг будет значительно расти
|
|
Деловой квартал-Нижний Новгород, 2 декабря 2024 г.
Нижегородских аграриев поддержат дополнительным финансированием в 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Страховщики выступают против планов ЕС по дальнейшему ужесточению регулирования
|
|
Право.Ru, 2 декабря 2024 г.
«Ингосстрах» не смог взыскать со Сбербанка 12,3 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Кибератаки национальных государств приводят к хаосу на рынках
|
|
РБК.Уфа, 2 декабря 2024 г.
Башкирия получит на поддержку агрострахования 33 млн рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Аналитики Berenberg ожидают стабильных цен на перестрахование при продлении договоров в январе 2025 года
|
 Остальные материалы за 2 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|