Вечерний Омск,
6 марта 2009 г.
Европейский протокол подкосит рынок ОСАГО 2659 просмотров
Омские страховщики ожидают увеличения убытков и разорения мелких компаний в связи с вступившими с 1 марта в России поправками к Закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО).
Эти поправки предусматривают прямое урегулирование убытков от ДТП и упрощенную процедуру оформления ДТП – так называемый «европейский протокол». Омские страховщики полагают, что рынок автострахования к этим изменениям не готов и их реализация спровоцирует уход с этого рынка до 75% страховых компаний. В среду на брифинге, посвященном введению в действие «исторических» поправок к Закону об ОСАГО, директор Омского филиала компании «Росгосстрах» Станислав Хомяков заявил: – Эти изменения в законе были ожидаемыми, система прямого возмещения убытков давно действует во всей Европе, но наш рынок страхования к ней еще не полностью готов. Например, прямое возмещение означает серьезный рост внутренних издержек страховщиков, и в связи с этим к весне количество компаний с серьезными проблемами платежеспособности будет исчисляться десятками. По словам Станислава Хомякова, на сегодняшний день не решен целый ряд вопросов, необходимых дл я введения системы прямого урегулирования. В частности, не разработана единая методика оценки ущерба, причиненного имуществу, отсутствует реестр независимых экспертов-техников, не внесены необходимые поправки в нормативные правовые акты по банкротству страховых организаций и необходимые изменения в Налоговый кодекс РФ, регламентирующие налогообложение взаиморасчетов между страховщиками при прямом возмещении убытков. Кроме того, страховщики столкнутся с тем, что к ним будут идти не только свои клиенты, но и чужие, которые не смогли найти центры урегулирования своих компаний. Естественно, нагрузка на крупных страховщиков многократно возрастет. Возникнут и проблемы взаимодействия между страховыми компаниями, что неизбежно приведет к увеличению сроков урегулирования убытков. В общем, рынок автострахования по-прежнему не готов к работе в новых условиях. И это притом, что первоначально прямое урегулирование убытков в ОСАГО должно было заработать с 1 июля 2008 г., а упрощенное оформление ДТП – с 1 декабря 2008 г. Вообще участники омского страхового рынка полагают, что в силу его инерции основные проблемы, связанные с финансовым кризисом, здесь начнутся на полгода позже, чем в банковском секторе, то есть уже нынешней весной. И во многом ситуацию в автостраховании осложнит и введение в действие поправок к Закону об ОСАГО. Прямое возмещение убытков резко ускорит процесс разорения неустойчивых компаний. По данным Российского союза автостраховщиков, уже сегодня есть проблемы у трех десятков таких компаний. Скорее всего, большинство из них быстро уйдут с рынка ОСАГО, и этот рынок станет более концентрированным. Но обязательства этих компаний лягут на РСА в целом и, в конечном счете, – на добросовестных страховщиков. – К тому же Российский союз автостраховщиков ставит компаниям очень жесткие условия, – добавляет Станислав Хомяков. – Либо член РСА подписывает соглашение об участии в прямом возмещении убытков ДТП, либо автоматически исключается из РСА, лишается лицензии на осуществление ОСАГО и уходит с рынка. Тем не менее, отметил директор Омского филиала компании «Росгосстраха», на сегодняшний день все страховые компании, входящие в РСА, уже подписали подобные соглашения. Утвержден необходимый пакет документов о взаимодействии компаний в страховых случаях, о сроках извещения о ДТП, сроках перемещения средств и т. д. Однако сама система отношений между страховщиками при прямом возмещении убытков от ДТП пока не сформирована. По словам Станислава Хомякова, их компания готова к работе в этом секторе страхования, хотя, по предварительным оценкам, ожидается рост нагрузки на систему урегулирования убытков на 30–40%. Поэтому уже сегодня в «Росгосстрахе» увеличивают штат сотрудников в этих подразделениях. Ожидается также значительный рост объемов взаимных расчетов между страховыми компаниями, а также и нагрузок на их юридические службы. Впрочем, обращений страхователей по прямому возмещению убытков от ДТП пока еще не отмечено – или договоры не заключены, или страховые случаи еще не наступили. – Когда в 2003 году вводился в действие Закон об ОСАГО, он тоже был довольно «сырым», – напоминает Станислав Хомяков, – однако год от года «отшлифовывался» и его действие становилось все четче и четче. На сегодня ситуация аналогична я. Полагаю, что до конца года механизмы действия европротокола и прямого возмещения убытков отрегулируются. Конечно, те 10 ведущих компаний, которые контролируют порядка 60 процентов рынка автострахования, заинтересованы, чтобы новый закон работал. Но ряд страховых компаний, находящихся в сложном финансовом положении, не готовы к тем дополнительным расходам, которые неизбежны при вхождении в новую систему страхования. По разным прогнозам, к концу 2009 года число участников этого рынка может сократиться в разы – с сегодняшних 800 до порядка 200. Из них ОСАГО будут заниматься только 30–40 компаний. Основания для таких прогнозов есть. «Чтобы выйти на рынок автострахования, – напоминает Станислав Хомяков, – нужно или иметь очень серьезную рекламную поддержку, которая стоит огромных денег, или заинтересовать агентский корпус такими условиями, которые даже иногда выходят за рамки, установленные законом. Есть и ограничения по доходности, и если страховая компания имеет доходность выше 5 процентов, то она уже должна платить налог на прибыль». Впрочем, по мнению страховщиков, об особой доходности автострахования сегодня говорить не приходится: в 2007–2008 гг. убыточность рынка ОСАГО (процент выплат) достигла своего пика и с учетом будущих убытков составляет порядка 72–77%. И любое изменение в системе автострахования, отмечает Станислав Хомяков, только увеличивает его убыточность. Так, в ближайшем будущем (когда пойдет поток обращений по прямому возмещению убытков от ДТП) ввод в действие поправок к Закону об ОСАГО, по оценкам специалистов «Росгосстраха», приведет к росту убыточности еще на 20–25%. Кстати, стоимость базового полиса ОСАГО не связана с европротоколом и прямым возмещением убытков от ДТП. Тем не менее, страховщики в ближайшие дни ожидают изменений региональных коэффициентов по ОСАГО для тех регионов, которые с 2003 года показывают высокую, до 100 процентов, убыточность по этому виду страхования. Но Омская область к этим регионам, по мнению сведущих людей, не относится. Добавим, что в 2007 году средний уровень выплат по ОСАГО в Омске был более 60%. Директор ООО «Омская служба аварийных комиссаров» Юрий Юренко тоже считает, что поправки к Закону об ОСАГО, касающиеся прямого возмещения убытков от ДТП и европротокола, еще достаточно «сырые» и не обкатаны на практике. «Страховщики к ним еще не готовы, и у страхователей-первопроходцев возможны проблемы. Так что мы пока рекомендуем потерпевшим в ДТП действовать по старой схеме возмещения ущерба, тем более что у них, как правило, есть выбор», – говорит Ю. Юренко. На помним, ч т о пря мо е возмещение убытков от ДТП – это возможность для потерпевшего обратиться в страховую компанию причинителя вреда или же к своему страховщику. При этом прямое урегулирование возможно, если ДТП произошло с участием не более двух транспортных средств, застрахованных после 1 марта 2009 года, и вред был причинен только имуществу, т.е. в результате ДТП не пострадали жизнь и здоровье участников. Кстати, условия договоров ОСАГО, заключенных до 1 марта, сохраняют свою силу, но на них действие данного закона не распространяется. Упрощенная система оформления ДТП (европротокол) дает возможность его участникам не вызывать на место происшествия сотрудников ГИБДД, а самостоятельно заполнить извещения о ДТП, в том числе и схему аварии. Однако участники ДТП смогут воспользоваться европротоколом тоже только при вышеназванных условиях. Плюс еще два условия: обстоятельства причинения вреда в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников аварии, а размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не превышает 25 тысяч рублей (по статистике – это 60–70% ДТП). Впрочем, после ДТП человек находится в стрессовом состоянии, и определить на глаз, укладывается ли нанесенный ему ущерб в 25 тысяч рублей, ему будет достаточно сложно. А если постфактум выяснится, что ущерб о т ДТП превысил 25 тысяч рублей, а справок от ГАИ нет, то дополнительные требования страховой компании потерпевший уже предъявить не может. Кроме того, участники ДТП в состоянии понятного стресса не всегда смогут на месте и самостоятельно правильно определить вину друг друга и их состояние здоровья. Так что сотрудники ГИБДД по-прежнему будут вызываться на места ДТП, хотя если когда-то для них шоком было 100 ДТП в день, то сейчас их число доходит до 150–200 в день, а «рекорд» прибытия инспекторов ГИБДД на место дорожно-транспортного происшествия в Омске составляет… одни сутки. Однако в качестве альтернативы возможен вызов на место ДТП «аварийных комиссаров», которые могут грамотно запротоколировать обстоятельства происшествия, составить его схему, предварительно оценить ущерб и т. д. Эта служба работает по договору с ГИБДД, и на сегодня в Омске на долю «аварийных комиссаров» приходится разбор обстоятельств порядка 20–30% ДТП. Ну а, например, в Москве, Казани и ряде других городов – уже 80–90%.
Вся пресса за 6 марта 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|