Вечерний Петербург,
11 марта 2009 г.
Саботаж пополам с правовой неграмотностью
1005 просмотров
Первоначально предполагалось, что поправки вступят в силу с 1 декабря 2008-го.
Однако страховые компании запустили весь имеющийся у них лоббистский потенциал, чтобы оттянуть эту дату, - вплоть до введения заведомо неприемлемых поправок в правила страхования, наглость которых до предела возмутила Минфин.
Цель вроде бы достигнута: утверждение правил страхования приостановлено. Но в то же время поправки в ПДД и закон с 1 марта 2009-го все же считаются действующими. Однако страховщики не хотят их выполнять. И судя по всему, не будут. Такой вывод можно сделать из обсуждения на пресс-конференции, участие в которой приняли президент Союза страховщиков Северо-запада Евгений Дубенский, зам гендиректора страховой компании "Русский мир" Андрей Знаменский и председатель комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов.
Что такое "Европротокол" "Европротокол" - это упрощенный порядок оформления ДТП. Главных условий для него два. Первое - выезд автоинспекции исключительно на ДТП, повлекшие вред жизни, здоровью или значительный материальный ущерб: все прочие ДТП их участники оформляют сами. Второе - оформление участниками аварии на месте единого извещения о ДТП, то есть самого "европротокола". На практике это выглядит так. Во Франции через полчаса после извещения страховщика об аварии (по телефону) сведения поступают в сервисную компанию, которая организует подбор ближайшей авторемонтной мастерской. На время ремонта клиент получает от автосервиса бесплатную машину. Сервисная компания направляет на место ДТП независимого эксперта-оценщика для осмотра и оценки повреждений, после ремонта сверяет счет из автосервиса с отчетом оценщика и направляет результат в страховую компанию для оплаты. Все - без малейшего участия клиента. Естественно, наши автомобилисты давно мечтают о чем-то подобном. Ведь сейчась каждая авария, даже пустяковая, - это, прежде всего, громадные потери времени. Часами приходится ждать инспекторов ГИБДД. Потом сутками высиживать в ожидании решения дознавателя. Потом ждать решения страховой фирмы - порой неделями. А если вы решитесь отремонтировать машину сами и предъявите страховщикам лишь счет, возмещения ущерба можно не дождаться вообще или же долго и нудно судиться за каждую копейку.
Размечтались? А зря... Что ж, теперь поправки в Правила дорожного движения и в Закон об ОСАГО формально вступили в силу. Они дают право водителям не вызывать милицию на место ДТП, самим оформлять извещение (то есть "европротокол") и предъявлять счет своей страховой компании, а не компании виновника ДТП, как было раньше. Так что же, мытарства позади? Ничуть не бывало. Страховщики назвали две главные ловушки, которые ждут водителей, размечтавшихся о европейских правилах возмещения ущерба от ДТП. Во-первых, водители сами зачастую не в состоянии оценить стоимость ремонта своей машины, а "европротокол" по-российски действителен лишь при сумме ущерба не выше 25 тысяч рублей (во Франции - около семи тысяч евро). А во-вторых, страховые компании обещают, что срок оплаты ущерба с их стороны при "европротоколе" возрастет примерно вдвое. - Средний срок выплат по договору ОСАГО примерно 18 дней, - рассказал о процедуре Андрей Знаменский. - Однако при переходе на прямые выплаты ущерба нашим клиентам порядок действий усложняется. Мы должны будем отправлять запрос страховщику виновника ДТП, выдавался ли ему полис ОСАГО, ждать ответа и акцепта денежных средств... В сумме получается примерно 28 дней. Если же за этот срок мы подтверждения так и не получим, все равно отправим нашего клиента за выплатой к другой страховой компании. - Новый порядок, наверное, хорош для других регионов России, где иной состав автомобильного парка, - считает Евгений Дубенский. - Там средний ущерб действительно соответствует сумме 20 - 25 тысяч рублей. У нас же я рекомендую водителям не спешить пользоваться благами "европротокола", пока этот порядок не утрясется, - тем более что старый порядок продолжает действовать одновременно с новым. К тому же новый порядок действителен только для ОСАГО. Возмещения по КАСКО вы без протокола из ГИБДД не получите. Оба страховщика считают, что для утрясания потребуется не менее полугода. Но как водителям узнать, утряслось уже или нет? Рецепт, по мнению наших собеседников, прост. Надо сразу после ДТП звонить в свою страховую компанию и спрашивать, готовы ли там к прямому возмещению убытков. Если скажут "да" - можно смело действовать. Вот только оба забыли упомянуть, что это "да" будет устным и ничем не подтвержденным. А значит, любой водитель может попасться в ловушку. Ведь сейчас далеко не все страховые компании страны подписали протокол о согласии на взаиморасчеты. - Как же так, - заволновались журналисты, - ведь по закону вы обязаны уже с 1 марта действовать по-новому... - Ну да, обязаны, - заверили нас наши собеседники. - Но не готовы...
Когда в страховщиках согласья нет Насколько не готовы - показал дальнейший спор. По новым правилам избежать вызова ГИБДД на место ДТП можно лишь в том случае, если оба участника аварии согласны друг с другом. Вот только в чем? Дубинский убежден: водители должны иметь одно и то же мнение по поводу вины одного из участников ДТП. Знаменский же заявил: нет, не вины, а только обстоятельств аварии, которые они обязаны нарисовать в схеме ДТП. Например, один ехал слева, другой справа, и оба врезались в дорожный знак. А кто кому при этом помешал и почему - будут разбираться страховщики. Сами себя мэтры страхового дела так и не убедили - а журналистов оставили в недоумении. Если страховщики не в состоянии договориться по базовым принципам - при том, что закон совершенно однозначен, - каково же будет их клиентам? Об этом нам поведал третий участник дискуссии - Александр Холодов. По его мнению, поправки в ПДД и в закон об ОСАГО пока выгодны только аферистам и нарушителям ПДД. Мошенники легко смогут организовать фиктивные аварии с мифическим ущербом и вымогать у страховщиков деньги. А нарушители ПДД легко согласятся на оформление ДТП без вызова автоинспекции, если, к примеру, были за рулем в нетрезвом состоянии. Холодов категорически не советует водителям пробовать оформлять ДТП без вызова автоинспекции еще и потому, что это дает страховщикам удобный повод не платить вообще. Например, при "сомнениях" страховщиков в обстоятельствах аварии они вправе требовать к осмотру автомобиль второго участника ДТП. Но ведь с момента аварии к тому времени может пройти месяц и более, все повреждения будут исправлены. Значит, есть повод отказать в возмещении ущерба - и потом долго судиться с клиентом, если тот решится на судебную волокиту из-за 25 тысяч рублей... Все услышанное оставило тягостное впечатление. Умеют у нас все-таки испортить любое хорошее дело! При этом все вокруг оказываются виноватыми - кроме тех, на ком действительно лежит ответственность. Однако в одном все участники пресс-конференции правы: пока страховщики сами не выучили новые нормативные документы, пока делают все, чтобы их не выполнять, - лучше действительно не рисковать и действовать по-старому.
Справка "ВП" Условия для "Европротокола" - В ДТП участвовали не более двух автомобилей. - Оба водителя имеют полисы ОСАГО. - Вред должен быть причинен только имуществу участников ДТП. - Обстоятельства причинения вреда, схема ДТП, характер и перечень видимых повреждений автомобилей не должны вызывать разногласий участников ДТП и должны быть удостоверены подписями обоих водителей под каждым из пунктов.
Сроки, о которых следует знать - Извещения о ДТП вместе с заявлениями о возмещении вреда должны быть в течение 15 рабочих дней вручены страховщику. - Страховщик обязан организовать осмотр или экспертизу в срок не позднее 5 дней с даты получения заявления и извещения о ДТП. Если срок пропущен, потерпевший имеет право организовать оценку ущерба сам. Оплату экспертизы производит страховщик. - После решения о выплате страховой суммы страховщик выплачивает ее потерпевшему в трехдневный срок. За просрочку следуют пени, но в сумме они не должны превышать величины страховой выплаты.
Марина ГЛЕБОВА
Вся пресса за 11 марта 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|