Подходит к концу открытое обсуждение Концепции развития здравоохранения в РФ до 2020 года. Разработанный Минздравсоцразвития документ выделяется из ряда популярных ныне концептуальных произведений на тему «Как мы хорошо будем жить через десять лет». Во-первых, его без преувеличения можно назвать основополагающим: если поставленные в нем цели (прирост населения и продление трудоспособного возраста россиян) окажутся недостижимыми, то некому будет воплощать в жизнь остальные планы-2020.
Во-вторых, концепция сильно напоминает продукт «второй свежести». Правительство не первый год упражняется в перестройке, реформировании, модернизации системы отечественного здравоохранения. Если быть точным, уже шестнадцатый год – с момента создания в 1993 году системы обязательного медицинского страхования (ОМС). С тех пор каждые три-четыре года правительство придумывало что-нибудь новенькое, должное оздоровить хилую российскую медицину, – то ежегодно принимало программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, то вводило подушевое нормативное финансирование в ОМС. Программные документы также имели место: в 1997 году принята Концепция развития здравоохранения РФ, которая совпадала с нынешней не только по названию. Она ставила перед собой примерно те же высокие цели и задачи и точно так же предусматривала развитие более экономной амбулаторно-поликлинической службы, сокращение коек в стационарах, введение в поликлиниках врачей общей практики и семейных врачей, уменьшение численности врачей и медицинских сестер. Когда семь лет спустя стало ясно, что ни одна из целей не достигнута, на смену провалившейся концепции подоспел новый проект – программа повышения структурной эффективности системы здравоохранения. Безостановочная активность реформаторов осталась, однако, безрезультатной – со здоровьем у россиян дела обстоят из рук вон плохо. Сокращение численности населения Российской Федерации, начавшееся в 1992 году, продолжается. Продолжительность жизни, которая служит признанным индикатором качества жизни и здоровья населения, в России на 6,5 лет меньше, чем в «новых», и на 12,5 лет – чем в «старых» странах ЕС. Коэффициент смертности остается в 1,3 раза выше, чем в «новых», и в 1,5 раза выше, чем в «старых» странах ЕС. По коэффициенту смертности от болезней системы кровообращения (основная причина смерти россиян) мы демонстрируем едва ли не худшие показатели в мире. Ухудшение ситуации происходит на фоне сокращения числа лечебных учреждений, койко-мест в стационарах, дефицита врачей и медицинских сотрудников среднего звена. Причина провалов всех начинаний банальна: любые чудеса реформаторской акробатики бессмысленны в условиях нехватки денег. А их не хватает давно и хронически. Для сравнения: в так называемых развитых странах ежегодно в систему здравоохранения вливается от 5 до 10% ВВП. В России – от до 2,6 до 3,5% нашего скромного ВВП. No comments. Авторы новой концепции оптимистично обещают, что гарантии государства будут подкреплены более щедрым финансированием. Если в 2008 году минимальный подушевой норматив финансового обеспечения программы государственных гарантий составлял чуть более 5 тыс. рублей на человека в год, то в 2010−м он составит 9 тыс. 400 рублей, а в 2020−м – 30 тыс. 400 рублей (в ценах соответствующих лет). Однако цифры не убеждают. Может ли кто-нибудь с уверенностью заявить, что именно 30 тыс. на человека в год – та необходимая и достаточная сумма, которая позволит сполна обеспечить население бесплатной медицинской помощью? Никто не может – по той простой причине, что в стране нет медико-экономических стандартов практически ни по одному заболеванию (хотя о необходимости их разработки твердят уже лет десять). То есть не определено, какие диагностические и лечебные манипуляции предписаны в том или ином случае и сколько это может стоить. Возникает закономерный вопрос: каким же образом при отсутствии стандартов были просчитаны финансовые ориентиры концепции? А очень просто. Как рассказала журналу «Итоги» заместитель главы Минздравсоцразвития Вероника Скворцова, «расчеты основаны на реальной стоимости медицинских услуг, которыми воспользовалось в 2007 году работающее население. Оказалось, что тогда работодатели из единого социального налога заплатили 133 млрд рублей. Но наряду с этим большая сумма – 122,7 млрд – была выделена субъектами Российской Федерации на оказание помощи неработающему населению». Таким образом, продолжает Скворцова, сумма составила примерно 4% от совокупного фонда оплаты труда. Еще 1,1% разработчики заложили на выравнивание межрегиональных перекосов (а то сегодня подушевое финансирование в Якутии в полтора десятка раз выше, чем в бедном Дагестане). Дальше, видимо, прикинули прогнозное значение фонда оплаты труда в последующие годы, отсчитали 5,1%, разделили на планируемую численность населения и получили искомый результат. То есть опять те же грабли: государство определяет бюджет здравоохранения не исходя из нормативов современной доказательной медицины, а по принципу «сколько удастся собрать с работодателей». Кстати, от внимания математиков из Минсоцразвития ускользнули примерно 150 млрд рублей, потраченных россиянами в 2007 году на приобретение медицинских услуг – как за счет собственных средств, так и по программам добровольного медицинского страхования. Видимо, по умолчанию предполагается, что средний класс и «продвинутые» работодатели волей-неволей продолжат участвовать в софинансировании российского здравоохранения. Потому что бюджетных денег для бесплатного лечения всех россиян, как всегда, не хватит. А значит, многолетние эксперименты по превращению российской государственной медицины в «цивилизованную» продолжатся за рамками действия Концепции-2020.
Елена ДЕНИСЕНКО, заместитель главного редактора журнала «Эксперт Северо-Запад»
Вся пресса за 16 марта 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
tengrinews.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Что дает ОСМС казахстанцам? Разбираемся в системе медстрахования
|
|
Колыма-информ, Магадан, 25 ноября 2024 г.
Областная Дума внесла поправки в действующий бюджет Территориального фонда ОМС и приняла в первом чтении бюджет на предстоящую «трехлетку»
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
В РФ подготовили законопроект об увеличении выплат по ОСАГО
|
|
Кам24, Петропавловск-Камчатский, 25 ноября 2024 г.
На Камчатке автоледи не удалось вернуть деньги за ремонт внедорожника после ДТП
|
|
Коммерсантъ, 25 ноября 2024 г.
Мегаполис ОСАГО
|
|
Ведомости, 25 ноября 2024 г.
Как искусственный интеллект ищет рак у россиян
|
24 ноября 2024 г.
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МедиаРязань, 24 ноября 2024 г.
В Рязанской области более 40% водителей показывают безаварийную езду
|
|
Аргументы и факты на Оби, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Меньше половины водителей в Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МК в Новосибирске, 24 ноября 2024 г.
Около 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% новосибирских водителей ездят без аварий
|
|
5 колесо, 24 ноября 2024 г.
В России упростят оформление ДТП по ОСАГО. Но не всех
|
23 ноября 2024 г.
|
|
Сибкрай.ру, Новосибирск, 23 ноября 2024 г.
Страховщики похвалили новосибирских водителей – они самые «безаварийные»
|
|
Внешнеэкономические связи, 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты потребовали новые страховки из-за полетов над зонами боевых действий
|
|
МК в Донбассе, 23 ноября 2024 г.
Жители ДНР обязаны получить полис ОМС до 1 января 2026 года
|
|
РБК (RBC.ru), 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты пожаловались, что их заставляют летать над зонами боев
|
22 ноября 2024 г.
|
|
Новости Армении-NEWS.am, 22 ноября 2024 г.
Премьер-министр Армении: Мы пока не готовы к переходу на медицинское страхование
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|