За жизнь и безопасность пассажиров во Франции полную ответственность несет перевозчик.
Автомобильные известия,
23 июля 2003 г.
Жертвы ДТП защитил еще Наполеон
2391 просмотр
Французская правовая и страховая системы отличаются исключительной сложностью и запутанностью, ибо основаны они на многовековой законодательной практике. Наполеон был первым, кто позаботился во Франции о безопасности пассажиров общественного транспорта. Правда, такового в эпоху доблестного императора не существовало, однако Франция частично и поныне живет по гражданскому кодексу, носящему его имя. Именно в этом своде законов зафиксирован основополагающий правовой принцип, согласно которому любой виновный обязан компенсировать нанесенный им ущерб во всех сферах жизни, включая транспортную.
На сегодняшнем языке тот давний принцип называется "режимом автоматической ответственности". В дополнение к нему действует и другой режим, называемый "контрактной ответственностью". Что означает: перевозчик обязан доставить своих пассажиров до места назначения в полной сохранности. Автобусом и метро в столице распоряжается Автономное управление парижского транспорта (АУПТ), которое принадлежит государству и отвечает за безопасность.
С точки зрения французского правосудия, объясняет мне местную систему сотрудница дирекции перевозок министерства транспорта Элиан Мартиньоль, как только пассажир зашел в автобус, трамвай или сел в такси, он автоматически застрахован на случай ЧП на всю поездку. Если автобус попал в аварию, то АУПТ, которое, в свою очередь, застраховано в нескольких компаниях, обязано выплатить пострадавшим компенсацию. Если вы, скажем, получили травму во время поездки в столичный аэропорт Руасси - Шарль де Голль на автобусе Air France, то претензии надо предъявлять авиакомпании. За ДТП с такси ответит владелец последнего или компания, которой принадлежит автомобиль. Словом, за вашу жизнь и безопасность полную ответственность несет перевозчик.
Кроме того, француз, как правило, страхует свою жизнь наряду с квартирой и личным имуществом. Кредитные карточки крупнейших банков также гарантируют существенные выплаты при несчастных случаях. В свою очередь, по закону все перевозчики обязаны быть застрахованы. В противном случае им грозит штраф примерно в 4 тысячи евро и тюремное заключение для ответственных лиц. Выясняя обстоятельства аварии, определяют виновного, за которого платит его страховая фирма. Страховщик обязан в течение восьми месяцев после ДТП определить сумму, которую он готов выдать пострадавшему или - в случае его смерти - наследникам и родственникам. Что же до министерства транспорта, то оно в спорах не участвует и лишь наблюдает за соблюдением законов.
В июле 1985 года во Франции был принят новый государственный акт - так называемый "закон Бадинтера", по имени бывшего министра юстиции в правительстве Франсуа Миттерана, который расширил права жертв ДТП. Согласно документу, перевозчик, как правило, не может возложить вину за происшествие на пассажира. К тому же закон требует с наибольшим пониманием относиться к "привилегированным" жертвам - детям моложе 16 и старикам старше 70 лет. Он же предусматривает компенсацию пострадавшим в максимально краткие сроки. Каким образом происходит выплата компенсации за нанесенный в ДТП ущерб? На первом этапе пострадавший обращается непосредственно к владельцу общественного транспорта, который во Франции остается монополией государства. (Когда судишься с государством, то брать адвоката не обязательно). "Истец" и "ответчик" пытаются договориться. Если это не удается, французский гражданин начинает судебную тяжбу. Поскольку местная Фемида перегружена подобного рода делами, на процесс может уйти два-три года. В исключительных случаях жертва должна уметь доказать - самостоятельно или при помощи адвоката - вину перевозчика. Скажем, убедить суд, что вы выпали из автобуса после того, как открылась на ходу его дверь. Эксперты должны установить вину владельца, который не сделал ничего, чтобы содержать машину в полном порядке. Какого-то твердого "прейскуранта", который определял бы суммы выплат, не существует. Обычно судья руководствуется прецедентами и, в случае, например, полной потери трудоспособности, может назначить компенсацию, которая позволит инвалиду относительно прилично жить, лечиться, обеспечивает уход.
Конечно, повторю, порой на тяжбу с перевозчиком, особенно если он частный, включая хождения по разным судебным инстанциям, могут уйти многие годы. И далеко не всегда жертве удается получить сумму, случается, нарочно завышенную, на которую он рассчитывал. Как правило, судиться с городскими властями, которым принадлежит транспортная система, проще и быстрее. Они ведь расплачиваются не своими кровными, а деньгами налогоплательщика или, косвенно, страховой компании.
Егор ВАНИН
Вся пресса за 23 июля 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, За рубежом, История страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Тверь, 29 ноября 2024 г.
Сотрудники полиции выявили поддельный страховой полис ОСАГО в Твери
|
|
Коммерсантъ, приложение, 29 ноября 2024 г.
«Страховщики должны участвовать в реализации национальных проектов»
|
|
Известия, 29 ноября 2024 г.
Платить и плакать: депутаты разработали поправки к закону об ОСАГО
|
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|