До конца года в Санкт-Петербурге откроются несколько новых медицинских центров, принадлежащих страховым компаниям, которые работают на рынке добровольного медицинского страхования (ДМС). Проекты были «зачаты» в благополучные годы, отмеченные бодрым, примерно на 30−40% в год, расширением рынка ДМС. Но завершение их совпало с не лучшими временами – ожидается, что объем собираемых премий в 2009 году сократится на 10%. Страховщикам будет непросто окупить вложенные средства.
Год открытий На прошлой неделе компания «Ингосстрах» презентовала в Санкт-Петербурге свой новый медицинский центр – клинику «Будь здоров». Это четвертое по счету медицинское учреждение сети – две клиники работают в Москве, еще одна в конце марта открылась в Саратове. По словам генерального директора компании «Ингосстрах» Александра Григорьева, изначально компания планировала за три года расширить федеральную сеть до 24 клиник, вложив совокупно 140 млн долларов. «Кризис внес коррективы: мы не предполагаем сокращать финансирование проекта, но сдерживаем темпы его реализации. Так, в этом году вместо шести клиник откроем три», – рассказывает Григорьев. Инвестированных в проект средств, около 150 млн рублей, хватило на аренду и оснащение многопрофильного амбулаторно-поликлинического центра площадью 2 тыс. кв. м. Центр оснащен неплохим перечнем диагностического оборудования (рентгенологического, ультразвукового, эндоскопического), предусмотрено место под компьютерный томограф, но закупка этого дорогостоящего аппарата пока отложена. По занимаемой площади новая клиника попадает в число крупнейших лечебных учреждений, принадлежащих страховщикам Петербурга (центры СК «Медэкспресс» и «Капитал-Полис»). А по оснащенности диагностическим оборудованием, пожалуй, «Будь здоров» обгонит своих предшественников. Впрочем, лидерство не будет долгим. Страховая компания «Капитал-Полис» намерена к осени завершить работы по расширению своего центра вдвое, до 3 тыс. кв. м (инвестиции составят около 100 млн рублей). По спектру предоставляемых услуг медцентр «Капитал-Полиса» догонит «Будь здоров», а по площади – обгонит центр «Ингосстраха». «Медэкспресс» идет по иному пути. В ноябре прошлого года компания открыла в Московском районе Петербурга второй медицинский центр весьма скромного размера – чуть более 400 кв. м – стоимостью 15,5 млн рублей. Понятно, что на такой площади можно обеспечить прием лишь основных специалистов первичного звена. Это был первый объект пилотного проекта группы «Allianz Евразия», к которой относится «Медэкспресс». По планам, к концу 2010 года должны появиться три мини-клиники в Петербурге, а также медцентры в Архангельске и Кингисеппе. Осенью 2009 года медицинский бизнес петербургских страховщиков может перейти на качественно новый уровень. Сразу две компании – «РЕСО-гарантия» и «СОГАЗ» – заявляют о намерении открыть крупные медицинские центры с операционными, стационарными и реабилитационными отделениями. Оба лечебных учреждения будут оснащены диагностическим и операционным оборудованием по высшему разряду, вплоть до компьютерного (у «РЕСО») и магнитно-резонансного (у «СОГАЗа») томографов. Центр «РЕСО-гарантии» разместится на 5,5 тыс. кв. м в бизнес-центре на Богатырском проспекте, недавно достроенном страховщиком. Клиника «СОГАЗа», возводимая на месте бывшей больницы имени Софьи Перовской, обещает быть почти вдвое больше. «Общую стоимость проекта пока называть не стану – боюсь ошибиться. Надеюсь, что уже к осени наш медцентр начнет работать», – говорит директор петербургского филиала страховой группы «СОГАЗ» Игорь Акулин.
Скрупулезный подсчет Страховщики не отрицают, что владение медцентром не вписывается в классическую схему их бизнеса. Но обстоятельства заставляют отступать от канонов – дефицит медицинских учреждений с удовлетворительным уровнем сервиса ведет к ценовому диктату с их стороны. «Рост тарифов на медицинские услуги и до кризиса опережал инфляцию примерно вдвое и составлял около 30% в год. Сейчас удорожание идет еще более быстрыми темпами – расходные материалы и оборудование, как правило, импортные. Курсы евро и доллара выросли в среднем на 30%. Поставщики и сами лечебные учреждения также не стремятся полностью заморозить тарифы», – рассуждает генеральный директор компании «Капитал-Полис» Алексей Кузнецов. Собственный медцентр – это не только возможность несколько снизить цены, но также инструмент контроля качества и количества услуг, оказываемых застрахованному. «Когда лечение пациента проходит перед твоими глазами, то ни о какой гипердиагностике или излишних назначениях речи не идет. Не секрет, что лечебные учреждения „накручивают“ не менее 30% необязательных манипуляций», – поясняет Игорь Акулин. Стремление оптимизировать расходы побуждает страховщиков продвигать программы с прикреплением к ограниченному количеству лечебных учреждений. В идеале – к собственному центру, что одновременно обеспечивает загрузку медицинских мощностей. «Пока рынок с трудом привыкает к программам с прикреплением к конкретному учреждению. Мы сами сформировали стереотип восприятия ДМС, основанный на свободе выбора. Но в кризис, когда перед работодателем встанет выбор – отказаться от страхования вовсе или приобрести программу с ограничениями, но на 20% дешевле, думаю, продукт будет воспринят как актуальный», – размышляет Алексей Кузнецов. По словам Кузнецова, с осени, когда медцентр заработает в полную силу, «Капитал-Полис» начнет активнее продвигать его услуги среди своих клиентов. Пациенты, лечащиеся за наличные деньги, а также клиенты других страховых компаний будут обслуживаться только при наличии свободных мощностей. Другие страховщики не столь откровенно заявляют о намерении переключить потоки клиентов в сторону собственных мощностей. «Оба наших петербургских медцентра преимущественно обслуживают клиентов с полисами ДМС „Медэкспресса“ и „РОСНО“ (компаний, входящих в группу „Allianz Евразия“). Но это свободный выбор наших клиентов. Доля застрахованных, в программах которых наш медицинский центр обозначен как базовое учреждение, невелика – около 10%. Увеличивать количество застрахованных по таким программам мы не собираемся, несмотря на то что за счет отсутствия дублирования услуг в других ЛПУ ниже страховой взнос для клиента», – делится генеральный директор компании «Медэкспресс» Наталья Шумилова. Прикрепить пациентов к собственному центру в период кризиса достаточно просто – ведь цена полиса становится главным фактором при выборе страховщика. По словам директора департамента медицинского страхования «Ингосстраха» Михаила Копитайко, полис с прикреплением к новой клинике обойдется корпоративному клиенту в 8−10 тыс. рублей, а предусматривающий свободу выбора – в два-три раза дороже. Неудивительно, что предполагается до 70% мощностей загрузить за счет застрахованных в «Ингосстрахе».
Лицом к рынку Стратегия «медцентр для собственного потребления» работает при наличии трех условий: сравнительно скромный размер, большое количество застрахованных по ДМС, готовность страховщика предоставить существенные скидки страхователю в обмен на некоторое обеднение программы. «Небольшая площадь медицинского центра предполагает, что вы сможете предложить пациентам только консультацию терапевтов и основных специалистов. Ни о сложной диагностике, ни о полном перечне узких специалистов, ни тем более о проведении операций речи не идет. Если же вы решили построить по-настоящему крупную многопрофильную клинику с широким спектром услуг, вы тут же сталкиваетесь с необходимостью работать на рынке. Иначе не сможете обеспечить необходимый поток пациентов», – считает Игорь Акулин. По крайней мере двое страховщиков – «СОГАЗ» и «РЕСО-гарантия» – рассматривают будущие медцентры как самостоятельные бизнесы, хотя и тесно связанные с материнскими компаниями. «В первую очередь наш медицинский центр будет работать на рынке – таково было условие инвесторов. Он не ориентирован исключительно на клиентов „РЕСО-гарантии“, хотя мы планируем за счет застрахованных загрузить около четверти мощностей. Остальное – за счет обслуживания пациентов за наличный расчет и клиентов других страховщиков», – рассказали в компании. Выделение медицинского центра в самостоятельный бизнес представляется более перспективной стратегией, но и более сложной. Во-первых, новое лечебное учреждение вступает в прямую конкуренцию с другими многопрофильными клиниками Петербурга. И хотя до избытка медуслуг на рынке еще далеко, учитывая снижение доходов населения, борьба за место под солнцем окажется нелегкой. Во-вторых, в этом случае в связке «страховщик – медцентр» может возникнуть внутренний конфликт. Медицинский центр, будучи самостоятельным бизнесом, может крайне скептически относиться к необходимости предоставлять скидки (порой – весьма значительные) своей страховой компании. «Чужие» клиенты, обслуживаемые по полному тарифу, могут оказаться более желанными. Если же клиника проявит неуступчивость при согласовании скидок, страховщик может потерять к ней интерес.
Елена ДЕНИСЕНКО, заместитель главного редактора журнала «Эксперт Северо-Запад», Санкт-Петербург
Вся пресса за 20 апреля 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Игроки, Управление, Добровольное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
25 марта 2025 г.

|
|
За рулем, 25 марта 2025 г.
Если у вас в прошлом году были ДТП, срочно продлите ОСАГО: объясняем, для чего

|
|
мвд.рф, 25 марта 2025 г.
В Забайкальском крае полицейские задержали аварийных комиссаров, подозреваемых в мошеннических действиях в сфере страхования

|
|
Интерфакс, 25 марта 2025 г.
Хозяйства Тюменской области стали активнее страховать посевы - власти

|
|
Афанасий-биржа, Тверь, 25 марта 2025 г.
76% стихийных бедствий в России связаны с наводнениями

|
|
СМИ44, Кострома, 25 марта 2025 г.
В Костромской области вырос объём страховых выплат

|
|
NEWS.ru, 25 марта 2025 г.
В России стало доступно долевое страхование жизни

|
|
ЯСИА (Якутское-Саха Информационное Агентство), 25 марта 2025 г.
Якутян призывают страховать жилье от стихийных бедствий

|
|
Аргументы и факты-Чита, 25 марта 2025 г.
Аварийных комиссаров задержали за обман 100 водителей в Чите

|
|
Frank Media, 25 марта 2025 г.
Страховые компании стали предлагать полисы покупателям жилья в рассрочку

|
|
Деловой Петербург, 25 марта 2025 г.
«Частные клиники просто разорятся»: платным медцентрам могут добавить соцнагрузку

|
|
РИА Томск, 25 марта 2025 г.
Томские аграрии могут возместить 50% затрат по страхованию сельхозживотных

|
|
Вечерняя Казань, 25 марта 2025 г.
Первый полис долевого страхования жизни продали в России

|
|
Ведомости, 25 марта 2025 г.
В России начались продажи долевого страхования жизни

|
|
ПримПресс, Владивосток, 25 марта 2025 г.
Страховщики рассказали, кто получит выплаты после пожара на стоянке во Владивостоке

|
|
Известия, 25 марта 2025 г.
Вызывайте полис: в РФ распространилась схема обмана автоюристами на дорогах

|
24 марта 2025 г.

|
|
Деловой Петербург (on-line), 24 марта 2025 г.
ДТП в телефоне

|
|
AK&M, 24 марта 2025 г.
Американский стартап Ethos привлёк Goldman Sachs для проведения IPO

|
 Остальные материалы за 24 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|