Бизнес-журнал,
10 июля 2003 г.
Обязательное versus добровольное 735 просмотров
Об обязательном страховании автотранспорта представители страховых компаний заговорили в начале 90-х. Российские финансисты, в том числе и страховщики, равнялись на Запад и стремились подражать ведущим мировым державам. Однако внутриполитические перипетии и экономический кризис в России отодвинули на второй план проблемы страхования.
Страховой рынок в России долгие годы рос стихийно. По словам генерального директора РОСНО Евгения Кургина, почти каждое предприятие к середине 90-х годов считало своим долгом создать собственную страховую компанию.
Количество страховщиков превысило 4 тысячи. Опять был поднят вопрос о введении ОСАГО. К тому времени «автогражданка» появилась на Украине, и российские законодатели решили изучить ее результаты. Вопреки ожиданиям страховщиков результаты были неутешительными. До сих пор на Украине не застраховано более 80% автомобилей.
Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» подписан Президентом России в апреле 2002 года. По признанию одного из его авторов, зампреда Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимира Тарачева, законопроект прошел «на грани фола». «В первом чтении за него проголосовал 231 депутат, то есть едва более половины, — заметил он в интервью журналу «Финанс.» — Спустя год, в третьем чтении мы дополнительно не получили ни одного голоса».
Многие депутаты опасались и до сих пор опасаются, что отечественные страховщики не справятся с «автогражданкой». Емкость страхового рынка России равна 3% ВВП. При этом на долю реального страхования приходится меньше половины собираемых взносов. Не стихают споры о том, чем является ОСАГО — дополнительным налогом или инструментом социальной защиты?
Суть «автогражданки» в том, что государство при помощи страховых организаций гарантирует возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия. Населению, правда, придется раскошелиться на эти гарантии. Экономическая заинтересованность, по мнению российских законодателей, повысит безопасность дорожного движения.
До вступления в силу Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» остался один месяц. У многих автолюбителей при желании застраховать сейчас свою гражданскую ответственность может возникнуть вопрос: что делать? Покупать добровольный полис автогражданской ответственности (АГО) или подождать 1 июля? Застрахованных же автомобилистов волнуют последствия введения ОСАГО: надо менять добровольную страховку на обязательную или нет и не придется ли в этом случае что-нибудь доплачивать?
Конвертация — дело серьезное
«Российским автовладельцам, уже застраховавшим свою гражданскую ответственность, придется прервать действующие договоры добровольного страхования и оформить новые — обязательного страхования гражданской ответственности», — заявил руководитель Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ Константин Пылов. Причина в том, что это разные виды страхования, соответственно, они по-разному отражаются в бухгалтерской отчетности страховщика.
По мнению заместителя генерального директора ОСАО «Россия» Николая Николаева, никаких проблем с переходом на обязательное страхование автогражданской ответственности у российских автомобилистов не возникнет. «В каждой страховой компании будет создан специальный механизм конвертации добровольного полиса АГО в обязательный», — считает он.
Корреспондент «Бизнес журнала» решил напрямую обратиться в страховые компании и выяснить, каков все-таки будет «механизм конвертации». Этот вопрос был задан страховщикам — лидерам по автострахованию.
В компании «Ингосстрах» посоветовали не тревожиться относительно переоформления полисов и купить добровольную страховку. Если такой полис уже имеется, после 1 июля в довесок к нему необходимо приобрести еще и обязательную страховку АГО. В противном случае добровольный договор страхования придется расторгнуть и заключить новый. «При этом неиспользованная часть суммы будет переведена на полис обязательного страхования АГО», — пояснили в компании.
Одна из менеджеров по продажам Российского страхового народного общества уверила, что до конца 2003 года никаких проблем с "автогражданкой" у автолюбителей не возникнет, поэтому можно смело покупать добровольную страховку АГО. «Если же вы захотите перейти с добровольного страхования на обязательное, вам, скорее всего, придется доплатить определенную сумму в зависимости от стоимости обязательной страховки», — заявила она нашему корреспонденту.
«Обязательное страхование АГО в некоторых случаях окажется дешевле добровольного», – сказали в Промышленно-страховой компании. Поэтому, если застраховаться сейчас, то неиспользованных денег может хватить и на обязательную страховку. Однако на это могут рассчитывать владельцы отечественных автомобилей, проживающие в городах с населением от 10 до 50 тысяч человек или в сельской местности. При расчете стоимости обязательной страховки для них применяется понижающий коэффициент (от 0,6 до 0,4). Вполне исчерпывающий ответ мы получили в компании «РЕСО-Гарантия».
Менеджер по продажам призналась, что со 100%-ной уверенностью сказать ничего пока нельзя. Добровольные страховки, срок действия которых истекает после 1 июля 2003 года, по желанию клиента будут приравнены к обязательным полисам АГО. Для этого страхователям выдадут специальные сертификаты соответствия. В компании «РЕСО-Гарантия», однако, посоветовали для полной уверенности автолюбителям лучше всего стоит купить две страховки: обязательную и добровольную.
В страховой компании «Сибирь» заявили, что после 1 июля 2003 года необходимо переоформить добровольный полис АГО на обязательный, чтобы взносы по закону ОСГО поступали в фонд обязательного автострахования. *** В таблице приведены данные о компаниях лидерах в страховании автотранспорта по итогам 2002 года. Скорее всего именно эти страховщики станут основными участниками ОСАГО. *** Таким образом, социальная справедливость тарифов по ОСАГО обернется для российских автовладельцев дополнительными расходами. А ведь главные трудности, связанные с ОСАГО, — впереди: урегулирование убытков, создание единой информационной системы, эффективность работы сотрудников ГАИ, вероятное банкротство страховщиков, переход страхователей из одной компании в другую и т.д.
МОИСЕЕНКО А. (с сокращениями, в статье приведена таблица)
Вся пресса за 10 июля 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Новые страховые поля, Выплаты, Тарифы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
14 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Интерфакс, 14 февраля 2025 г.
Аграрии в 2024 году получили 4,5 млрд рублей страховых выплат за гибель урожая
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
cbr.ru, 14 февраля 2025 г.
Банк России рассчитал размер иностранного участия в уставном капитале кредитных и страховых организаций
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости, 14 февраля 2025 г.
Средняя стоимость полиса ОСАГО в России в январе 2025 г снизилась на 5,3% - «Финуслуги»
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости, 14 февраля 2025 г.
Суд рассмотрит в закрытом процессе иск «Ильюшина» к четырем страховщикам на 2,6 млрд руб.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
cbr.ru, 14 февраля 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Тренд, Баку, 14 февраля 2025 г.
Обнародована статистика по страхованию автотранспортных средств в Азербайджане
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 февраля 2025 г.
Китай разрешает страховым компаниям инвестировать в золото
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 14 февраля 2025 г.
Названа средняя стоимость полиса ОСАГО в России: эксперты утверждают, что она снизилась
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Петербургский дневник, 14 февраля 2025 г.
Страховые компании в Петербурге внедряют полисы для покупателей жилья в рассрочку
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Говорит Москва, 14 февраля 2025 г.
В России снизилась на 5% средняя стоимость полиса ОСАГО
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 февраля 2025 г.
Гонконг и Сингапур сталкиваются с ростом расходов на страхование и пробелами в покрытии
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Report.Az, Баку, 14 февраля 2025 г.
В Азербайджане отныне независимых экспертов для страховых случаев будут назначать онлайн
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Forbes Казахстан, 14 февраля 2025 г.
Прибыль компаний общего страхования выросла более чем на 50% за год
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Коммерсантъ-Саратов, 14 февраля 2025 г.
В Саратове частные клиники обяжут оказывать экстренные услуги
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 февраля 2025 г.
Изменение климата может привести к снижению стоимости недвижимости на $1,47 трлн в США
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 14 февраля 2025 г.
В Челнах «Горкоммунхоз» выделил 1,3 млн рублей на страховку для трамваев
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 14 февраля 2025 г.
Новосибирцев будут судить за мошенничество с автостраховками на миллионы рублей
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 14 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|