Экономика и жизнь-Сибирь,
19 мая 2003 г.
Круглый стол по вопросам страхования 1403 просмотра
По инициативе редакции газеты "Экономика и жизнь-Сибирь" в Красноярском Доме журналиста 6 мая состоялся "круглый стол" "Страховой рынок Красноярского края". Участие в работе "круглого стола" приняли: Зубов В.М. — председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, Кузубов В.Ю. — первый заместитель губернатора Красноярского края, Новак А.В. — заместитель губернатора Красноярского края, Филлипов К.М. — первый заместитель главы Красноярска по финансовым и экономическим вопросам, Харченко О.П. — заместитель руководителя Южно-Сибирского территориального управления по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также руководители страховых компаний, действующих в крае. Вел "круглый стол" главный редактор газеты "Экономика и жизнь-Сибирь" Пантелеев В.И.:
— Уважаемые дамы и господа, сначала расскажу, как родилась идея этого "круглого стола". Примерно месяц назад мы выпустили номер газеты, посвященный развитию страхового рынка в Красноярском крае. Тогда выяснилось, что у страховщиков в крае довольно много значимых проблем. В Красноярск приезжал Валерий Михайлович Зубов, мы встретились с его пресс-секретарем, и вот — родилась идея проведения двух "круглых столов": по страховому бизнесу и по банковской сфере. К сожалению, у нас в стране страхование развито недостаточно, поэтому основная задача сегодняшней встречи — это попытка найти более активные пути развития страхования. Этот "круглый стол" был бы невозможен, если бы не наши спонсоры: ими выступили "Транссибирская перестраховочная компания" и страховое общество "Надежда". Предлагаю высказаться по первому вопросу нашего "круглого стола" о финансовой оценке рынка страховых услуг края. Ледовский В.А., начальник финансово-аналитического отдела ЗАО "КСК-Ингосстрах": — Вопрос в том, что имеется ввиду под оценкой рынка страховых услуг. фактический объем, потенциальные сборы, финансовые ресурсы или все вместе. Страховщики, в силу понятных причин, между собой балансами не делятся. Но, можно сказать, что потенциал страхования в крае велик. Реальные цифры прошлого года — 100 млн рублей собственных средств красноярских страховщиков, 300 млн рублей — их страховые резервы, объем сборов по прямому добровольному страхованию с учетом филиалов, работающих в крае, превышает миллиард рублей. Пантелеев В.И.: — А какие финансовые средства страховые компании края могут инвестировать в регион? Ледовский В.А.: — Если будут приемлемые условия для привлечения инвестиций, то можно привлечь деньги со всей России. Одна из общероссийских страховых компаний вложила в один из красноярских банков порядка 5 млн долларов. Им было это выгодно. Пантелеев В.И.: — Может быть, у кого-нибудь будут другие суждения на этот счет? Говорят, что страховой рынок в России, и в частности в Красноярском крае, не развит, называются разные цифры, якобы на сегодня задействовано от 3 до 5 процентов страхового рынка, так ли это? Шашко С.А. — зам. гендиректора ЗАО "КСК-Ингосстрах": — В регионах действительно этот показатель составляет 3-5 процентов, если же говорить о Москве и Санкт-Петербурге, то у них эта цифра порядка 15-20 процентов. Объяснить такой разрыв можно разными факторами. Во-первых, уровень платежеспособности населения в регионах гораздо ниже, во-вторых, в столице выше уровень страховой культуры. Это два основных фактора. Предложения страховых услуг везде действуют одинаково, что в Московском регионе, что в остальных, в частности в нашем. Пантелеев В.И.: — Если происходит такая ситуация, то видимо не случайно московские страховые компании приходят в край, здесь не освоен рынок? Шашко С.А.: — Страховые компании Москвы приходят не только в Красноярский край. Они сейчас приходят во все регионы. Это результат того, что здесь освоено всего 3-4 процента рынка, а во вторых, это связано с введением в действие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Пантелеев В.И.: — Раз мы заговорили о законе по страхованию автогражданской ответственности, мне бы хотелось, чтобы кто-нибудь высказался по этому закону. Вообще он должен вступить в силу 1 июля, но есть скептики, утверждающие, что он не сможет реально вступить в силу. Соколов П.Ф. — зам. директора КРФ СК "Согласие": — Остановить на сегодняшний день вступление в силу этого закона процессуально настолько же сложно, как и внедрить его в жизнь. Внедрить его возможно в усеченном варианте, то есть бюджетные организации, которые на сегодняшний день в бюджете не имеют средств на страхование, безусловно, не смогут подпасть под действие закона в силу финансовых обстоятельств. Российский союз автостраховщиков на сегодняшний день организовывает компенсационные фонды. С помощью страховщиков государство решает вопрос о получении третьими лицами гарантированной социальной защиты. На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что средства, полученные страховщиками и не потраченные на выплаты, не могут быть использованы. Закон предусматривает ситуацию, что эти средства останутся на будущее, что позволит страховым компаниям оказать помощь пострадавшим. Пантелеев В.И.: — Валерий Михайлович, а как вы прокомментируете сложившуюся ситуацию на страховом рынке? Зубов В.М.— председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам: — Во-первых, спасибо за приглашение для участия в разговоре, тем более что раз уж так сложилась ситуация, и представитель красноярского края сидит в таком комитете, да еще и возглавляет его. Я могу точно назвать две страховых компании края, которые уже напрямую влияют на законодательство, касающееся страхового рынка. Это "Надежда" и перестраховочная компания "Транссиб Ре". Может быть, поэтому они и выступили спонсорами, что увидели пользу от этой встречи. Мы пытаемся образовать сайт, на который оперативно будем выводить информацию о возможных изменениях на финансовом рынке. Есть некоторые вопросы, от которых нельзя уходить и на которые тоже надо отвечать, например, вопрос об автогражданке. Отчетливо видно, что страховое сообщество недооценивает необходимость разъяснения тех услуг, которые будут предоставляться в соответствии с этим законом. Никто до сих пор ясно вслух для всей общественности не сказал одну важную вещь. Что мы по страхованию на сегодня отстаем не от Америки и Германии — заведомых лидеров, мы отстаем от Казахстана на несколько лет, от Молдавии, Украины и даже Белоруссии. Я назвал те страны, которые ввели автогражданство. Что же, мы такие немощные? Самое интересное, что и у них все это с трудом внедрялось, но потом начало работать. У нас никто не произносит ту фразу, которую вы сказали. О том, что этот закон защищает в первую очередь третье лицо. Не того, кто едет в машине и совершает ДТП, у него своя добровольная страховка, а того, кто пострадает. У нас происходит в год 30 млн аварий, почти на каждом автомобиле совершается какое-нибудь ДТП, это в процентном отношении больше всех в Европе. Принципиальной ошибкой было то, что ни в одном бюджете не была заложена статья расходов на закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Это неправильно, почему все гражданские лица должны застраховаться, а государство нет. Вот такое отношение в целом к закону. Причем, если бы это касалось других законов, такого бы не произошло. Я считаю, что нам нужно обсуждать как минимум три вопроса, которые сейчас очень принципиальны. Вопрос первый — почему все-таки так тяжело развивается весь финансовый рынок, включая страховой. Стоило только внести в Налоговый кодекс формулу о том, что выплаты по страхованию жизни в течение пяти лет облагаются подоходным налогом, и как сразу уменьшилось количество страховок, связанных со страхованием жизни. Второй момент — сейчас сделали прекрасные исследования ученые, которых нанял Российский союз промышленников и предпринимателей. По их оценкам, более 80% обязательного страхования — это коррумпированный вид деятельности. То есть это договорные отношения с властью, никаких конкурсов. Точнее говоря, конкурсы есть, но они заранее прогнозируются. Мне кажется, нам в крае надо идейно объединяться. Сейчас происходит централизация всего бизнеса, причем пока это происходит в Москве, а завтра это произойдет за границей. Уже практически нет юридических ограничений для прихода иностранного капитала в страховой сектор. Мы затронули очень важный вопрос — инвестирование. Отношение с московскими страховщиками и с иностранным бизнесом. Потенциал по отношению к Москве у нас в десятки раз меньше, про иностранный капитал вообще нечего говорить. Еще один вопрос, что делать и как распоряжаться с собираемыми премиями. 90% собранных денег перестраховываются за рубежом. Получается, что практически все инвестируется за рубеж. Страховщики сегодня отлучены от пенсионной реформы. Вообще отлучены все, кроме бюджета и крупных финансово-промышленных групп, тех негосударственных пенсионных фондов при крупных финансовых компаниях. 10 компаний аккумулирует 90 с лишним процентов всех взносов на добровольную систему пенсионного обслуживания. Вопрос: куда эти деньги размещать, пенсионные деньги сегодня все 100% по инвестиционной части размещены под бумаги. Мне бы хотелось услышать ваши доводы и понять вашу оценку по вопросам взаимоотношения региональных компаний с московскими, инвестициям и чистоте бизнеса Соколов П.Ф.: — Валерий Михайлович, на ваш взгляд насколько обоснованны и правомерны грядущие тенденции к разделению видов страхования на имущественное и личное. Зубов В.М.: — Делается это не то что бы не в ваших интересах. Скорее это может создать вам дополнительные трудности на какое-то время. Но все-таки результат приведет к увеличению надежности страхового бизнеса как такового, и в целом страховщики, конечно, выиграют, от того, что их бизнес станет более понятным и более надежным. Никитин С.Н. — директор КРФ СК "Согласие": — Я вспоминаю трехгодичной давности "круглый стол", также организованный редакцией газеты "Экономика и жизнь-Сибирь", в котором принимала участие Надежда Ивановна Кольба. Там называлась цифра возможных инвестиций в край от страховщиков — 75 млн рублей. Страховщики были готовы вступить в эту программу, но не нашлось инструмента гарантий со стороны краевой администрации. Ведь речь не идет о размещении в банках наших свободных средств, а речь идет о помощи краевому бюджету. Тогда не нашлось гарантий. И все слегка отвернулись и отошли от этого процесса. Сейчас один из самых главных вопросов — это продумать инструмент гарантий. Такие крупные компании, как "Согласие", филиал которой мы представляем, готовы вступить в эту программу, и мы не скрываем, что хотели бы принять в ней активное участие. Почему приходят сюда крупные российские компании? Простой ответ — потому что активы и закон о страховании не позволяют маленьким региональным компаниям брать на себя крупные риски. И третья ошибка, которую я вижу, у нас нет консолидации местного страхового бизнеса. Я, например, не считаю себя москвичом. Я работаю здесь и именно на благо края. Но то, что мы представляем здесь сильную компанию и можем брать на себя риски местных компаний, в том числе и принимать перестрахование, вот за это я ратую. Однако пока к нам очень мало обращений. Правильно, все уходит за рубеж, в оффшорные зоны и просто в перестраховочные компании, которых насчитывается у нас в России два десятка. Надо плотнее здесь взаимодействовать между собой, отдавать и принимать риски. И третий момент, который хочется отметить, проблемы местных компаний в освоении автогражданки. Дело в том, что представительство в регионах для местных компаний будет очень затруднено. Представляете, это необходимо иметь отношения с крупными российскими компаниями почти во всех регионах страны. С тем, чтобы страхователь, придя в нашу маленькую местную страховую компанию, которая имеет уставный капитал всего 5 млн рублей, был бы уверен в том, что в какой-нибудь Вологодской области ему выплатят страховое возмещение без всяких проволочек. Представляете, это надо иметь такой аварийный комиссариат, который будет очень серьезно задействован. Вряд ли местной компании потребуется поддерживать такие отношения с десятками крупных российских компаний. Это трудный процесс и трудноуправляемый, и трудноконтролируемый. 60 компаний сейчас члены РСА. Я думаю, дело не в том, что региональные компании останутся за бортом, а как раз наоборот. Местные компании должны работать вкупе с крупными, которые будут иметь лицензию. Пожалуйста, приглашаются все кому не лень. На нашем примере: мы давно разослали приглашения всем местным компаниям участвовать в этом страховании. Пожалуйста. На облигаторной основе, на агентской основе, на какой угодно. И готовы сотрудничать. Но самое главное, что мы должны показать цивилизованное обслуживание нашего населения по этому виду страхования. На высоком уровне. И мы не должны ударить лицом в грязь. Пантелеев В.И.: — Я понимаю так, что первая часть вашего монолога, была о том, что краю нужен механизм, благодаря которому страховые компании будут размещать страховые резервы именно в крае. И это вопрос нашей краевой власти. Есть какие то мнения на этот счет? Никитин С.Н.: — Все зависит от гарантий. Не останемся ли мы за бортом. Пусть это будет долгосрочное кредитование, в этой форме... Кузубов В.Ю.— первый заместитель губернатора Красноярского края: — Что вы имеете в виду под гарантиями? Никитин С.Н.: — Ну, вернуть каким то образом средства нашим компаниям. Я думаю, тут нельзя ответить однозначно. Все-таки я возглавляю филиал, а не головную компанию, но моя личная точка зрения, что прежде всего необходимо решить вопрос в рамках координационного совета при краевой администрации, полгода как у нас новый губернатор, но совет не создан и не действует. Я пока затрудняюсь ответить на этот вопрос, его надо продумать. Поэтому не буду голословен — я не знаю, какой механизм здесь нужен. Или это залог недвижимости, или же банковские гарантии, здесь несколько решений. Надо хорошо подумать. Пантелеев В.И.: — Во многих странах считается, что облигационные займы выступают тем инструментом, с помощью которого местные власти привлекают инвестиционный ресурс в местную экономику. И, как известно, в этом году планируется два займа. Краевая администрация и муниципалитет готовят займы. Может быть, они и могут стать таким гарантом. Филлипов К.М.— первый заместитель главы Красноярска по финансовым и экономическим вопросам: — Сергей Никифорович тут немного увлекся, говоря об инвестициях, он забывает о том, что наши инвестиции связаны с резервами. То есть резервы страховых компаний строго регламентированы законом, за этим следит Минфин. Поэтому просто отдать деньги в бюджет или на производство невозможно. Вот он инструмент, нормальный ликвидный надежный — это облигационный займ. Ценные бумаги являются для страховых компаний резервами, и поэтому горсовет уже принял решение, и мы выпускаем первый облигационный займ. К сожалению, мы не сможем предложить страховщикам наш первый транш. Он уже размещается на Московском фондовом рынке, нам выгодно продать крупную партию облигаций сразу, для того чтобы ставка по облигациям была как можно ниже — это наша доходность. Но следующий облигационный заем будет как раз для вас. Для населения Красноярска. Он будет инвестиционным и будет направлен на решение наших жилищных проблем. И я думаю, тогда мы увидим и финансовую оценку рынка страхования, потому что выгода будет очевидна для страховщиков. Они приобретают нормальные ликвидные резервы, а потом могут благодаря этим облигациям получить жилье, продавать на вторичном рынке ценные бумаги, зарабатывать. Это уже работа на фондовых рынках — то чем должен заниматься финансовый институт. Инструмент есть, хотя, конечно, существуют и другие. Пантелеев В.И.: Вот вы сказали, что мэрия Красноярска будет размещать облигационный заем за пределами города. А на какую сумму? Филлипов К.М.: — 700 млн рублей Новак А.В. — заместитель губернатора Красноярского края: — Такие инструменты существуют только в Москве на фондовой бирже, и любой участник, любая страховая компания может участвовать в покупке тех же облигаций, которые будут размещаться в Москве. Это не значит, что деньги ушли из края. Их наоборот привлекли. По поводу нашего краевого займа. Мы на полтора миллиарда рублей будем выпускать облигаций, и их размещение будет в сентябре месяце. После того, как пройдет конкурс, который уже объявлен, и будет определен агент по размещению эмиссии ценных бумаг. Но я бы не связывал это с тем, что, покупая, допустим, ценные бумаги, мы инвестируем деньги в экономику. На самом деле мы инвестируем деньги в бюджет. Под реальные расчеты, которые необходимы бюджету для покрытия дефицита. Поэтому, если говорить об инвестиционной привлекательности и по гарантиям под эти инвестиции, это никак не связано, с моей точки зрения, с облигационными займами. Потому что здесь вам нужны какие-то другие гарантии. Либо это имущественное обеспечение, либо государственные гарантии администрации края и так далее. А облигационный заем — это привлечение денег непосредственно в бюджет. Эти деньги в экономику не размещаются. Речь еще идет о том, что страховой рынок должен быть инструментом для развития инвестиционной деятельности на территории края. Зубов В.М.: — Вообще нормальный здоровый бизнес, в том числе и страховой, чем дальше от бюджета, тем лучше. Ведь сколько беды принесла вот эта тесная привязка банковского сектора, когда произошел дефолт 98 года. Поэтому лучше быть подальше. Государство по-прежнему все еще очень ненадежный партнер в бизнесе. Конечный бизнес все-таки делается не с бюджетом, а делается с реальными предприятиями, которые выпускают продукцию и реализуют ее. Бюджет либо выступит посредником по выдаче зарплаты за счет этого займа, то есть оплатит текущие расходы, но ни в какое производство они не придут. С большой степенью вероятности на это просто будет приобретен импорт и все — наоборот, против производства сработает. А второе — работники администрации по определению не самые лучшие специалисты в вопросах инвестирования средств. И еще реплика — сейчас вы наблюдаете, какая ситуация вокруг Нижегородской области. Они сделали еврозаем. Кстати, я напомню, что в свое время эта область была лидером развития рыночной экономики демократических институтов. Флагман новой России. И как они воспользовались этим займом. У них же дефолт в области. Они не могут погасить эти 150 млн рублей, они не смогли, взяв деньги, разместить их так, чтобы они вернулись. Что будет сейчас? Смотрите, как со страниц газет и журнал исчезла Новгородская область, которая стояла в рейтингах инвестиционной привлекательности на первых местах. Что произошло? Дефицит бюджета около 70%, просто подошло время выплаты. Мы же, когда работали, не стали брать такой заем, когда убедились, что по прогнозам у нас будет такая финансовая ситуация, что мы вернуть его мы не сможем. И третье добавлю — сейчас принимаются законы, которые связаны между собой. Казалось бы, для чего вводилась накопительная пенсионная система. Чтобы обеспечить будущее пенсионеров, которые выйдут на пенсию, когда будет меньшее количество работающих, и поэтому солидарная пенсия не сможет достаточно все компенсировать, а вторая причина — можно было получить длинные деньги. А какой смысл сейчас в этих деньгах? До 3 млрд долларов в год будет накапливаться, если на все это просто покупаются ценные бумаги федерального бюджета, а федеральный бюджет сегодня профицитный, то есть, казалось бы, что эти 3 млрд тогда в той ситуации чистые инвестиционные деньги, бюджет должен их направить на инвестиции. Но мы опять возвращаемся в исходную точку. Поэтому давайте лучше обсуждать варианты, как построить бизнес немножко подальше от государства. Тогда он будет более надежный и более долговременный. Я думаю, сегодня вам продемонстрирован пример некоррупционного подхода красноярской мэрии. Если бы она договорилась с одним-двумя страховщиками или банками и разместила заем — это одно дело, а так как она вышла на публичные торги, то вероятность коррупции близка к нулю. Кузубов В.Ю.: Ну, во-первых, мы принимаем критику в свой адрес по поводу того, что пока не был создан координационный совет по страхованию, я думаю, мы это поправим в ближайшее время. Такая форма общения должна быть и, скажем это, будет обязательной функцией администрации края. Я могу поддержать Валерия Михайловича, что бюджет, несмотря на то, что обладает определенным ресурсом, но это не самое лучшее применение средств, тем более сейчас, когда мы переходим на казначейскую систему исполнения. У нас идет распределение по уровням. Если раньше было некое вольное толкование на усмотрение администрации, сейчас же все жестко регламентируется, вводятся нормативы и собственно творчества здесь не остается. В действительности, если вести речь о рынке страховых услуг, лучше быть подальше от бюджета, и мы, конечно же, как власть заинтересованы, чтобы этот сектор развивался, наполнялся, как необходимый инструмент для развития экономики в целом. На самом деле есть одна тема, которая, на мой взгляд, интересна, и непосредственно связана с бюджетом и всем, что связано с реформой ЖКХ. Реально стоит проблема инвестиций. Мы все понимаем, что касается текущего содержания, вся критика населения и политических партий, что завышены тарифы, неэффективна схема, но никто не ответил на вопрос — где взять деньги на реформирование. У нас изнашивается жилой фонд, дома, построенные в 50-е годы, имеют конечный срок эксплуатации. Поэтому и сама реформа направлена на то, чтобы эту инвестиционную составляющую найти. Вот здесь рынок страховых услуг, на мой взгляд, реален, и мы двумя руками за сотрудничество со страховыми компаниями с тем, чтобы найти инструмент. Скажем, в ряде городов делались попытки страхования жилья не в разовом порядке, а как некая система, формирующая ту самую инвестиционную составляющую, которая позволяла бы нам вкладывать средства в реконструкцию и восстановление жилищного фонда. В силу того, что средства, предусмотренные в бюджете, по моим прогнозам, будут увеличиваться, несмотря на то, что мы переходим на 90%, потом на 100% оплаты услуг, мы не уйдем от того, чтобы не развивать инфраструктуры, не создавать проекты по поддержанию жилого фонда. И в этом смысле — это очень эффективный рынок, на котором будет место и страхованию. Пантелеев В.И.: — Значит ли это, что краевая администрация намерена взять курс на расширение страхования жилого фонда? Кузубов В.Ю.: — Конечно. Пантелеев В.И.: — Но для этого необходима нормативная база. Кузубов В.Ю.: — Думаю, необходима не только нормативная база, но также и финансирование и понимание того, что со следующего года все это будет предусмотрено. Нет смысла сейчас углубляться в полемику по этому поводу. Этим надо заниматься, это вопрос более профессионального обсуждения. Конечно же, на федеральном уровне нужен закон о жилищной политике, который тоже задерживается. Но то, что нужно двигаться в этом направлении, для меня очевидно. Тасейко Л.И. — гендиректор МСМО "Медгарант": — В продолжение разговора о страховых продуктах, которые должны помочь и администрации, и населению края. Вопрос социальной значимости и социального востребования, на наш взгляд, сегодня самый главный. Почему мы говорим, что страховой рынок не освоен. Потому что нет страховой культуры. Нет гарантий. А гарантии не всегда осуществляются по многим причинам. Уже сегодня есть три направления, по которым могли бы энергично и с пользой для обеих сторон сотрудничать администрация и страховые компании. Эти такие направления как медицинское страхование, страхование жилья и гражданской ответственности. Чем дальше, тем больше в медицине не хватает денег, и поэтому мы, как компания, которая очень много и активно занимается добровольным медицинским страхованием, мы изучаем опыт наших соседей. Совсем рядом с нами — в Кемеровской об-ласти — есть хороший опыт медицинского страхования, который координируется администрацией — части соплатежей, инвестирования средств, полученных от ДМС в приобретение медицинского оборудования и развития медицины. Это одна из задач, которая могла бы быть социально интересной. А следующее — страхование жилья. Вот уже три года как мы все говорим, что в Москве есть замечательный опыт страхования жилья. Другое дело, что этот вопрос просто страховщиком не решится. Это социальный вопрос. Нужно вместе решить — если мы работаем в этом плане, то можно провести конкурсы, тендеры и т.д. В результате собираемые страховщиком средства инвестировались бы непосредственно в жилье. Но все это требует общего понимания задачи. А если оно есть, то дело уже за страховщиком. Горохов А.В. — директор Красноярского филиала ОАО СК "Инкасстрах": — По поводу инвестиций. На мой взгляд, они могут вкладываться туда, куда выгодно. С этой позиции я согласен с представителями нашей власти. Чем дальше мы находимся от бюджетных структур, тем легче и динамичнее происходит развитие страховой компании. Чем ближе какая-нибудь компания подходит к бюджетным структурам, тем быстрее она может стать зависимой. Из нее просто начнут высасывать ресурсы. Страхование вообще нельзя рассматривать как инструмент поддержки ветхого жилья. Ни один нормальный менеджер не будет ветхое жилье страховать. Что касается жилищной реформы как таковой, она, по моему мнению, не принесет никаких сколько-нибудь положительных результатов. Сколько бы ресурсов у нас не привлекали в ЖКХ — все съедят, а эффекта не будет. До тех пор пока не будут правильно использоваться средства, собираемые в данный момент. Для этого есть элементарная реструктуризация предприятия, смена менеджеров прежде всего на муниципальном предприятии. Что касается социальной составляющей, как страховые компании должны помогать бюджету. Каждый менеджер должен навести порядок у себя в структуре, здесь находятся 20-30 страховых компаний, если вместо одной или двух, все 30 компаний будут финансово состоятельными, то я вас уверяю, что Красноярский край поднимется гораздо выше по ступенькам инвестиционной привлекательности. Кузубов В.Ю.: — Немного не в том русле пошел разговор по поводу бюджета. Бюджет не призывает никого ничего делать, и тем более заставлять не собирается: хотите — страхуйтесь, хотите — нет. В конце концов, это ваше право. Второй момент — никакой социальной помощи мы тоже от страхования не ждем в отношении бюджета. У бюджета абсолютно своя схема формирования и трат, в этом смысле нет никакой необходимости искать какие-то инструменты, помимо тех, которые существуют в рамках законодательства. Должен повториться, что должен быть рыночный реальный сектор экономики, в том числе и страховых услуг, но не как средство, так или иначе связанное с бюджетом. Это разные вещи. Хотите — страхуйте новое построенное жилье... Мы можем только рекомендовать и координировать, формировать некую среду для развития такого рынка страхования. В медицине сегодня сформирована среда для обязательного медицинского страхования. Хотя, на мой взгляд, до тех пор, пока медицина не будет реорганизована, что-либо делать там очень сложно. Пантелеев В.И.: — Мы говорим сегодня о том, чтобы наши страховые компании были подальше от бюджета, но вместе с тем, по нашей информации, роль государства в регулировании страховых компаний с этого года сильно возросла. Думаю, это нам докажет Олег Петрович Харченко из антимонопольного управления. Харченко О.П. — заместитель руководителя Южно-Сибирского территориального управления по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства: — На самом деле может быть в действительности не стоит воспринимать власть как некий бациллоноситель, чем ближе к ней страховщики, тем они больнее. Здесь задействованы механизмы в соответствии с законом о защите конкуренции на рынке финансов, которые и призваны составить эту гармонию государственных структур и страховщиков. В принципе, если эти механизмы действуют здесь, наша краевая администрация является в некоторой степени образцом, что проводятся образцовые конкурсы по отбору, пока, правда, только кредитных организаций. Действует забавная схема — все страховщики, которые приходят на конкурс, объявляются победителями, а потом начинаются разборки. Поэтому инициатором наведения порядка выступила администрация президента при поддержке Министерства по антимонопольной политике. Наш край до середины этого месяца должен подобрать информацию, связанную с особенностями распределения бюджетных средств и обеспечением возможностей потребителям выбирать услуги. Об этом сегодня мало говорилось. Проблема уже давно перезрела, и наша функция как антимонопольных органов как раз обеспечить такое сближение бизнеса и власти, которое не ограничивало бы потребителя в выборе тех же самых страховых услуг. В этой связи особенная специфика нашего края заключается в том, что у нас есть очень много регионов, которые ориентируются по старинке на край. Последнее дело, которое мы рассматривали, связано с Енисейским районом. Глава района рассуждает по таежному, мол, если к власти пришла группа близкая к Интерросу, значит нужно заключить соглашение с "Согласием". Поэтому в менталитете необходимы определенные изменения. Правоприменительная практика здесь не очень большая, в силу относительной молодости закона, но в любом случае она будет. Застрельщиком выступит краевая администрация, у нас заложены серьезные традиции. Надо внедрять основы цивилизованного отношения к бизнесу. Пока у нас основы такие — есть некое количество организаций, которое прокламирует себя местными, есть некоторое количество, которые давно не местные, такими себя в рамках мимикрии представляют, есть организации, которые считаются московскими, но больше делают для местного страхового рынка, чем так называемые мимикрирующие местные. Роль государства не только координирующая и поучающая, но и роль, побуждающая к развитию рынка, в том числе и для установления правил игры. Здесь роль законодателей очень существенная. Пантелеев В.И.: — В связи с этим вопрос о том, что некоторые страховые компании очень близки к бюджету без всякого конкурса, может прокомментирует это Александр Валентинович Новак? Новак А.В.: — Василий Юрьевич уже достаточно точно определил, какие у нас взаимоотношения между страховыми компаниями и бюджетом. Я, честно говоря, считаю, что правильно поддержана идея о создании координационного совета. С моей точки зрения, программы, которые реализуются в области страховых услуг на территории края, в какой-то степени могут быть поддержаны из бюджетных средств. Есть ряд программ, которые даже законодательно заставляют государственную власть заниматься страхованием, в том числе и государственных служащих. Мы обязаны страховать госслужащих по федеральному закону, и это одна из тем взаимодействия с использованием средств бюджета. Затем одна из возможностей, которая также пока не используется в связи с дефицитом бюджетных ресурсов, это снижение рисков связанных с чрезвычайными ситуациями, которые финансируются из бюджетных средств. В прошлом году из резервного фонда мы потратили около 100 млн рублей, в этом году заложено порядка 200 млн рублей на различные мероприятия, связанные с ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций, здесь могли бы быть также задействованы страховые схемы. Одна из тем — это страхование урожая. Мы закладываем в краевом бюджете и используем примерно 500-600 млн рублей в год, бывает, случаются ситуации, когда неурожайные года. В том числе и здесь надо проводить политику в области страхования урожая. Тем более что федеральный бюджет этим занимается. Проблема на сегодняшний день — это отсутствие информированности и культуры в развитии страхового бизнеса на территории не только края, но всей РФ. Страховые компании варятся в собственном соку, и мало информации доходит до населения и до соответствующих структур, предприятий и органов власти. Подводя итог, скажу, что, наверное, в ближайшее время нужно действительно создавать координационный совет, чтобы мы могли чаще общаться, решать проблемы. Пантелеев В.И.: — У кого-нибудь еще какие-нибудь соображения есть? Соколов П.Ф.: — Скажу сразу, что "Экономика и жизнь-Сибирь" уже второй раз создает некое подобие координационного совета. Нас собирают, доставляют и рекомендуют делиться опытом и вопросами в плане полемических выступлений. Большая благодарность редакции с нашей стороны. Мы сделаем выводы и будем стараться. Пользуясь моментом присутствия здесь представителей администрации города и края, хотел задать один небезынтересный вопрос для страховщиков. Что у нас просматривается в плане программ по ипотечному строительству в городе и крае. Пантелеев В.И.: — Может быть, нам проблему ипотеки прокомментирует Валерий Михайлович? Зубов В.М.: — Вопрос у нас стал гораздо шире, чем страховые дела. Даже до ипотеки дошли. Надо реально представлять, при каких экономических условиях будет работать ипотека. Ипотека — это залог под то, что вы берете кредит. Сначала надо посчитать: сколько это будет, и кто в состоянии взять этот кредит. Все начинается с маркетинга. При той стоимости жилья, которая сегодня имеется, и при тех законах, которые существуют, в схему по ипотеке может включиться от 5 до 10 процентов населения. Массовой ипотека станет только при росте доходов населения. Либо при привлечении ресурсов, которые дешевле, чем они сегодня есть на рынке. Основной закон по финансированию ипотечных схем проходит тоже через наш комитет. Проходит чрезвычайно конфликтно, он прошел уже второе чтение, касающееся инвестиционных ипотечных бумаг. Подход правительства был такой, чтобы банки вообще исключить из участия в ипотеке. Банки были вычеркнуты после первого чтения по предложению правительства. Мы включили банки, и на сегодня они смогут участвовать в ипотеке. Основная схема такая, кредит выдает банк, он собирает закладные, которые выкупает региональный оператор. Затем их выкупает АИЖК (агентство по ипотечному жилищному кредитованию), у него уставной капитал 100% государственный. В бюджете под это закладывается страховка, но если будет работать эта схема, у нас получается минимум три звена. Все это автоматически будет ложиться в стоимость кредита, вот против чего мы выступали. Мы посчитали, что банки напрямую могут выходить и точно также пользоваться всеми ресурсами, которые существуют. Пантелеев В.И.: — Есть пожелания страховщикам? Филлипов К.М.: — Хотелось бы пожелать, чтоб не строили иллюзий, сейчас возможно только нормальное сотрудничество. Там, где вам выгодно, вас звать не надо. Где не выгодно — приглашайте администрацию в помощники. Зубов В.М.: — Думаю, что самое главное условие развития бизнеса — это потребитель. Если он захочет таких услуг, то никуда он не денется. А силком загнать даже в коммунизм не получилось. Страховка чрезвычайно развита во всем мире, она доказала, что является наиболее эффективным способом разрешения всех проблем. Если говорить о страховании муниципального жилья, то не думаю, что это перспективно. Ключевой момент — это общие условия для бизнеса в регионе. Если они здесь привлекательные, если отношения с властью цивилизованные тогда финансовые потоки в край будут приходить и из других регионов. Пантелеев В.И.: — Спасибо всем участникам и гостям нашего "круглого стола".
Иван СИТНИКОВ.
Вся пресса за 19 мая 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Мероприятия
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|