Депутат Владимир Гришуков рассказал газете, почему считает закон об обязательном страховании автогражданской ответственности противоречащим конституции.
Янтарный край, Калининград,
3 марта 2004 г.
ОСАГО в осаде 1351 просмотр
Непрекращающиеся дебаты вокруг закона о страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) получили новое и в принципе, ожидаемое продолжение.
Группа депутатов, представляющих все фракции Государственной Думы, подготовила запрос в Конституционный Суд России с требованием рассмотреть закон на соответствие ОСАГО Конституции. Как заявил корреспонденту "Янтарного края" один из инициаторов запроса депутат Владимир ГРИШУКОВ, демарш парламентариев вызван неконституционностью многих норм закона об "автогражданке". - Не довольны законом самые широкие слои населения страны, - констатирует депутат. - Инвалиды жалуются на высокую ставку базового тарифа. Она им, как и старикам-пенсионерам, не по карману. Владельцы мощных и дорогих машин и отечественных грузовиков также не в восторге от "накруток" за объем двигателя. Дачники, которые крутят баранку всего три-четыре месяца в году, также в недоумении. С какой стати им заключать договор на больший срок (полгода, согласно закону), если они остальное время не ездят. Гаишники, которых теперь обязали подписывать документы на самую мелкую и незначительную аварию, тоже буквально задыхаются от наплыва требующих возмещения клиентов-автолюбителей. И все без исключения считают совершенно абсурдной, зависимость стоимости полиса от стажа вождения... - А нельзя было бы просто изменить перечисленные вами нормы закона, чтобы не ломать, так сказать, его конструкцию, а воспользоваться поправками, которые обычны после практики правоприменения? - Я считаю, что неконституционные законы не имеют права на существование, потому что такая практика изначально идет во вред населению и нарушает его основные гарантии защищенности перед законом. - И вы можете конкретно, по пунктам показать нарушения статей Конституции? - Безусловно. В законе об "автогражданке" первым и главным нарушением является нарушение прав граждан. Поэтому сошлюсь сразу на пункт 2 статьи 55 нашего Основного Закона, в котором написано, что "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". В статье 34 (п. 2.) сказано не менее определенно: "Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию". Точно также в седьмой статье Конституции даны всего две, но емкие и понятные строчки о том, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". А вот в законе ОСАГО именно все эти нарушения налицо. Страховые фирмы, пролоббировавшие этот закон, только себе присвоили право на обязательное страхование автомобилей, то есть повели недопустимую, с точки зрения Конституции, экономическую деятельность, "направленную на монополизацию" этого права, совершенно незаконно навязав "обязаловку" гражданам. А в результате вслед за таким экономическим принуждением в "автогражданке" точно по такому же сценарию могут возникнуть и уже возникают другие обязательные услуги населению. Вот, например, совсем недавно правительство внесло предложение об увеличении ставки налогов на недвижимость, в частности, на жилье. И несмотря на то, что все подобные шаги должны проводиться на добровольной основе, а государство обязано создавать условия, чтобы у граждан было право выбора, все происходит прямо противоположным образом: идет монополизация экономических функций отдельными ведомствами и финансовыми группами. В данном случае и вся мощь государственного аппарата задействована, чтобы изымать налоги, для чего подключили к этому и правоохранительные органы, и судебную систему. Причем, изымание взносов, в частности, если говорить об "автогражданке", происходит лишь в пользу частных страховых компаний. Иные же права, что называется, побоку. А это, между тем, вопиющее нарушение элементарных прав человека. Такого быть не должно и не практикуется ни в одной стране мира. А вот в России, получается, - можно. И именно в силу неприятия такого положения группа депутатов направила запрос в Конституционный Суд (КС) для рассмотрения соответствия федерального закона об автогражданской ответственности Конституции. После рассмотрения этого вопроса в КС, ответственность нести должны все те, кто голосовал за закон об ОСАГО в прошлом созыве, и те, кто поддержал его в Совете Федераций, поскольку реально принятие этого закона отбросило Россию от цивилизованных норм страхования и нормального' развития сферы услуг. При этом налицо ухудшение положения как в обслуживании всех категорий автомобилистов, так и обслуживающих их гаишников. Поэтому, на мой взгляд, КС в конечном итоге и должен принять решение не о поправке отдельных норм пресловутого закона, а целиком об его отмене. - Насколько, на ваш взгляд, реальна такая отмена? И не хотите ли вы сказать, что в конечном результате должна быть пересмотрена сама концепция навязывания обязательности платных услуг через законы? - Если подходить с точки зрения Конституции, то, наверно, такие решения должны быть приняты. Вопрос - как долго будет тянуться рассмотрение. Ведь мы уже были свидетелями того, как подобные запросы рассматривались по году и более, причем, безрезультатно. И поэтому параллельно процессам, запущенным в КС, считаю, необходимо готовить к рассмотрению еще один, альтернативный проект Федерального закона об автогражданской ответственности. Это необходимо прежде всего потому, что анонсированный недавно в качестве альтернативного законопроект депутата О. Шеина на самом деле не альтернативен существующему. Он просто переносит сроки вступления в действие уже действующего закона и поправок к нему. Точно также и Постановление Думы по ОСАГО настаивает лишь на снижении страховых взносов для отдельных категорий граждан. - С вашей логикой можно согласиться: раз экономика пошла по провозглашенному пути либерализации, то уже по определению выходит, что законы не должны принуждать к обязаловке... - Хоть я и не сторонник либерализма, крайнего монетаризма, но скажу, что в данном случае либералы правы. Но есть и другая причина: если мы называем государство социальным, то должны принимать законы, прежде всего, исходя из улучшения жизни людей. А любая реформа даже, если свериться со словарем Даля, направлена на улучшение жизни людей. У нас же, наоборот, получается, что все реформы, связанные со сферой услуг, включая и закон об "автогражданке", нарушают права граждан. Поэтому не могу не согласиться с Президентом В. Путиным, который отметил в своем выступлении перед доверенными лицами, что "трудно и медленно у нас реформируется рынок услуг. А ведь именно этот рынок вносит в развитых странах основной вклад в рост ВВП". И потому, как сказал Президент, в результате качество услуг в нашей стране низкое, плата за них растет, а вместе с этим растет и недовольство граждан, когда человек, по сути, платит дважды и трижды: сначала налоги, затем за услуги, а потом еще и взятки. Мое предложение о подготовке альтернативного закона не было принято. Может быть, коллег-депутатов смутило то, что я предлагал в первую очередь приостановить незаконное взимание штрафов с автолюбителей? Но логика моих предложений состоит в том, что пока мы рассматриваем в Госдуме законопроект, прошедший только первое чтение и поправка еще не стала законом, а штрафы уже берут. На каком же, спрашивается, основании? Тем более, что огромные суммы денег уже ушли на счета частных страховых компаний и, по некоторым аналитическим оценкам, приблизились к миллиарду долларов! Разве это допустимо, разве справедливо?! И коли доводы о неправомочности нынешнего навязанного гражданам страхового действа не возымели силы в Думе, то, надеюсь, обращение группы депутатов в Конституционный суд все же сможет поправить ситуацию. И, расставив точки над "i", можно будет добиться справедливого решения. Беседовал Сергей ГОРОХОВ.
Вся пресса за 3 марта 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
18 апреля 2025 г.

|
|
Интерфакс, 18 апреля 2025 г.
Группа из более десяти жителей Удмуртии обвиняется в мошенничестве со страховыми выплатами

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 18 апреля 2025 г.
Внесены изменения в правила обязательного страхования для автовладельцев

|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 18 апреля 2025 г.
Новосибирская область стала четвертой по количеству ДТП в России

|
|
Известия онлайн, 18 апреля 2025 г.
Названы регионы РФ с наибольшим количеством ДТП

|
|
Финмаркет, 18 апреля 2025 г.
По итогам 2024 года доля 10 компаний-лидеров в общероссийских премиях по ДМС составила 88,9%

|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 18 апреля 2025 г.
11 жителей Удмуртии инсценировали ДТП и незаконно получали страховку

|
|
ГТРК Воронеж, 18 апреля 2025 г.
Свыше 20 тыс. воронежцев запросили сведения об оказанных медуслугах в 2025-м

|
|
NEWS.ru, 18 апреля 2025 г.
В России могут ввести обязательное страхование волонтеров

|
|
Курская правда, 18 апреля 2025 г.
Выбрать страховую компанию и прикрепиться к поликлинике, не выходя из дома: что даёт россиянам цифровой полис ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 апреля 2025 г.
Эскалация киберугроз для растущей индустрии цифрового здравоохранения

|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 апреля 2025 г.
Растет спрос на страхование от кредитных, политических рисков и невыполнения контрактов

|
|
Финам.Ru, 18 апреля 2025 г.
Неопределенность вокруг динамики бизнеса UnitedHealth в этом году высока

|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 апреля 2025 г.
Ставки на рынке энергетического страхования продолжают снижаться, поскольку емкости достигли исторического максимума

|
|
Office life, Минск, 18 апреля 2025 г.
В Беларуси утвердили новые правила при оформлении полисов «автогражданки»

|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 апреля 2025 г.
Смягчение ситуации на рынке авиационного страхования подходит к концу

|
|
zakon.kz, 18 апреля 2025 г.
Бесплатная медицина бессильна: медуслуг за счет госбюджета в Казахстане станет еще меньше

|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 апреля 2025 г.
Страховщики EMEA подвержены вторичным эффектам тарифов США и геополитической нестабильности

|
 Остальные материалы за 18 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|