Эксперт-Урал,
22 июня 2009 г.
Без страха и денег 984 просмотра
Страховой рынок сокращается вместе со всей экономикой. Кроме того, на финансовом положении компаний отрицательно скажутся введенные с 1 марта европротокол и прямое урегулирование убытков. Результатом может стать передел рынка.
По итогам первого квартала 2009 года совокупный объем премий по добровольному и обязательному страхованию (кроме ОМС), собранных страховщиками Урало-Западносибирского региона, сократился на 16% (до 16,4 млрд рублей) по отношению к аналогичному периоду 2008 года. Для сравнения: в январе — марте прошлого года продажи выросли на 11% к 2007 году.
Жизнь не в цене Страхование жизни понесло самые значительные потери — минус 27% к первому кварталу 2008 года. Самый крупный сегмент в регионе — личное страхование (44% от всех премий по Уралу без учета ОМС) — просел по сборам на 12%. Выделим страхователей — юридических лиц и граждан. Рынок страхования «физиков» по сравнению с корпоративным мал и неразвит: розница росла за счет добровольно-принудительного страхования заемщиков банков от несчастных случаев и болезней. Корпоративные клиенты включали ДМС (основной сегмент в личном страховании) в социальные пакеты сотрудников. В январе — марте этого года страхование от несчастных случаев и болезней потеряло, по данным компаний, больше, чем корпоративное ДМС (минус 8% против 4%). Замедлить падение ДМС отчасти помогла корректировка налогового кодекса, вступившая в силу с 1 января 2009 года: теперь работодатели могут относить на себестоимость взносы по медстрахованию работников в размере 6% от фонда заработной платы (раньше — 3%). — В непростых экономических условиях страхование жизни традиционно отходит на второй план, — поясняет директор Уральского регионального центра ОСАО «Ингосстрах» Валерий Шелякин. — Такая ситуация характерна для всего мирового страхового рынка. Однако у нас в стране это правило действует только в розничном сегменте: частные клиенты в большей степени озабочены страхованием имущества и не проявляют прежнего интереса к программам страхования жизни. Большинство юридических лиц, напротив, продолжают страховать своих сотрудников. Многие страховщики заявляют о росте объема премий по программам страхования жизни. Как правило, их клиентами являются предприятия производственные, строительного сектора, медицины, а также прочие компании, сфера деятельности которых предполагает значительные риски. — В связи с замедлением развития потребительского кредитования заметное снижение сборов произошло по страхованию заемщиков от несчастных случаев, — отмечает руководитель дивизиона Урал Группы Ренессанс страхование Сергей Логвиненко. — Впрочем, работодатели не спешат отказываться от страхования ДМС, расценивая наличие такого полиса не как обременение бюджета, а как возможность сократить издержки. Поэтому мы не ощущаем оттока клиентов по ДМС. Но становится ощутима тенденция к сокращению расходов на страхование, например за счет исключения из полиса дорогостоящих опций, что влияет на суммарные показатели по сборам. Кроме того, люди, лишившиеся полиса ДМС в рамках соцпакета, начали активнее обращаться в компании напрямую. Второй серьезно пострадавший сегмент — страхование имущества: минус 26% к уровню января — марта 2008 года. Это закономерно: сегмент в основном представлен страхованием имущества от огневых и иных рисков для юридических лиц и КАСКО для граждан. Между тем объем промышленного производства предприятий Уральского региона за первые три месяца сократился на 22% по сравнению с первым кварталом 2008 года. Компании еще осенью прошлого года начали замораживать инвестиционные проекты, по максимуму сокращать затраты, не относящиеся напрямую к основному производству. В условиях угрозы потери бизнеса бюджеты на страхование одними из первых пошли «под нож». В итоге сбор премий в сегменте страхования имущества юридических лиц от огневых и иных рисков сжался за первый квартал 2009 года на 22%. В условиях сокращения заработных плат и объема автокредитования продажи автомобилей, а значит, и их страхование, сильно упали. Часть тех, кто успел купить машину в хорошие времена, отказываются от пролонгации полисов. По данным трех десятков страховщиков Урала, участвовавших в опросе, за первые три месяца этого года объем страхования по рискам угона и ущерба транспорта физических лиц сократился на 23% по сравнению с первым кварталом 2008−го. Единственный сегмент добровольного страхования, в котором объемы премий в январе — марте 2009 года выросли, — страхование ответственности (плюс 4%; объем сборов — 2% от совокупного). Почти половина премий приходится на Сургутнефтегаз и СОГАЗ (25 и 23% соответственно). Страхование ответственности — немассовый вид, сильно зависимый от заключения или окончания всего нескольких крупных контрактов. Обязательные виды страхования менее подвержены кризису: объем премий по ОСАГО (14% рынка без учета ОМС) в первом квартале текущего года остался прежним.
Клиентоориентированность любой ценой Средний уровень выплат по уральскому страховому рынку в первом квартале 2009 года составил 48%, что на 10 процентных пунктов больше по сравнению с первым кварталом прошлого года, но на 4 меньше по сравнению с итогом 2008 года в целом. Если по добровольным видам компании выплачивали страхователям 41% от суммы взносов, то по обязательным — 87% (напомним, что почти на 100% это ОСАГО, а критический уровень здесь — 77%). С 1 марта вступили в силу поправки в закон об ОСАГО — прямое возмещение убытков (ПВУ) и европротокол — упрощенная процедура оформления мелких убытков без обращения в органы ГИБДД. Для клиентов — плюс, для страховщиков — головная боль: — Поправки имеют вполне очевидную цель — сделать систему ОСАГО более клиентоориентированной и приближенной к западным стандартам, — говорит начальник управления маркетинга «ВТБ Страхование» Кирилл Бобыльков. — Но страховщикам они добавят проблем. В ближайший год-полтора нововведения приведут к росту убыточности и сокращению числа страховых компаний, занимающихся ОСАГО. Кроме того, введение европротокола и прямого возмещения убытков проводилось в условиях отсутствия полного пакета необходимых нормативных и законодательных актов. Если отдельные страховщики технологически подготовились к поправкам, то в целом инфраструктура рынка оказалась не готова к подобным нововведениям. Пока потребители услуг не в полной степени осведомлены об изменившихся условиях и предпочитают заявлять убытки по старой системе, у страховщиков есть время отработать механизмы взаимодействия на относительно небольшом потоке поступающих заявлений. Это позволяет стабилизировать ситуацию на рынке. — Внедрение упрощенной системы урегулирования приведет к двум крупным последствиям, — указывает Валерий Шелякин. — Во-первых, резко возрастет количество претензий к страховщикам по мелким убыткам (ранее из-за сложности и длительности процедуры не все мелкие убытки заявлялись). Во-вторых, произойдет всплеск страхового мошенничества в сегменте мелких убытков. По нашим ожиданиям, убыточность по данному виду страхования в течение ближайших лет может увеличиться на 5 — 10 процентных пунктов, в отдельных регионах — больше. При снижении страховых премий это приблизит многих страховщиков к порогу убыточности. — Европротокол и ПВУ, оставляя клиенту право выбора нового или старого порядка урегулирования, порождают заинтересованность всех компаний обслуживать мелкие убытки и не брать на себя крупные, так как расчеты между страховщиками происходят по фиксированным средним ценам, — рассказывает директор управления урегулирования убытков страховой компании «ЮжУрал-Аско» Алексей Любавин. — Поэтому не исключено, что через год-два в закон будут внесены изменения, императивно устанавливающие обязанность потерпевшего обращаться за страховой выплатой только в свою страховую компанию. В результате ОСАГО может стать полностью убыточным видом страхования. В этом плане повышение с 25 марта некоторых коэффициентов расчета тарифов по полисам ОСАГО — благо для рынка. Кроме того, этим летом РСА планирует предоставить в Минфин предложение по новым базовым тарифам, не менявшимся с момента принятия закона в 2003 году. Повышение необходимо: увеличение доли иномарок в общем автопарке, инфляция, рост курса доллара и евро, стоимости работ в автосервисах поднимают уровень выплат по ОСАГО.
Пока толстый сохнет В первые три месяца года наименьшие потери в целом понесли крупные компании. Если объем премий в первом квартале этого года к первому кварталу 2008−го у первой двадцатки в топ-100 сократился на 11%, то у третьей — уже на 25%, а у последней — на 37%. Малые компании зачастую работают с небольшим кругом клиентов-юридических лиц и существенно теряют, если кто-то сильно сокращает затраты на страхование. У небольших компаний свои преимущества — индивидуальный подход, качественный сервис, гибкость. Но в условиях, когда у страхователей каждая копейка на счету, это не спасает. В итоге крупные компании ожидают перераспределения рынка в свою пользу.
Инна ГЛАДКОВА, заместитель руководителя проектов «Эксперт Урал» Виктория ГИМАДИ, аналитический центр «Эксперт-Урал»
Графики и таблицы
Вся пресса за 22 июня 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Динамика рынка, Тенденции, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Ежегодные застрахованные убытки от катастроф около $150 млрд становятся «новой нормой»
|
|
Парламентская газета, 22 января 2025 г.
Штрафы по договорам страхования для такси предлагают снизить
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
В ГД внесли законопроект о снижении штрафов для такси за отсутствие полиса ОСГОП
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Китай нарастил усилия в борьбе с мошенничеством в сфере страхования
|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 22 января 2025 г.
У таксистов есть шансы получить возможность заключать гибкие договоры страхования
|
|
ПРАЙМ, 22 января 2025 г.
Проект о расширении способов извещения о ДТП по европротоколу готов ко II чтению в Госдуме
|
|
Татар-информ, Казань, 22 января 2025 г.
В Казани стартовал суд над автоподставщиками, которые устраивали ДТП в Москве
|
|
СибМедиа, 22 января 2025 г.
В Красноярском каре изменят стоимость ОСАГО
|
|
Эксперт Online, 22 января 2025 г.
ЦБ запустил сервис для проверки деловой репутации
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
РЖД отключили автоматическую «галочку» на допуслуги при оформлении билета
|
|
Интерфакс, 22 января 2025 г.
Комитет Думы рекомендовал к I чтению поправки о запуске 10-дневных полисов ОСГОП
|
|
Медвестник, 22 января 2025 г.
Верховный суд запретил штрафовать медорганизации за выбор завышенных тарифов ОМС
|
|
Лента.Ру, 22 января 2025 г.
Стоимость страхования электромобилей Tesla оказалась неподъемной
|
|
Report.Az, Баку, 22 января 2025 г.
ЦБА разработал новые правила корпоративного управления для страховых компаний
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 22 января 2025 г.
За сгоревший отель «Камарумс» страховая компания выплатила владельцам 20 миллионов рублей
|
|
Новгородские ведомости, 22 января 2025 г.
Автовладельцы могут подать онлайн-заявление на выплаты по ОСАГО при любом ДТП
|
|
Тверские ведомости, 22 января 2025 г.
Жители Верхневолжья стали чаще страховать жизнь и здоровье
|
 Остальные материалы за 22 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|