Региональный страховой рынок, вопреки ожиданиям его участников и аналитиков, вновь демонстрирует высокие показатели роста. И эта «неожиданность» — суть отражение происходящих на рынке структурных изменений. Похоже, в страховую услугу поверили и клиенты, и инвесторы...
Бум продолжается Рост объемов собранных страховых премий на 80%, стабильное число игроков и существенное увеличение показателей концентрации — таковы вкратце итоги 2002 года. Прежде всего эти результаты примечательны тем, что страховая индустрия снова оказалась в числе наиболее динамичных отраслей национальной экономики. И если в прежние годы, анализируя причины опережающего роста, было уместно говорить о неких компенсационных посткризисных явлениях, то сегодня налицо все признаки расширяющегося спроса на страховые услуги. Количество заключенных договоров страхования более чем утроилось, а показатели роста существенно превышают не только уровень инфляции, но и аналогичные показатели смежных отраслей экономики. Да и сами страховщики, которые в предыдущие годы признавали приоритет таких факторов роста, как инфляционные процессы в экономике и развитие отдельных отраслей промышленности, сегодня скорее склонны выделять расширение платежеспособного спроса и изменение психологии потребителя. Этот отрадный для страховщиков факт указывает, что предприятия и граждане готовы потреблять страховую услугу не только под нажимом государства или иностранных партнеров, но и по расчету, сообразно собственному отношению к риску. Отмеченная стабильность количества участников регионального страхового рынка не свидетельствует о застое и не должна вводить в заблуждение. На смену небольшим компаниям, сворачивающим свою деятельность, приходят филиалы иногородних страховщиков. Кроме того, по-прежнему — пусть и не в прежнем темпе — идет процесс «инвестиций в лицензию»: приобретения вновь созданных страховых организаций, обладающих лицензией на проведение наиболее популярных видов страхования. Анализ статистических данных об объемах и видовой структуре портфелей страховых компаний позволяет сделать небезынтересные выводы о демографии регионального страхового рынка.
Две группы Как представляется, наиболее уместной в нынешних условиях будет классификация компаний по причинам их существования (для филиалов — присутствия на региональном рынке) и стратегическим целям. Первая (по порядку, но не по значению) группа страховщиков — это компании, существующие в первую очередь для оптимизации налогообложения и консолидации финансовых потоков своих учредителей. Извлечение прибыли или наращивание капитализации не входят в число их приоритетных задач. Услуги, оказываемые подобными страховщиками, скорее могут называться финансовыми, а не страховыми. Строго говоря, их следовало бы рассматривать именно как участников рынка финансовых услуг. Отличительной чертой подобных компаний является то, что они не бывают «средними»: их отчетность отражает либо небольшие, либо, напротив, очень большие обороты. Видовая структура их страхового портфеля может быть очень динамичной, поскольку определяется прежде всего условиями действующего законодательства. Следует отметить, что деятельность подобных страховщиков не всегда ограничивается исключительно финансовыми услугами. Зачастую при их участии учредители и аффилированные компании обеспечивают и свои потребности в страховании, к примеру — имущества, автотранспорта или в медицинском страховании своих сотрудников. Традиционно закрытые, такие страховые компании мало влияют на страховой рынок и сами едва ли в существенной степени подвержены его влиянию. Однако, воспитывая квалифицированных потребителей страховых услуг, они выполняют для него работу, значение которой трудно переоценить. Другая группа страховых компаний принципиально отличается от первой тем, что основной их задачей является наращивание капитализации и извлечение прибыли. Такие страховщики ориентированы на рыночную конкуренцию и уделяют большое внимание формированию страхового портфеля, региональному развитию, рекламе и маркетингу. Именно они образуют здоровое ядро страхового рынка, предлагая качественные услуги и стремясь удовлетворить спрос, который становится все более требовательным и грамотным.
О стратегии Очевидно, рыночные страховые компании не следует характеризовать как однородную массу. Одни из них развиваются, специализируясь на отдельных группах видов страховых услуг, другие же идут путем диверсификации страхового портфеля. Одни проводят агрессивные рекламные кампании и предлагают дешевые полисы в стремлении максимально быстро завоевать рынок, другие пытаются привлечь клиентов более высоким качеством услуг и вкладывают существенные ресурсы в усовершенствование технологий продаж и сервиса. Иначе говоря, страховщики этой группы исповедуют различные продуктовые и управленческие стратегии. Подобное разнообразие, собственно, и формирует рынок. Весьма условно консервативную стратегию можно соотнести с приоритетом задачи постепенного наращивания капитализации при стабильно высокой и растущей прибыли. С другой стороны, агрессивная стратегия, возможно, отражает приоритет задачи максимально быстрого наращивания капитализации с целью последующей продажи компании в краткосрочной или среднесрочной перспективе. Анализ динамики развития регионального страхового рынка и отдельных его игроков позволяет сделать вывод о том, что приведенный подход весьма точно описывает существующее в настоящее время положение дел. Сегодня (возможно, более чем когда-либо) ведущие страховщики региона воспринимают себя участниками рынка капитала, где они — потенциальный объект сделки. Сложившееся благоприятное сочетание объективных и субъективных факторов не оставляет им другого выбора. В числе таких обстоятельств необходимо выделить высокую инвестиционную привлекательность отрасли, обусловленную как ее нынешними успехами, так и благоприятными прогнозами развития. С учетом недостаточности развития инфраструктурных рынков (сервис, кадры, информационные технологии) и высокой степени вертикальной интеграции предпочтительным способом выхода на рынок новых игроков становится именно приобретение действующей компании. С другой стороны, страховой рынок сегодня привлекает внимание не только российского, но и иностранного капитала. Предстоящее вступление России в ВТО, зачаточное состояние индустрии долгосрочных сбережений вкупе с растущим спросом на них — все это делает российский рынок одним из наиболее перспективных и притягательных для западных страховщиков.
Борьба на местах Отметим, что сказанное в равной степени относится как к федеральным, так и к региональным страховым компаниям. Однако есть основания утверждать, что именно в Северо-Западном регионе подобная ситуация вызывает наибольшую активность среди страховых организаций. Она заставляет действовать и местных конкурентоспособных страховщиков (более многочисленных, чем в других регионах), и федеральные компании, расширяющие или обозначающие (в зависимости от стратегии) свое присутствие в регионе. Разумеется, дополнительным стимулом к интенсивной региональной экспансии являются и требования вступающего в силу Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Любопытно при этом, что страховщики уже не считают региональное развитие мощным фактором обеспечения роста продаж, отмечая в первую очередь сопутствующие кадровые, инфраструктурные и управленческие проблемы. Отчасти это можно считать подтверждением тезиса о формальном характере нынешнего этапа регионального развития страховщиков на Северо-Западе. Таким образом, характер конкуренции на страховом рынке Северо-Западного региона во многом определяется борьбой за потенциальных инвесторов. Компании и филиалы стремятся сформировать тот актив, который отвечает их представлениям о привлекательности для инвестиций. Так или иначе, основным бизнесом (и инструментом привлечения) является страховая деятельность. А значит, и все приемы конкурентной борьбы в конечном счете сводятся к обеспечению совершенствования управления страховым бизнесом и стабильного роста прибыли. Страховщики единодушны во мнении, что в 2002 году конкуренция стала более жесткой и переместилась из ценового поля в область качества, сервиса, гибкости программ и развития каналов продаж. В большой степени конкурентную среду на рынке определяет кадровая конкуренция. «На петербургском страховом рынке наблюдается уже не кадровый голод, а кадровая дистрофия, — утверждает Татьяна Долинина, руководитель департамента маркетинга и рекламы группы компаний „АСК". — К сожалению, выпускники профильных кафедр питерских вузов мало пополняют страховые компании. Они не знают практической работы, их учат теории, и они не знают и боятся рынка». Тезис об ужесточении конкуренции подтверждается и статистическими данными. Компании, работающие на региональном страховом рынке, рапортуют о более высоком, чем в среднем, уровне выплат по большинству видов страхования. В особенности это касается страхования автотранспорта и добровольного медицинского страхования (ДМС) — ключевых видов услуг, которые имеют, пожалуй, наилучшие перспективы развития. Это означает, что поддержание конкурентных тарифов может угрожать финансовой устойчивости страховых компаний. Помочь в ситуации могут тщательное финансовое планирование и мониторинг. Большинство региональных компаний обладает или готовится внедрить необходимые инструменты финансового контроля. Это делает их подготовленными к следующему этапу конкуренции, который будет вестись на поле сокращения издержек.
Дело о менеджменте Пока же страховым компаниям необходимо продемонстрировать адекватную и эффективную управленческую реакцию на наблюдаемые позитивные подвижки в изменении спроса. Это означает в первую очередь создание условий для заинтересованного диалога с потенциальным клиентом и технологической возможности его обслужить. Особую актуальность эти направления развития приобретают ввиду увеличения доли физических лиц среди клиентов страховых компаний, а также на фоне предстоящих баталий в нише обязательного страхования автогражданской ответственности. Отрадно отметить, что все организационные изменения, о которых сочли необходимым сообщить страховщики, так или иначе связаны с реорганизацией структуры компании в соответствии с группами обслуживаемых клиентов. Ранее в большинстве своем фирмы координировались по видам страховых услуг, что могло быть удобно для самого страховщика, но не для клиента. Впрочем, адаптацией организационной структуры мероприятия по налаживанию взаимодействия с клиентами исчерпываться не могут. Необходимо налаживание бизнес-процессов, технологий и информационных потоков, которые обеспечивали бы их эффективную поддержку. В равной степени это касается и формализации сбытовых и сервисных каналов. По мнению Сергея Митрофанова, независимого консультанта в сфере маркетинга услуг, именно успешность страховщиков в реорганизации сбытовых структур и освоении новых каналов продаж станет важной составной частью их конкурентного преимущества в текущем году. «Для того чтобы подобная система продаж работала, — полагает он, — должны быть выполнены шесть условий: во-первых, понимание всеми вовлеченными сотрудниками процессов взаимодействия страховой компании с клиентом на всех уровнях иерархии; во-вторых, личная заинтересованность конечных продавцов страховых продуктов в увеличении продаж; в-третьих, разработка упрощенных процедур заключения договоров страхования; в-четвертых, тренинг контактного персонала партнерских организаций; в-пятых, информирование страхователей о новых возможностях покупки страховых полисов; в-шестых, логистика документов и расходных материалов». В целом региональный страховой рынок созрел и для новых клиентов — искушенных и требовательных, и для новых инвестиций. И справедливым итогом нынешнего этапа конкуренции будет уход с рынка тех страховщиков, для которых управленческие задачи сегодняшнего дня окажутся непосильными.
ДЫМКИН Е. (с сокращениями, в статье использовались таблицы)
Вся пресса за 24 апреля 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Динамика рынка
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|