Финмаркет,
6 июля 2009 г.
У всех российских пассажиров появилась надежда на адекватную страховую защиту 1277 просмотров
Появление подготовленного Минтрансом РФ законопроекта об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами вызвало смешанные чувства у страховщиков. Его введение в условиях сужения рынка сулит появление дополнительного страхового поля.
Однако сам документ ущемляет права страховщиков. Это экспертов сообщества смущает, они готовят альтернативную версию документа. Минфин РФ также считает документ "сырым" и вернул его с замечаниями на доработку. Первый тур обсуждений показал, что подготовка и прохождение нового законопроекта могут оказаться мучительными.
Приведение к одному знаменателю Идея разработки законопроекта о страховании ответственности перевозчиков на всех видах транспорта обсуждается в России давно. В настоящее время законодательство на эту тему вопиюще несправедливо к некоторым категориям пострадавших в ДТП. Регулирование по отдельным видам транспорта в России устанавливалось в разные сроки по инициативе различных ведомств.
Если на внешних морских и воздушных рейсах действуют международные нормы страхования, которые ориентированы на лимиты выплат в десятки и сотни тысяч долларов, на внутироссийских рейсах - все иначе. "Водный кодекс" РФ предполагает предел страховой выплаты за смерть пассажира в 100 тыс рублей. Революционным прорывом последних лет стало принятие нового "Воздушного кодекса" РФ - с лимитом ответственности по риску "смерть" в 2 млн рублей.
В ОСАГО сегодня действует лимит в 160 тыс рублей. Хуже всего обстоит дело с железнодорожными перевозками, хотя и частота происшествий там несоизмеримо ниже.
Страхуются только междугородние перевозки пассажиров по указу президента Бориса Ельцина с лимитом ответственности за смерть 12 тыс рублей. При этом страховой взнос за полис на время поездки уплачивается не из кармана перевозчика, а из кармана пассажира. Правда, величина его - несколько рублей. Минфин РФ и Росстрахнадзор считают фикцией такое страхование россиян. Очень дешево неэффективно. Неудивительно, что правительство решило наконец навести порядок в этой сфере. Профильное ведомство - Минтранс РФ поручил независимым разработчикам, выбранным по тендеру, подготовить проект закона. Это было сделано, документ был отправлен на согласование в Минфин РФ в июне этого года.
Страховщики в "ежовых руковицах" законодателей, или без права выхода из игры В пояснительной записке к законопроекту "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам" сказано, что он минимизирует возможность страховщика отказывать в выплате страхового возмещения или иным способом освободиться от такой выплаты.
Также исключается возможность приостановления исполнения договора страхования страховщиком или прекращения договора страхования по инициативе страховщика (за исключением случаев, предусмотренных в законе).
Кроме того, проект предусматривает установление гражданско-правовой ответственности страховщика за необоснованный отказ в выплате страхового возмещения или его задержку.
Исключается возможность уменьшать объем ответственности. За потерпевшим закрепляется право обращаться за выплатой страхового возмещения в специально созданную для этой цели организацию-гарант: "Казалось бы, простая калька с Российского союза автостраховщиков (РСА) в ОСАГО", - сказала главный эксперт "Интерфакс ЦЭА" Анжела Долгополова. "Однако РСА платит за потерявшие лицензии компании. Здесь авторы предлагают обращаться в ассоциацию, если пострадавшему "не удается получить страховое возмещение от страховщика". Именно такая формулировка приведена в пояснительной записке к законопроекту Минтранса РФ.
В ней сказано также, что "страховщику вменено в обязанность при смерти потерпевшего или причинения ему тяжких повреждений здоровья по заявлению потерпевшего или выгодоприобретателя осуществить предварительную выплату до полного определения размера подлежащего возмещению вреда. В остальных случаях обязанность страховщика заменена его правом.
Страховщик ответственности может требовать от потерпевшего документов по ограниченному перечню, дополнительные запросы запрещены.
Законодательство о страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами успешно действует во многих странах мира, в том числе и у наших транспортных партнеров по СНГ, напоминают авторы проекта, в том числе в республики Казахстан и Белоруссии, а также в Молдавии.
Ответ Чемберлену: страховщики готовят собственный законопроект В документе Минтранса РФ запечатлены усилия разработчиков с тем, чтобы учесть уроки реализации закона об ОСАГО и "посадить страховщиков в дисциплинарный карцер", считает один из критически настроенных экспертов страхового рынка.
"Закон об ОСАГО был успешно воплощен в жизнь и в этом в первую очередь заслуга самих страховщиков. Совокупный процент жалоб ничтожен по сравнению с количеством урегулированных убытков. А вообще хотелось бы, чтобы критика СК в рамках ОСАГО дополнялась такой же критичной оценкой в отношении ведомств, наряду со страховщиками ответственных за реализацию закона", - заявил он.
"Все как-то позабыли, что Минтранс РФ дважды обязывался правительственными постановлениями разработать стандарты справедливой оценки восстановительного ремонта на автотранспорте. Споры об оценке ремонта занимают второе место по количеству жалоб, согласно данным Росстрахнадзора. Также Минтранс РФ должен был за эти годы сформировать в реестре авторитетных в своем деле техников-экспертов. С 2003 года так ничего и не появилось", - продолжил собеседник агентства.
По его словам, аналогично отсутствуют в ОСАГО современные методики расчета ущерба за вред жизни и здоровью граждан, которых и поныне граждане РФ ждут от Минздравсоцразвития. Сегодня встают вопросы, из каких средств оплачивать вызовы на место ДТП машин скорой помощи и бригад МЧС. Обращает на себя внимание тот факт, что разработчики законопроекта Минтранса РФ вынуждены были пользоваться методикой Госстраха СССР в этой области. Честь и хвала методологам союзной организации, но жаль, что творчество и развитие в этой области "в прошедшем веке запоздали".
С другой стороны, отметил собеседник агентства, прогнозируя дальнейшую судьбу подготовки документа, потребуется много раундов переговоров, чтобы стороны могли сойтись на общих формулировках закона и определить их конкретное содержание. "Ни один закон о страховании не должен дискриминировать страховщиков", подчеркнул он.
"Несогласие страхового сообщества с рядом положении в законопроекте Минтранса РФ побудило независимых экспертов и аналитиков заняться разработкой альтернативного документа", - признался он. Этим занимается в настоящее время НИРСО.
Минфин просит Минтранс доработать законопроект и шлет поправки Законопроект об обязательном страховании ответственности перевозчиков на всех видах транспорта перед пассажирами разработан Минтрансом РФ в соответствии с концепцией и техническим заданием, утвержденным на заседании комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности 8 сентября 2008 года и направлен на согласование в Минфин РФ.
Согласно тексту документа, перевозчик не вправе осуществлять деятельность в отсутствие полиса страхования ответственности. Наличие договора страхования позволит транспортным перевозчикам компенсировать ущерб пострадавшим пассажирам по рискам "жизнь", "здоровье", а также "утрата и повреждение багажа" на принципиально новом уровне.
"Конечно, например, сумма лимита по ущербу жизни и здоровью граждан в ОСАГО не вполне адекватна существующей мировой практике и составляет сегодня 160 тыс. рублей (в ОСАГО - прим. ИФ-АФИ). Законопроект о страховании ответственности перевозчиков на всех видах транспорта перед пассажирами в большей степени защищает пострадавших, поскольку предусматривает увеличение такого лимита до 2 млн рублей", - сообщила агентству "Интерфакс- АФИ" заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева. Эту идею Минфин РФ поддерживает.
Она напомнила, что российские законодатели годом ранее внесли изменения в Воздушный кодекс РФ, согласно которым лимит ответственности страховщиков при страховании авиапассажиров увеличен до 2 млн рублей. В частности, выплаты предельного размера полагаются иждивенцам при потере кормильца. По расчетам авторов законопроекта, подготовленного Минтрансом РФ, размер страховой выплаты будет достаточным для поддержания уровня жизни семьи пассажира в течение 4-10 лет после гибели кормильца или для получения качественных медицинских услуг пострадавшему.
Со своей стороны Минфин РФ подготовил ряд замечаний к законопроекту и в ближайшие дни вернет его в Минтранс на доработку, продолжила заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина РФ.
По словам В.Балакиревой, этот социально значимый законопроект, поддерживаемый правительством, чрезвычайно труден для конкретной разработки и вряд ли может быть скоро принят.
Прежде, чем объединиться, следует решительно размежеваться Часть правоотношений в области автоперевозок в настоящее время регулируется законом об ОСАГО, напомнила представитель Минфина РФ. Пассажиры по этому закону также могут претендовать на получение возмещения. "Поскольку новый законопроект о перевозчиках появляется позже, в нем должна быть четко разграничена сфера применения закона об ОСАГО и этого документа, чтобы перед пассажиром не стоял выбор, по какому закону ему получать выплату. Порядок должен быть четко определен", - уверена представитель Минфина РФ.
Законопроект Минтранса РФ предусматривает "упрощенный расчет суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью с использованием таблиц, по которым для каждого конкретного типа вреда здоровью величина страхового возмещения определяется в процентах от страховой суммы", - говорится в пояснительной записке. При этом за основу взята таблица, использовавшаяся еще в практике Госстраха СССР и в настоящее время применяемая страховщиками.
Однако, по словам главного аналитика "Интерфакс-ЦЭА" Анжелы Долгополовой, такой подход может быть оспорен методологами страхового рынка. "Шкала фиксированных выплат применяется в другом виде - страховании от несчастного случая и вряд ли может слепо переноситься на страхование ответственности на транспорте, - пояснила А.Долгополова.
Срок урегулирования убытков в этом виде страхования ограничен в среднем 30 днями, в то время как судебная процедура определения размера ущерба жизни и здоровью длится минимум два месяца, отмечается в документе.
Задача "of side" Ключевая проблема, с которой сталкиваются разработчики при подготовке данного документа, выходит за рамки поставленных в нем задач, считает В.Балакирева.
"Документ предусматривает создание объединения страховщиков для осуществления гарантийных выплат за неплатежеспособных игроков. Возникает вопрос, следует ли в России формировать структуры наподобие Российского союза автостраховщиков (РСА) для каждого вида страхования ответственности или целесообразнее создать единый гарантийный фонд для всех обязательных видов страхования, предусматривающих подобные выплаты", - отметила представитель Минфина РФ.
Возможно, такой фонд мог бы взять на себя гарантийные выплаты по страхованию жизни по договорам неплатежеспособных страховщиков. Не исключено, что он мог бы не только заниматься выплатами, но и перераспределять портфели страховых договоров между действующими игроками после ухода слабых, сказала В.Балакирева.
По ее мнению, "вопрос создания единого фонда потребует определения его статуса, а также источников его финансирования. Но все это далеко выходит за рамки задач, поставленных законопроектом Минтранса РФ".
Вместе с тем В.Балакирева отметила, что сама идея усиления страховой защиты пассажиров на всех видах транспорта давно назрела. "При наличии политической воли и готовности заинтересованных сторон находить конструктивные решения все проблемы разрешимы", - сказала она.
Страхование ответственности перевозчиков обеспечит пассажирам 6-11 млрд руб выплат в год Введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами приведет к увеличению объема компенсаций за ущерб, нанесенный жизни, здоровью или имуществу пассажира, в среднем до 6 млрд рублей и максимально - до 11 млрд рублей ежегодно. Такой расчет представлен в пояснительной записке.
По оценкам специалистов, инвестиционная база составит примерно 9 млрд рублей через 4 года действия закона.
"Затраты на обязательное страхование будут составлять по социально значимым видам транспорта менее 5,5% от стоимости проезда, влияние этого фактора на рост стоимости проезда будет незначительным", - считает Минтранс РФ.
Реализация закона повлияет на повышение уровня безопасности на транспорте, поскольку "перевозчики будут заинтересованы направлять как минимум 200 млн рублей ежегодно на мероприятия по снижению аварийности", говорится в пояснительной записке.
По мнению авторов законопроекта, "количество страховых компаний, которые будут заниматься обязательным страхованием, будет составлять не более 150, что отражает структуру страхового рынка России в 2009 году".
Вся пресса за 6 июля 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Выплаты, Регулирование, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|