Экономика и жизнь,
1 февраля 2001 г.
Как возместить потери
1568 просмотров
Одной из важных особенностей страхования гражданской ответственности является ярко выраженное участие этого вида страхования в воспроизводстве рабочей силы.
Прежде чем раскрыть механизм этого участия, следует остановиться на сути самого понятия «воспроизводство рабочей силы». Говоря о важности сохранения функционирующих средств производства, материальных ценностей, своевременной их замены, нельзя забывать о том, что воспроизводство материальных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества, зависит от людей, вооруженных необходимыми знаниями и трудовыми навыками. Именно они являются важнейшим, определяющим элементом производительных сил, центральным звеном производственного процесса. Поэтому воспроизводство общественного продукта, в свою очередь, постоянно требует воспроизводства рабочей силы. Как известно, под рабочей силой или способностью к труду К.Маркс понимал «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительские стоимости». То обстоятельство, что рабочая сила является важнейшим, решающим моментом процесса производства, обуславливает и значение ее воспроизводства. Характер этого воспроизводства определяется способом производства и его специфическими экономическими законами. Если говорить о содержании и характере воспроизводства рабочей силы, то, прежде всего, следует отметить его важнейший момент — воспроизводство самой рабочей силы как способности к труду, которое осуществляется путем удовлетворения личных материальных и духовных потребностей как самих работников, так и членов их семей. При всех системах общественного производства работнику необходим фонд жизненных средств для возмещения затрат его рабочей силы. Вместе с тем, воспроизводство рабочей силы как способности к труду представляет собой хотя и важнейший, но не единственный элемент всего процесса воспроизводства. Расширенное воспроизводство материальных благ при любых общественных условиях требует замены естественной убыли и в той или иной степени увеличения численности работников производства. Поэтому пополнение и увеличение численности работников производства является вторым элементом воспроизводства рабочей силы. Следовательно, воспроизводство рабочей силы включает в себя непрерывное увеличение численности работников, занятых в народном хозяйстве. С каждым годом, под воздействием качественных изменений в технике и технологии материального производства происходят определенные качественные изменения в самой рабочей силе. Ясно, что технический прогресс затрагивает не только рабочих. Сложное оборудование, применяемое в промышленности и других отраслях, создание современных комплексов машин, все более широкое использование электронно-вычислительной техники вызывают потребность в высококвалифицированных техниках, инженерах, научных работниках, управляющих. Даже временное выбытие квалифицированного работника из общественного производства причиняет значительный ущерб народному хозяйству. Отсюда — возможно быстрое устранение или смягчение последствий выбытия рабочей силы из процесса трудовой деятельности, в частности вследствие дорожно-транспортных происшествий, является большой народнохозяйственной задачей. Определенную роль в этом деле должно сыграть страхование гражданской ответственности владельцев механических средств транспорта. В процессе производства материальных благ не только материальные ценности, созданные трудом людей, но и их жизнь, здоровье нередко подвергаются всякого рода опасностям и случайностям. Эти опасности и случайности могут существенно повлиять не только на самого человека, вызвав потерю трудоспособности (временную или постоянную), но и повреждение и гибель жизненно необходимых ему вещей (предметов домашнего обихода и удобства, средств транспорта и т.д.). Естественно, что все это снижает возможности для использования рабочей силы, наносит большой ущерб не только гражданам, но и народному хозяйству в целом. Ущерб только от дорожно-транспортных происшествий на дорогах страны обходится нашему народному хозяйству ежегодно в сотни млрд руб. Отсюда вытекает роль страхования в возмещении указанных выше потерь, которые затрудняют процесс воспроизводства рабочей силы, сдерживают наше поступательное движение вперед. Как известно, предметы личной собственности выступают одним из существенных факторов, влияющих на воспроизводство рабочей силы. Потеря жилья, домашнего имущества, одежды, скота и т.д., отрицательно сказывается на жизнедеятельности людей труда и членов их семей, а, следовательно, и воспроизводстве рабочей силы. Отсюда страховая защита личной собственности, гарантируя определенную экономическую устойчивость условий жизни граждан, является элементом воспроизводства рабочей силы. Еще в большей степени эти выплаты возрастут после введения страхования гражданской ответственности владельцев механических средств транспорта. Причем с каждым годом доля этого страхования в выплатах будет расти. Объясняется это следующим. Исходя из требований гражданского законодательства, которые должны найти отражение в намечаемых условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности, в случаях причинения вреда здоровью граждан, последним будет возмещаться потеря утраченного заработка не только в связи с утратой общей трудоспособности, но также и профессиональной. Это совершенно новое, принципиально отличное от условий проведения, например, личного страхования, положение, значительно расширяющее круг ответственности страховых органов, имеющих лицензию на проведение страхования автогражданской ответственности. В настоящее время многие пострадавшие во время дорожнотранспортных происшествий и лица, находящиеся на их иждивении, серьезно ощущают на своем бюджете потери, вызванные утратой кормильца, увечьем и утратой трудоспособности. Ясно, что материальные затруднения не способствуют быстрейшему выздоровлению пострадавших и приобщению их к активной трудовой деятельности. В этой связи вполне резонно наряду со средствами, которые ежегодно выделяются на проведение социальных мероприятий государством, привлечь средства владельцев транспортных средств для создания специального страхового фонда выплат потерпевшим. Это значительно повысит эффективность системы страхования в Российской Федерации. Как известно, одним из основных показателей эффективности страхования является полнота рисков, или иначе — объем страховой ответственности. «Нельзя считать эффективным страхование, охватывающее лишь некоторые виды имущества и исключающее другие, имеющие важное экономическое значение». Трудно не согласиться с таким утверждением. Несколько перефразируя эту цитату, применительно к автотранспортному страхованию, можно вполне обоснованно утверждать: вряд ли можно считать эффективным страхование, охватывающее лишь некоторые риски, связанные с эксплуатацией средств транспорта, и исключающее другие, имеющие важное социально-экономическое значение. Введение обязательного страхования гражданской ответственности, по нашему мнению, устранит существующий пробел, будет в большей мере способствовать возвращению к труду многих пострадавших во время ДТП. Средства, полученные от страховых организаций, помогут им быстрее поправить здоровье и, что очень важно, будут способствовать сохранению материального положения семей на достигнутом ранее уровне. В связи с этим роль страховой системы в деле оказания экономической помощи потерпевшим существенно возрастет как по объему выплачиваемых сумм страхового обеспечения и страхового возмещения, так и по количеству лиц, которым она будет оказываться. Регулярные компенсации причиненного здоровью вреда, безусловно, будут играть положительную роль в воспроизводстве той части рабочей силы, которая под влиянием объективных отрицательных факторов временно выбыла из трудового процесса или через определенное время должна включаться в этот процесс. Валерий ШЕВЧУК , кандидат экономических наук
Вся пресса за 1 февраля 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Социальное страхование, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
Бизнес online, Казань, 26 ноября 2024 г.
«Кто в здравом уме вложился бы?»: как Тахир Хадеев потерял 600 тысяч рублей из-за… Ричарда Брэнсона
|
|
ОренбургМедиа, 26 ноября 2024 г.
Инсценировали ДТП. Страховая компания отсудила у автоподставщиков более полумиллиона рублей
|
|
Вечерняя Казань, 26 ноября 2024 г.
Татарстанским водителям без ОСАГО придется раскошелиться
|
|
Аргументы и факты-Приморье, Владивосток, 26 ноября 2024 г.
Штраф за отсутствие полиса ОСАГО может достигнуть 5 тысяч рублей
|
|
74.ru, Челябинск, 26 ноября 2024 г.
Штраф за езду без полиса ОСАГО вырастет в шесть раз
|
|
Ведомости, 26 ноября 2024 г.
Минэк может получить контроль над механизмом оборотных штрафов за утечки данных
|
|
Коммерсантъ, 26 ноября 2024 г.
ОСАГО маловат лимит
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 26 ноября 2024 г.
Опасные объекты принесли премии
|
|
Курсив, Ташкент, 26 ноября 2024 г.
В Узбекистане застрахуют сельхозриски
|
|
Лента.Ру, 26 ноября 2024 г.
Названы способы сэкономить на покупке ОСАГО
|
25 ноября 2024 г.
|
|
360.ru, 25 ноября 2024 г.
«Нужно стартовать от 1 млн рублей». Автоэксперт — о повышении выплат по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-FM, 25 ноября 2024 г.
Возгоранию подбирают причины
|
|
Regnum, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт объяснил идею повысить штрафы за езду без полиса ОСАГО
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|