Звезда, Пермь,
21 августа 2009 г.
После катастрофы
1258 просмотров
Накануне годовщины катастрофы с "Боингом" в Перми ситуация словно зависла в воздухе. Уже объявлено, что мемориал на месте трагедии, вопреки обещанному, не будет готов. Срок официального заключения о причинах крушения самолета тоже перенесен - как раз на черную дату...
Мы не стали обращаться к официальным лицам - за них говорят дела или отсутствие оных. А попытались увидеть ситуацию глазами потерпевших - родственников погибших в авиакрушении. Тех, с кем прошлогодняя катастрофа продолжает жить и каждый сегодняшний день.
Валерий СЕВАСТЬЯНОВ, член общественного совета по увековечению памяти погибших в авиакатастрофе: - Все наши соображения и вопросы мы изложили в ходатайстве по уголовному делу, возбужденному по факту авиакатастрофы "Боинга 737-500" - от лица общего собрания потерпевших оно было направлено Генеральному прокурору РФ и председателю Следственного комитета при Прокуратуре РФ. Как следует из заключения МАК - 168 страниц убористого текста, все подробно расписано, - конкретных причин крушения множество. Куда ни сунься - везде "черная дыра". Мы же обратили внимание на те, которые требуют, на наш взгляд, дополнительных следственных действий и, в случае подтверждения, привлечения должностных лиц к ответственности. Первопричиной трагедии нам видятся действия тех, кто заключил договор аренды этого авиалайнера. Специалисты не могли не понимать, что ресурс самолета исчерпан: 15 лет, переходя от одной китайской авиакомпании к другой, он нещадно эксплуатировался в условиях повышенного износа, имел множество неполадок. По информации американских юристов, Федеральное авиационное агентство США не выдавало летный сертификат на использование двигателей данного «Боинга» в воздушном пространстве России. Два месяца самолет не могли запустить. Начали эксплуатировать 28 июля 2008 года. А 10 октября, как сообщалось в СМИ, уже должны были списать в утиль. С какой целью эта рухлядь была арендована всего на два месяца и при том застрахована на огромную сумму в 1,2 миллиарда долларов? Когда новый авиалайнер такого типа стоит 80 миллионов долларов. Нам остается предполагать, что тут есть элементы коррупции. А сами авиакомпании ради выгоды, которая во много раз превышает потери даже в случае авиакрушения (так, страховые выплаты родственникам погибших составляют менее 0,5 процента от страховой суммы), готовы идти на все. Получается, авиакомпаниям выгодны катастрофы, и пока так продолжается, самолеты будут падать. Еще одна причина, на наш взгляд, - в неправомерной отправке «Боинга» в аэропорту Большое Савино на второй заход. При этом была изменена схема посадки. Пилоты оказались в сложной, нештатной ситуации, с которой при имеющихся технических неполадках справиться не смогли.
- Много говорилось о том, что командир лайнера был нетрезв. - Не берусь судить, хоть и видел результаты судебно-медицинской экспертизы. Убежден в другом: экипаж был очень уставшим. Как выяснилось, пилоты до этого отработали три ночные смены. За трое суток сделали полумесячную норму. И еще после Перми должны были лететь в Сочи.
- Есть надежда, что иски к американской фирме - владелице рухнувшего «Боинга» дадут какие-то результаты? - Мне кажется, зацепок для того немного. Как доказать, что там недостаточно подготовили наших пилотов? А если они три месяца перед катастрофой не летали на «Боингах» - летали на российских самолетах? Если пермский аэропорт не приспособлен под такие лайнеры, и был случай, когда самолет «Люфтганзы», пролетев над посадочной полосой, просто не стал садиться, а улетел на посадку в Казань? Если садили «Боинг» в ручном режиме, хотя метеоусловия не позволяли этого, к тому же такой тип воздушных судов заходит на посадку исключительно на автоматике? Точку в этой характеристике, по-моему, ставит такой факт: еще несколько лет назад к аэродрому должна была быть построена некая дорога, на ней установлено современное оборудование. В отчетах дорога есть, на самом деле ее нет. Как и оборудования.
- Ушло ваше ходатайство в Генеральную прокуратуру. Сейчас вы намерены подать иски в Московскую прокуратуру. Хотите участвовать в судебных заседаниях. Как долго вы готовы бороться? Чего добиваетесь? - Добиваемся того, чтобы не ушли от ответственности люди, которые внесли свою лепту в подготовку этой авиакатастрофы. Каждый из них должен быть назван, каждый наказан. Ведь, как правило, из множества долей вины и складываются аварии, катастрофы, трагедии. Но как же мы не любим признавать свою ответственность, как стремимся переложить собственную вину на других. А еще лучше - чтобы никто не был виноват, как в иркутской авиакатастрофе. Честно сказать, у нас жесткого стимула бороться нет. Мы уже пострадали, потеряли своих родных. Это нужно другим, чтобы было не страшно садиться в самолет.
Татьяна МАРГОЛИНА, уполномоченный по правам человека в Пермском крае: - В июле мы провели анкетирование среди потерпевших. Оно выявило очень серьезные нарушения в их взаимоотношениях со страховой компанией. Компания эта называется «Москва». По федеральному законодательству страховые выплаты должны быть произведены в течение месяца после авиакатастрофы. Тогда даже прошла информация: всё нормально, все получили. Но в том-то и дело, что абсолютное большинство в течение месяца ничего не получило. И до сих пор есть такие среди потерпевших. Наблюдались странные вещи. Казалось бы, чего проще: делать выплаты по заявлениям, которые потерпевшие написали на третий день после авиакатастрофы. Ан нет - их стали принуждать подписать некий договор, содержащий пункт о том, что человек, получивший эти выплаты, не будет в дальнейшем иметь никаких претензий к Аэрофлоту. Тем самым ограничивалось право потерпевших на судебную защиту, которое у них есть без всяких ограничений. Мало того, возможность выплат страховая компания стала прямо увязывать с тем, обратился человек в американский суд или нет. (Хотя эти иски не имеют никакого отношения к Российской Федерации). Или такой нюанс. Многие пассажиры летели по международному рейсу, и страховые выплаты у них должны быть не по Воздушному кодексу России, а по международным стандартам. Они же гораздо больше двух «российских» миллионов. Однако «Москва» не только не предоставила потерпевшим информацию об этом, но и всячески препятствовала ее распространению.
- Говорят, все дела с пермяками имело представительство страховой компании, расположенное на Дальнем Востоке. - Да, это так. Страховщики приезжали в Пермь и были здесь довольно долго. Ну а почему именно с Дальнего Востока - вопрос к компании.
- Как выяснилось, страховая компания «Москва» - структурное подразделение Аэрофлота. Аэрофлот - партнер «Боинга». У «Боинга» есть и другие партнеры. Вот «Москва» и старалась... -...старалась всеми путями или оттянуть выплаты, или минимизировать их. Защищала интересы не пассажиров, а Аэрофлота и его партнеров. Мы считаем, тут есть повод привести страховую компанию в чувство. Поэтому готовим два документа: обращение в Федеральную службу страхового надзора и материалы в Московскую прокуратуру.
- Что отмечают потерпевшие в своих анкетах? - Обид у людей очень много. Кроме названных, жалобы на формализм, грубость, хамство. Понятно, в каком эмоциональном состоянии находится потерпевший. И ему сначала говорят: «Не волнуйтесь, мы все сделаем сами». А через какое-то время: «Еще не хватало, чтобы мы делали за вас».
- Для людей важно подать иски в американский суд? - Это личное дело каждого потерпевшего. Но что, по-моему, надо видеть в таком шаге, так это то огромное значение, которое придают в США вопросам безопасности авиаперелетов. К тому же компания «Боинг» - популярная во всем мире. В Америке принципиально значимо, чтобы из катастрофы делались выводы технического, эксплуатационного характера. Для этого суд проводит экспертный анализ с крепкой технической основой. А все в конечном счете работает на профилактику безопасности полетов, в том числе и в России. Тем более не понятно, какие могут быть претензии к людям, которые, решая личные проблемы, одновременно способствуют безопасности полетов. Думаю, наша инициативная группа со временем вернется и к такому вопросу, как информированность пассажиров. Они должны заранее знать и марку самолета, и его состояние, и многое другое. На зарубежных авиалайнерах есть подробная информация, на наших - нет. Эта закрытость в интересах отдельных авиакомпаний, но отнюдь не пассажиров. Вероятно, уроки из катастрофы еще будут извлекаться. А этот год был очень тяжелым эмоционально.
Наталья ЗАЛАЗАЕВА, мать погибших дочери и зятя: *** Трудно представить, что чувствуют эти люди, объединенные казенным словом «потерпевшие», если даже просто находиться рядом, разговаривать с ними – и то словно ощущать непомерный груз на своих плечах. Они стараются не поддаваться эмоциям, не загружать ими других. Разве что единственный раз за все время нашего разговора у строгого Валерия Павловича Севастьянова, неофициального лидера общественного совета, вырвется: «Каждый день я просыпаюсь в пять утра. От грохота самолета того самого проклятого рейса». А женщины, собравшись вместе, в какой-то момент возмущенно всплеснут руками: «Мы им, этим страховщикам, о том, какого цвета волосы у наших детей, еще другие приметы. А они: «Не надо. Надо чеки на одежду и обувь, которые были на них». Как будто кто-то специально собирал эти чеки». И еще горько добавят: «У нас даже прощения никто не попросил. До сих пор. Никто. А забыть готовы».
Записала Людмила КАРГОПОЛЬЦЕВА.
Вся пресса за 21 августа 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Выплаты, Авиационное страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 января 2025 г.
|
|
РБК.Уфа, 24 января 2025 г.
Страховщики назвали самые аварийные улицы Уфы по итогам 2024 года
|
|
chelny-biz.ru, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
Владельцы KamaRooms обжалуют сумму страховки, которую получили после пожара
|
|
Финмаркет, 24 января 2025 г.
Акции Совкомбанка, Ренессанс Страхования и Группы Позитив могут показать опережающую рынок динамику в феврале - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Большинство российских владельцев китайских автомобилей оказались довольны ими
|
|
ГТРК Калуга, 24 января 2025 г.
Сельхозживотных можно будет застраховать от паводка и изъятия
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 24 января 2025 г.
Почти 90% владельцев китайских машин в Краснодаре довольным своими автомобилями
|
|
Реальное время, Казань, 24 января 2025 г.
ОСАГО в России подешевело на 6% в четвертом квартале 2024 года
|
|
Агроэксперт, 24 января 2025 г.
Елена Фастова: выплаты по агрострахованию с господдержкой в 2024 году удвоились
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
За сгоревший «Камарумс» владельцы получили 20 миллионов рублей страховки
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 24 января 2025 г.
В России упростят процесс оформления ДТП без ГИБДД
|
|
Сургутская трибуна, 24 января 2025 г.
ОСАГО станет дешевле
|
|
ТАСС, 24 января 2025 г.
Размер страховых выплат аграриям РФ по заморозкам составил порядка 1,3 млрд руб. - Фастова
|
|
tomsk.ru, 24 января 2025 г.
Для томских мотоциклов и грузовиков изменятся тарифы ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Опрос показал, что россияне больше всего боятся заболеть раком
|
|
yakutia-daily.ru, Якутск, 24 января 2025 г.
Парламентарии Якутии намерены включить ортодонтическое лечение детей в перечень ОМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Как страховая отрасль может взять на себя ведущую роль в обеспечении устойчивости к изменению климата
|
|
МК в Туле, 24 января 2025 г.
Тулякам напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
 Остальные материалы за 24 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|