Крупнейшие катастрофы и страхование промышленных рисков
Деловой Петербург,
28 августа 2009 г.
Аварии в техногенно-коррупционном стиле 1356 просмотров
Август для России оказался если не черным, то мрачным. После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и падения «Су-27» в Московской области заговорили о том, что Россия входит в технологический коллапс. На что президент Медведев в лучших традициях российских президентов емко отрезал: «Брехня». Может, оно и так, но подобные трагедии будут случаться и дальше.
Причины, по которым обваливаются дома, взрывается бытовой газ, совершают аварийные посадки или сталкиваются самолеты, на шахтах, гидро- и теплоэлектростанциях происходят аварии, называют самые разные. От метафизических (биологическая энергия объекта и связанное с ним "напряжение") до политико-экономических и национально-психологических.
Но самые очевидные — высокая изношенность основных фондов (по разных оценкам, в разных секторах экономики она составляет от 40 до 60%), законы физики (движения, происходящие в земной коре) и человеческий фактор.
Опять коррупция
Директор Института исследования природных и техногенных катастроф Удмуртского госуниверситета профессор Владимир Колодкин в постановке диагноза российским техногенным катастрофам категоричен: "Главный фактор — коррупция. Даже если специалисты предприятий хорошо владеют вопросом безопасности, они предпочитают не соблюдать ее, а продаться по дешевке и подписать бумажки, мол, все исправно.Думаете, те, кто работает на Саяно-Шушенской ГЭС, не знали, что происходит на станции? Конечно, знали.
Второй фактор — российское разгильдяйство, надежда на авось. Третий — общие падение уровня образования. И, конечно, на все это накладывается стареющее оборудование".
Нет, политика
"Основных причин катастроф несколько. Первая — политическая. За 5 лет моего общения со всеми структурами власти, от представителей администрации президента РФ до сотрудников Российской академии Наук и МЧС, я выяснил, что в России до сих пор непонятно, кто отвечает за научное прогнозирование аварий и катастроф.
У меня есть официальное письмо из администрации Санкт-Петербурга (мы вместе плотно работали на тему прогнозирования катастроф несколько лет), из которого следует, что МЧС должно в определенной степени участвовать в формировании прогнозов. Но ни одного документа в МЧС, где написано, что оно отвечает за научные прогнозы, никто мне не показал, его нет в реальности. В РАН мне честно признались, что у них никто не занимается и не собирается заниматься научным прогнозированием аварий и катастроф", — рассказывает независимый петербургский ученый Александр Захаров. Не менее важно, по мнению Захарова, то, что, согласно позиции РАН, официальная наука считает, что катастрофы прогнозировать в принципе невозможно.
"Официальная наука базируется на том, что в природе главенствует хаос и предугадать аварии и катастрофы нельзя". Ученый же ставит под большое сомнение этот постулат.
Все дело в физике
Не нужно искать политику и мистику там, где происходит непонимание элементарной физики, считает Адам Гликман, директор научно-технической фирмы "Геофизпрогноз" про техногенные катастрофы вообще и про аварию на Саяно-Шушенской ГЭС в частности. "Техногенные катастрофы бывают разные, а значит, работают разные законы, но так получается, что большинство катастроф происходит в одних и тех же зонах — зонах тектонических нарушений", — говорит Гликман.
Без гармонии
Александр Захаров называет себя специалистом по прогнозированию аварий и катастроф и уже многие годы, собственно, этим только и занимается. И тем самым, как он уверяет, предотвращает их появление.
Александр создал web-сайт life-planet.ru, на котором размещает свои прогнозы, здесь также собрал архив по техногенным катастрофам, произошедшим в мире за последние 3 года.
По словам ученого Захарова, он знает, где и каких катастроф можно ожидать. Вероятность возникновения аварии на том или ином объекте, по его мнению, зависит от так называемого напряжения — биологической энергии объекта. Как объясняет Захаров, она в основном формируется в момент строительства, создания объекта: "Поэтому я считаю, что потенциальная опасность никак не зависит от возраста объекта. В тех объектах, которые были построены до начала 1990-х годов, в десятки раз больше заложено гармонии и стабильности, чем во все современные сооружения: эти построены с большим коммерческим, психологическим, энергетическим напряжением, поэтому несут в себе большой раздражитель и потенциал для будущих катастроф".
Ученый также полагает, что между техногенными катастрофами и социально-политической обстановкой в стране прослеживается четкая связь.
Нестабильность, общее раздражение — все это может приводить к техногенным катастрофам. "К примеру, из слабых регионов, в которых неустойчивая ситуация, раздражение перетекает в сильные регионы. К примеру, если завод в одном городе хорошо работает, а на заводе в соседнем городе начинают массово увольнять рабочих, то волнение перекидывается и на благополучный завод. А нервное напряжение не дает нормально работать людям и может приводить к внештатным ситуациям", — поясняет Захаров.
Прибыль
Кому могут быть выгодны катастрофы? "В России ежегодно происходит порядка 80 тыс. разрывов газо- и нефтепроводов. И мы делали специальные демонстрационные измерения, чтобы показать, что все прорывы происходят именно в зонах тектонических нарушений.
Но, когда мы сделали доклад об этом в Томске на конференции пару лет назад, нам, конечно, похлопали, но в перерыве подошли и сказали: "Мужики, вы что, с ума сошли? Если прекратятся эти аварии, мы же все погибнем, ведь Москва отбирает все деньги настолько, что нам не на что обслуживать эти трубопроводы, нам не на что людей отправить в отпуск, но, когда рванет, то деньги сразу появляются". Кстати, это касается всех трубопроводов. Так выгодно или нет?"
Выход
Система страхования особо опасных объектов, по логике, должна работать как превентивная мера. Но, чтобы это происходило, нынешний закон, по мнению страховщиков, требует корректировки.
"Сегодняшнее законодательство о защите особо опасных объектов не отражает реальности. Что нужно? Первое — страховые суммы по гражданской ответственности должны быть другими, сейчас они слишком малы. Второе — необходим действенный контроль за выполнением закона. И, в-третьих, у предприятий должны быть мотивации выполнять закон", — добавляет президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский.
Наталья БЕЛОГРУДОВА
Вся пресса за 28 августа 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Огневое страхование, Управление риском, Страхование ОПО
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 января 2025 г.
|
|
РБК.Уфа, 24 января 2025 г.
Страховщики назвали самые аварийные улицы Уфы по итогам 2024 года
|
|
chelny-biz.ru, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
Владельцы KamaRooms обжалуют сумму страховки, которую получили после пожара
|
|
Финмаркет, 24 января 2025 г.
Акции Совкомбанка, Ренессанс Страхования и Группы Позитив могут показать опережающую рынок динамику в феврале - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Большинство российских владельцев китайских автомобилей оказались довольны ими
|
|
ГТРК Калуга, 24 января 2025 г.
Сельхозживотных можно будет застраховать от паводка и изъятия
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 24 января 2025 г.
Почти 90% владельцев китайских машин в Краснодаре довольным своими автомобилями
|
|
Реальное время, Казань, 24 января 2025 г.
ОСАГО в России подешевело на 6% в четвертом квартале 2024 года
|
|
Агроэксперт, 24 января 2025 г.
Елена Фастова: выплаты по агрострахованию с господдержкой в 2024 году удвоились
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
За сгоревший «Камарумс» владельцы получили 20 миллионов рублей страховки
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 24 января 2025 г.
В России упростят процесс оформления ДТП без ГИБДД
|
|
Сургутская трибуна, 24 января 2025 г.
ОСАГО станет дешевле
|
|
ТАСС, 24 января 2025 г.
Размер страховых выплат аграриям РФ по заморозкам составил порядка 1,3 млрд руб. - Фастова
|
|
tomsk.ru, 24 января 2025 г.
Для томских мотоциклов и грузовиков изменятся тарифы ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Опрос показал, что россияне больше всего боятся заболеть раком
|
|
yakutia-daily.ru, Якутск, 24 января 2025 г.
Парламентарии Якутии намерены включить ортодонтическое лечение детей в перечень ОМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Как страховая отрасль может взять на себя ведущую роль в обеспечении устойчивости к изменению климата
|
|
МК в Туле, 24 января 2025 г.
Тулякам напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
 Остальные материалы за 24 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|