Занимательные факты из истории и современной практики страхового дела в России и за рубежом
Финансовая газета,
11 декабря 1999 г.
Занимательное страхование 3529 просмотров
За многовековую историю страхования в жизни страховщиков и их клиентов происходило немало занимательных и курьезных случаев. Однако многое, что поначалу воспринималось как курьез, в дальнейшем бралось на заметку предприимчивыми страховщиками и имело широкое практическое применение.
Однако российская практика в корне отличается от зарубежной, поэтому многие западные образцы находят у нас весьма неожиданную интерпретацию.
Парадоксы потребительских предпочтений Результаты исследований потребительских предпочтений во Франции показали, что размер страхового тарифа (“цена” страхования) является решающим фактором выбора страховой компании клиентом. По разным видам имущественного страхования цена определяет решение от 30 до 60% клиентов. Причем максимальная зависимость спроса от цены наблюдается в самых младших возрастных группах покупателей (менее 30 лет). В России цена страхования в данном случае — не главное, основной критерий выбора — надежность страховой компании. Ее учитывают до 80% российских клиентов (во Франции вопрос о надежности страховщика даже не возникает, так как обеспечение необходимости страховщиков — задача органов страхового надзора). Что касается других неценовых факторов, влияющих на спрос, то на первом месте у французов оказались налоговые льготы при уплате страховых взносов, при передаче наследства, накоплении дополнительной пенсии и т.п. Российским законодательством налоговые льготы при страховании за счет средств физических лиц вообще не предусмотрены. Как показали последние социологические опросы, высказывают недоверие к страховщикам до 40% французов и до 80% россиян (в 1996 г. в России этот показатель был ниже — около 50%). Несмотря на это во Франции — самый высокий показатель числа договоров страхования на душу населения на среднестатистического француза их приходится около девяти, причем основные предпочтения французов отдаются долгосрочным видам страхования жизни. На среднестатистического россиянина приходится менее одного полиса (не учитывая бесплатные полисы обязательного медицинского страхования), причем физическими лицами чаще всего страхуется дача или другое имущество.
Обязательно или добровольно? Во многих европейских странах действуют весьма оригинальные виды страхования, причем часть из них введена в обязательной форме. Так, например, в Германии, Дании и Великобритании обязательным является страхование гражданской ответственности лиц, содержащих животных в домашних условиях, в Германии и Испании проводится обязательное страхование ответственности охотников, в некоторых странах — обязательное страхование ответственности архитекторов, устроителей массовых мероприятий, владельцев речных катеров и даже (в Великобритании) страховых брокеров. Надо признать, что столь экзотические виды страхования у нас в стране не проводятся даже в добровольной форме. Еще большим разнообразием видов за рубежом отличается добровольное страхование. В частности, в США, где по разным оценкам проводится до 4 тыс. видов страхования, в последнее время популярность приобрели такие виды страхования, как страхование на случай ухода за тяжелобольными, страхование от риска плохой погоды в день проведения массовых зрелищньк мероприятий на открытых площадках (концертов, шоу, спортивных выступлений), страхование обязательств супругов по брачным контрактам и другие.
Застрахованные звезды Многие западные страховые компании используют такой рекламный прием, как страхование знаменитых артистов, фотомоделей, профессиональных спортсменов и т.п. Впервые этот способ был применен в конце XIX века в Великобритании, однако на прочную финансовую основу это направление в середине нашего века поставили предприимчивые американцы. Широко известны обстоятельства страхования киноактрисы Элизабет Тейлор, топ-модели Наоми Кэмпбел, рок-музыканта Рода Стюарта и многих других постоянных героев светской хроники. Страхование давно стало неотъемлемой частью условий контрактов хоккеистов НХЛ, профессиональных боксеров, футболистов, ведущих голливудских актеров. Отечественные страховщики приняли этот опыт на вооружение и начали “охватывать” страховыми услугами российских знаменитостей. В частности, в начале текущего года одна из московских страховых компаний преподнесла Алле Пугачевой в качестве подарка к юбилею страховой полис.
Кэптивные страховые компании Кэптивные страховые компании — один из элементов страхового рынка любой страны. Кэптивным считается страховщик, учрежденный материнской (нестраховой) компанией для страхования собственных рисков на максимально выгодных для себя условиях, а иногда и для получения дополнительной прибыли от страхования “сторонних” клиентов. Впервые такие “карманные” страховые компании возникли на рубеже ХIХ-ХХ веков и к концу XX века получили весьма широкое распространение. В 1997 г. в мире их насчитывалось около 3,4 тыс. , к 2000 г. специалистами прогнозируется увеличение до 4 тыс. Они могут создаваться и функционировать при крупных предприятиях, финансово-промышленных группах, банках. В России кэптивные страховщики, вышедшие на рынок в начале 90-х г.г., в рекордно короткие сроки заняли ведущие позиции на рынке.
“Облигации на катастрофы” Сегодня на мировом финансовом рынке стать своего рода “страховщиком” может любой желающий, в том числе частный инвестор. Для этого ему совсем не обязательно учреждать страховую компанию или пополнять ряды подписчиков Ллойда. Доступный каждому способ стать страховщиком, т.е. за плату принять на себя чужой риск — это купить принципиально новый вид ценных бумаг страховых компаний — “Облигации на катастрофы”. Эти ценные бумаги появились на рынке совсем недавно, однако сразу же приобрели популярность среди инвесторов, в шутку называющих их “котами” (англ. “cat” — кот, первые буквы слова “catastrophe”). “Коты” выпускаются страховыми компаниями и содержат элемент перераспределения риска владельцу облигации предлагается повышенная, по сравнению со среднерыночной доходность. Однако выплачивается она только в том случае, если не произойдет обусловленное катастрофическое событие, в частности, землетрясение. Эмитент, выпуская такие бумаги, перекладывает часть риска не на перестраховочную организацию, как это было принято раньше, а на покупателей “котов”. В России практика выпуска или приобретения подобных ценных бумаг пока отсутствует.
“Книга страховых рекордов” Первое место в мире по уровню развития страхования занимают США, по размеру поступлений опережающие все страны Европы вместе взятые. Второе место занимает Япония, сохраняющая свои позиции за счет многолетнего лидерства в области страхования жизни. Третьей является Великобритания — страна, известная своими страховыми традициями. Далее следуют Германия, Франция и Италия. Новым лицом в кругу лидеров является Южная Корея, где рост страховых взносов только за 1997 год составил 20%. Среди бывших социалистических стран Россия является второй (контролирует 0,3% мирового рынка), уступая лишь Китаю (0,63%). История коммерческого страхования в Европе насчитывает уже почти восемь столетий. Причем, вопреки расхожему мнению, родиной страхования была не Англия, а Италия. Первый в истории полис по имущественному страхованию был выдан в Барселоне в 1347 году. Первый страховой полис по страхованию жизни был зарегистрирован в 1583 году в Англии. По данным европейских исследовательских организаций, Россия занимает одно из первых мест в мире по показателю количества женщин, занимающих руководящие посты в страховании. Среди руководителей высшего звена российских страховых компаний женщины составляют около 1/3, тогда как в среднем по европейским странам аналогичный показатель — менее 5%.
М. ЖИЛКИНА
Вся пресса за 11 декабря 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, История страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|