Кризисные факторы заставили участников страхового рынка в ускоренном режиме рассматривать программы, прежде требовавшие длительного согласования.
Статистика Федеральной службы страхового надзора за первое полугодие показывает неутешительные итоги развития рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) на Северо-Западе. Падение сборов составило 20−25%. По мнению участников рынка, итоги года могут оказаться еще более печальными: основная масса договоров по ДМС заключается как раз во втором полугодии, а особого энтузиазма со стороны потенциальных клиентов страховщики не наблюдают.
Сегмент добавочной стоимости В том, что рынок ДМС «просел» глубже других сегментов страхования, есть логика. Страховщики всегда ориентировались на корпоративного клиента, к частникам относились с подозрением. Да, новые продукты для частных лиц создавали, но доля частных страховок в портфеле страховщика была 5−7% от общего числа договоров ДМС или того меньше. Корпоративный сегмент, как известно, начал сокращать расходы как раз с дополнительных стимулов по удержанию сотрудников, а страховка ДМС всегда была в их числе. Плюс полис ДМС – и в этом его ключевая особенность – всегда растет в цене, поскольку повышается стоимость медицинских услуг. При этом, как отметила директор по маркетингу страховой группы «АСК» Татьяна Долинина, рынку ДМС не нужны какие-либо кризисные программы. У страховщиков в данном виде страхования всегда был широкий спектр предложений. Просто раньше спрос был на более дорогие программы, сегодня же все берут самые дешевые. «Но мы все равно радуемся, когда наш клиент, который страховал 300 человек по „люксу“ и 500 по „стандарту“, оставляет 400 и страхует всех по „стандарту“. Радуемся, потому что клиент остался с нами», – добавляет Долинина.
Проблема в том, что и рост тарифов ДМС, и рост его убыточности – неизбежность. И год, и два назад все отмечали и комментировали, что тарифы клиник растут опережающими темпами по отношению к тарифам страховщиков (в среднем на 30 и 15% соответственно). И некие очевидные шаги для того, чтобы эту тенденцию как-то взять под контроль, всегда делались. Яркий пример – собственные медцентры страховщиков: в последние три года они строили новые (кто-то – клиники, кто-то – полноценные центры со стационарами) и модернизировали старые. Первые шаги к ограничению списка клиник также можно было выделить несколько лет назад.
«Ни для кого не секрет, что все страховщики пытались определить для себя приоритетные лечебные учреждения и направлять туда основной поток застрахованных. Это позволяет страховым компаниям получать скидки на объемах приводимого в клиники бизнеса и удерживать рост цен на страхование», – вспоминает управляющий директор по личным видам страхования Северо-Западного дивизиона группы «Ренессанс Страхование» Владимир Яковлев. Но год-два назад все изменения вводили неторопливо, поскольку рынок рос, признает генеральный директор компании «Капитал-Полис» Алексей Кузнецов. Когда стало очевидным, что рынок покажет скорее отрицательный прирост, страховщики осознали, что шаги, которые совершались ранее, общую ситуацию не изменили.
Шаги навстречу Видимо, из понимания этого и родилась та июльская инициатива, которая быстро привлекла внимание антимонопольных органов и стала достоянием общественности. А именно – разосланные в начале месяца в медицинские учреждения города письма, содержащие предложение страховщиков заморозить цены на медицинские услуги на год. Федеральная антимонопольная служба эту инициативу восприняла жестко – как попытку навязывания единых цен. Клиники оказались хорошие (они – за конкуренцию), страховщики – плохие.
Хотя, конечно, остается вопрос, кто от этого «разоблачения» выиграл: страховщики теперь не могут предложить то же наполнение ДМС, какое было в прошлом году, и за те же деньги, значит, они должны повышать тарифы или обеднять страховой продукт. Что, очевидно, сыграет лишь негативную роль в развитии рынка.
«То, что конфликт между страховщиками и клиниками получил такой резонанс, в конечном счете и неплохо: все узнали и то, что проблема есть, и то, какая она, и, наверное, чуть лучше стали разбираться в продукте», – полагает Алексей Кузнецов. В реальности за последние годы обе стороны делали шаги навстречу друг другу. Самое известное событие в этой области – разработка и принятие Союзом страховщиков Северо-Запада списка процедур, не обязательных для согласования со страховой компанией. Тех, которые она оплатит без разбирательств. С другой стороны, клиники также готовы подстраиваться под требования страховщиков.
Участники рынка отмечают, что в последний год стала заметна такая тенденция, как формирование медицинских объединений. «Сейчас клиники заключают собственные субдоговоры об оказании конкретных услуг, которые впоследствии могут предложить страховщику наряду со своим стандартным списком», – описывает новую тенденцию начальник управления ДМС петербургского филиала «МСК» Марина Мелентьева. Страховщику удобнее заключить договор с одним лечебным учреждением и с ним выстраивать финансовые отношения. Конечно, по вопросам взаимодействия случившийся конфликт нанес удар – клиники недвусмысленно заявили, что в их интересах постоянное повышение стоимости услуг. Значит, контролировать их поведение страховые компании станут чуть жестче. С этим соглашается, в частности, Алексей Кузнецов. И это более чем показательно, поскольку именно он долгое время был главным критиком политики согласования и когда-то инициировал тот самый список процедур, не обязательных для согласования.
Круг ограничен Другим результатом явного усложнения жизни страховщиков становится их форсированная ориентация на работу с максимально ограниченным списком клиник. Знаменательно, что как раз в этом году на рынке более явно обозначилась московская практика страхования по ДМС в лице «Ингосстраха» с его медицинским центром. И дело не в факте существования у страховщика клиники – в Петербурге давно есть «Медэкспресс», есть медицинский центр у «Капитал-Полиса». Страховщики указывают на «Ингосстрах» потому, что сегодня он активно развивает прикрепленное ДМС – его страхователи обслуживаются в одном конкретном медцентре и нигде больше. Местные «Медэкспресс» и клиника «Капитал-Полиса» все же долгое время выглядели скорее исключением на рынке и при этом сами развивали программы ДМС с возможностью обращения в различные медучреждения города. Теперь все немного меняется: в скором времени должен запустить свой медцентр «СОГАЗ», по всей видимости, он увеличит число компаний, реализующих прикрепленное ДМС.
Но большинство местных игроков воспринимают прикрепленное страхование как дело отдаленного будущего. «Нельзя забывать, что многопрофильных медицинских центров, открытых для страховщиков, в Петербурге явно недостаточно, а те, что есть, скорее перегружены», – замечает Владимир Яковлев. В такой ситуации страховщики создают переходные варианты, как бы оставляя возможность обращения в разные клиники города, но вместе с тем ее заметно ограничивая. «Мы устанавливаем застрахованным базовое лечебное учреждение и дополнительно в той же ценовой категории список альтернативных клиник, куда можно обратиться, если базовое лечебное учреждение не может обеспечить некие услуги. С точки зрения работы с застрахованными это практически прикрепление, но в сложных ситуациях за клиентом остается право выбора медучреждения», – рассказывает Марина Мелентьева.
Иной подход у «Ренессанс Страхования» – явно дальше от прикрепления, но тоже не полная свобода. «Чтобы оставить программу в максимально полном объеме, мы используем технологию так называемой управляемой медицинской помощи – health management. Эта технология состоит в том, что первичный прием в офисе или поликлинике ведет прикрепленный к компании врач общей практики, так называемый личный врач. Таким образом, наш врач выполняет функции доктора и эксперта-организатора медицинской помощи, что позволяет повысить медицинскую эффективность и избежать так называемой гипердиагностики», – рассказывает Яковлев. К этому следует добавить, что у «Ренессанс Страхования» есть собственная клиника, а значит, основная часть простых процедур будет осуществляться там.
Список оригинальных решений можно продолжить – фактически каждая компания создает собственный вариант. Но по большому счету у страховщиков есть только две возможности удержать тарифы – либо сократить программы, либо ограничить список лечебных учреждений по возможности до минимума. И большинство стараются реализовать второй путь.
Договор требует изменений Но подход к программам, точнее – к списку услуг, которые готова профинансировать страховая компания, не остается неизменным. «Сегодня главная задача страховщиков – подробно оговорить с клиентом условия договора. Если есть четкий диагноз, то должна быть четко прописанная услуга, которая предоставляется согласно диагнозу. Тем самым страховщики уберегут и себя, и клиентов от конфликтных ситуаций, поскольку в том случае, когда страховая программа написана обобщенно, каждая сторона может трактовать ее в свою пользу», – считает Марина Мелентьева.
Нужно все прописать по максимуму и для того, чтобы сохранить отношения внутри рынка – между страховщиками и медиками. Потому что в кризис взаимоотношения напряжены как никогда. «Мы всегда мало согласовывали, потому что четко прописывали программы. Но все равно недавно переформатировали программы, чтобы и застрахованным, и медучреждениям максимально четко было понятно, что делать нельзя, а что – можно. А иначе надо согласовывать каждый шаг», – рассуждает Татьяна Долинина.
Интересно, что проблема определения того, каких процедур требуют те или иные симптомы и диагнозы, – также одна из старейших на рынке ДМС. Вопрос выработки государством стандартов лечения остро стоит все то время, пока существует ДМС. И само государство неоднократно признавало, что стандарты необходимы, и городская комиссия по выработке стандартов работает вот уже полтора года. Хотя участники рынка не раз в кулуарах отмечали, что нужно решать вопрос хотя бы своими силами, по факту они все это время терпели и соглашались с тем, как лечили клиники.
Впрочем, для российского страхового рынка это уже аксиома – долгое согласование проектов на межведомственном уровне. Как только проблемы стали действительно серьезными, все вопросы, которые обсуждались и висели в воздухе долгое время, вдруг стали решаться максимально быстро. Четко прописанные стандарты, прикрепление пациентов к конкретным клиникам – для западных страховых компаний это норма, естественное положение вещей, поскольку только так можно соблюсти баланс «цена – качество».
Алексей ЛЕОНТЬЕВ, корреспондент журнала «Эксперт Северо-Запад», Санкт-Петербург График
Факторы роста Генеральный директор компании «Капитал-Полис» Алексей Кузнецов:
– Даже если говорить в общем, без разделения на платную и бесплатную медицинскую помощь, приходится признать: внутренняя природа современной медицины такова, что она постоянно имеет четкую тенденцию к удорожанию. Вне зависимости от того, какие тенденции в экономике. Связано это с несколькими причинами. Одна из основных – появление новой диагностической и лечебной аппаратуры. И дело не только в том, что она дорогая, но и в том, что сроки ее морального устаревания постоянно сокращаются. Потому и издержки на приобретение этой аппаратуры постоянно увеличиваются. Во многих странах отмечают, что здоровье большинства жителей в последние годы слабеет, соответственно и потребность в медицинской помощи постоянно растет. Эти два фактора, один – связанный с развитием науки и техники, другой – со здоровьем общества, приводят к тому, что общие затраты на медицину растут.
Эта тенденция явно обозначилась с 80−х годов XX века. Периодически она становится более острой, периодически – менее. На сегодняшний день она, похоже, достигла критической точки. В Европе – дефицитный бюджет на социальную медицину, особенно во Франции и Германии. Америка, которая гордилась своей могучей платной медициной, пришла к тому, что доступность медпомощи стала минимальной. Таковы глобальные макроэкономические аспекты роста издержек на медицинскую помощь.
Если спуститься на уровень добровольного медицинского страхования, мы видим, что все глобальные закономерности четко проявляются и здесь. И ничего другого, кроме использования принципов управляемой медицинской помощи, на сегодняшний день не придумано.
В Европе активно используется система так называемых семейных врачей. С любой проблемой можно обращаться только к нему, дальше он направит к специалисту. Это первый элемент управляемой медицины, когда оказание медпомощи идет через конкретного врача. Второй принцип – контроль и экспертиза счетов. В Европе и США проблема экспертизы решается при помощи системы медицинских стандартов, определяющих, какие процедуры может назначить врач при постановке диагноза и лечении. Если он назначает больше, то это становится предметом отдельного разбирательства. В России стандартов нет. Есть здравый смысл медиков и некое негласное соглашение.
Наша попытка ввести на рынок базовый набор процедур, которые медицинскому учреждению можно не согласовывать со страховой компанией, – это попытка ввести начальные стандарты, или протостандарты. Те, которые необходимы всегда, те, без которых не обойтись. Это лишь первый шаг. Следующий шаг очевиден – разработка и использование полноценных стандартов, которые будут помогать медикам и страховщикам в решении своих вопросов. И понятно, что эти стандарты должны базироваться на стандартах обязательного медицинского страхования. Поэтому в некотором смысле руки у страховщиков связаны: они ждут появления государственной системы медицинских стандартов.
Вся пресса за 14 сентября 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Динамика рынка, Маркетинг, Тенденции, Добровольное медицинское страхование, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|