Санкт-Петербургские ведомости,
23 сентября 2009 г.
«Срошка», «срошечка»...
1832 просмотра
Строительный комплекс России ожидают большие перемены: с 1 января 2010 года прекращается действие всех ранее выданных строительных лицензий. Оформлением допусков к строительным, инженерным и проектным работам теперь занимаются не органы государственной власти, а саморегулируемые организации (СРО). Одна из главных целей нововведений – повышение качества и безопасности строительства. Большие надежды реформаторы возлагают на взаимодействие между производителями работ и страховыми компаниями. Но поможет ли новый регламент цивилизованно страховать строительные риски?
В надежде на авось
Совсем недавно неблагозвучное сокращение СРО строители и проектировщики в обиходной речи стали называть забавным уменьшительно-ласкательным словечком «срошка». Согласитесь, это звучит гораздо лучше, веселее и задорнее. Можно сказать, что, с филологической точки зрения, саморегулируемые организации в России уже укоренились. Гораздо труднее обстоит дело с экономическими механизмами.
В номере от 1 июня 2009 года «Санкт-Петербургские ведомости» уже рассказывали о сути поправок в Градостроительный кодекс РФ, вносимых федеральным законом № 148. И вот на «круглом столе» «Механизм страхования в строительстве», прошедшем в Агентстве бизнес новостей, обсуждали еще один аспект реформы: взаимоотношения строительных и страховых компаний.
Впрочем, центральное место обсуждения неожиданно заняла несколько иная тема: дело в том, что участники строительного рынка в СРО вступать не спешат. В РФ зарегистрировано около 300 тыс. организаций, которые занимаются строительными, инженерно-изыскательскими и проектными работами. Членами «срошек» на сегодняшний день стали только 4,5 тыс. компаний. Эксперты отмечают, что ситуация в нашем городе в целом не отличается от общероссийской: стать членами СРО представители «самой мирной профессии» пока не торопятся. А когда у строителей аннулируют лицензии, а в СРО они при этом не вступят, это вполне может означать полный паралич в их деятельности. Почему же участники рынка проявляют такую беспечность?
В некоторых компаниях просто откладывают вступление во вновь создаваемые структуры на потом. Надеясь решить все организационные вопросы в ноябре-декабре. Где-то сказывается и юридическая неграмотность руководства, особенно это характерно для небольших компаний. Часть «капитанов строительной индустрии» убеждены в том, что досрочное прекращение срока действия лицензий просто невозможно...
Увы, если даже в лицензии обозначено, что она прослужит до 2011 или 2012 года, значения это уже не имеет. Действующий Градостроительный кодекс РФ допускает возможность отзыва ранее выданных документов.
Многие вообще надеются на авось и считают, что в условиях кризиса власти «по доброте душевной» пойдут на уступки бизнесу и позволят еще какое-то время поработать по старым правилам. Однако только 2009 год считается переходным: сейчас можно работать и на основании прежних лицензий, и по допускам, которые уже оформляют СРО. Новые же лицензии не выдаются вообще.
Шаг вперед
Эксперты в целом одобряют переход строительной отрасли к саморегулированию, поскольку прежняя система «давала широкий простор для коррупции». Новое же законодательство вводит принцип коллективной ответственности. Строительная «срошка» должна насчитывать как минимум 100 участников. Инженерным и проектным союзам необходимо объединять не менее 50 компаний. Все СРО обязаны создать компенсационный фонд, формируемый из членских взносов. Строительным фирмам придется раскошелиться на 1 млн рублей, инженерным и проектным – на 500 тыс. Из общей кассы должен возмещаться ущерб, если одна из компаний «провинилась» перед заказчиками, государством или третьими лицами и не может расплатиться самостоятельно.
Впрочем, эти суммы могут быть уменьшены, если компании застрахуют свою гражданскую ответственность, которая, по витиеватой формулировке законодателей, «может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». При заключении соответствующего страхового договора сумма взноса снижается для строительных компаний – до 300 тыс. рублей, для инженерных и проектных – до 150 тыс. рублей.
«Мне близки принципы, которые лежат в основе строительной реформы, – замена лицензирования саморегулированием, коллективная ответственность, мотивация участников рынка к заключению страховых договоров. Но компенсационный фонд является недопустимо низким, а взаимоотношения страховщиков и строителей законодатель, увы, не регламентирует», – говорит доцент кафедры страхования Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Денис Горулев. Эксперт обращает внимание, что компенсационный фонд размером в несколько десятков миллионов рублей далеко не всегда способен восполнить ущерб, который возникает при реализации миллиардных проектов.
«В России сложилась парадоксальная ситуация: можно на законных основаниях застраховать строительство небоскреба с лимитом ответственности, равной стоимости сарая или в лучшем случае коровника. Например, будущий «Охта центр», если он действительно будет построен, можно застраховать всего на один миллион рублей», – сетует Денис Горулев.
Его поддержал и президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский: «У нас пока не поставлены препоны против сговора недобросовестных строителей и страховщиков. Заключаются страховые договоры «для галочки», чтобы удовлетворить требования закона и снизить сумму компенсационного взноса в СРО». По его словам, руководители некоторых СРО пытаются также построить «эксклюзивные» отношения с «приближенными» страховыми компаниями. И всем участникам СРО «настоятельно рекомендуется» заключать договоры именно с этими страховщиками.
Гладко было на бумаге...
Разумеется, в настоящее время еще рано оценивать эффективность и целесообразность строительной реформы. Но уже многие эксперты обращают внимание на недоработки и упущения в новом законодательстве. Например, критикуют запрет на создание СРО по территориальному признаку: сегодня любая строительная, инженерная или проектная фирма может вступить в любую «срошку» – от Калининграда до Южно-Сахалинска и от Мурманска до Грозного. Оформленные допуски также не имеют региональных ограничений.
К чему может привести такая ситуация на практике? Уже сегодня в петербургские «срошки» вступили компании из отдаленных регионов. А ведь СРО призваны не только оформлять допуски к работам, но и регулярно контролировать деятельность своих членов. Очевидно, что проведение действительно серьезных инспекций в Сибири и на Дальнем Востоке весьма накладно для объединений из Северо-Запада. Точно так же некоторые московские и петербургские компании предпочли вступать в провинциальные «срошки». Возможно, они также ожидают, что там будут контролировать своих членов не столь тщательно...
Недоумение у многих экспертов вызывает и формулировка закона, касающаяся страховой защиты. Так, для получения выплат жертвам аварий и чрезвычайных происшествий необходимо доказывать, что производитель работ нарушил действующие строительные, инженерные или проектные нормы и регламенты.
Эксперты подчеркивают, что в большинстве зарубежных стран строители и проектировщики страхуют не только гражданскую, но и профессиональную ответственность. Разница здесь существенная. При страховании профессиональной ответственности страховая компания обязана возместить ущерб при любом чрезвычайном происшествии вне зависимости от его причин. Страховщик может отказаться от выплат только в том случае, если ЧП произошло в результате осознанных (то есть преступных) действий производителя работ.
Тема страхования строительных рисков особенно актуальна для Петербурга: слабые грунты, плотная застройка, уникальные исторические памятники, которым может быть нанесен урон в результате строительных работ. Все эти факторы требуют особого механизма страховой защиты. Хочется надеяться, что реформа строительного комплекса поможет решить проблемы, которые накапливались годами и десятилетиями, а не станет источником новых, как это, к сожалению, бывает.
На минувшей неделе семи проектным организациям – членам СРО «Проектировщики Северо-Запада» вручены первые свидетельства о допусках к выполнению работ. В числе допущенных – ОАО «Водоканал инжиниринг», ОАО «Дорпроект», ОАО «Ленгражданпроект», ОАО «Сосновоборский электромонтаж», ЗАО «Стройкомплекс», ЗАО «248-е управление» и ЗАО «Мостпроект».
Некоммерческое партнерство «Проектировщики Северо-Запада», в которое входят 57 проектных организаций, стало первой саморегулируемой организацией Ленобласти: статус СРО оно получило 12 августа 2009 года. В области существуют еще два некоммерческих партнерства в сфере строительного комплекса, которые после регистрации могут получить статус СРО: «Строители Ленинградской области» и «Изыскатели Северо-Запада».
Илья БРУШТЕЙН
Вся пресса за 23 сентября 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование, Строймонтаж страхование (CMR), Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
19 июня 2025 г.

|
|
Газета.Ru, 19 июня 2025 г.
Россиянам рекомендовали застраховать загородные дома из-за пожаров

|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 19 июня 2025 г.
Новосибирскую область включили в зону высокого риска мошенничества по ОСАГО

|
|
Деловой квартал-Новосибирск, 19 июня 2025 г.
Новосибирская область вошла в антирейтинг регионов по частоте страховых случаев по ОСАГО

|
|
PrimaMedia, Владивосток, 19 июня 2025 г.
Автоюрист раскрыл ловушку с ОСАГО, из-за которой водители годами переплачивают

|
|
Коммерсантъ, приложение, 19 июня 2025 г.
Что важно знать при страховании загородного дома

|
|
Коммерсантъ, приложение, 19 июня 2025 г.
Беспокойное хозяйство

|
|
Frank Media, 19 июня 2025 г.
Премии за страхование судов для прохода через Ормузский пролив выросли на 60%

|
18 июня 2025 г.

|
|
Интерфакс, 18 июня 2025 г.
КТК оценил ущерб от атаки дронов на НПС «Кропоткинская» в 2,7 млрд рублей

|
|
ТАСС, 18 июня 2025 г.
КТК оценил в 2,7 млрд рублей ущерб от атаки БПЛА по станции «Кропоткинская»

|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 июня 2025 г.
Решение суда Великобритании по арендованным Россией самолетам повлияет на формулировки, премии и емкость

|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 июня 2025 г.
Агрегатные покрытия возвращаются. поскольку европейские страховщики реагируют на частые катастрофы

|
|
Ведомости онлайн, 18 июня 2025 г.
«Авито Путешествия» и СОГАЗ будут сотрудничать в сфере страхования жилья

|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 июня 2025 г.
Американские страховщики планируют более чем удвоить инвестиции в ИИ в течение следующих 3–5 лет

|
|
Казахстан Сегодня, Алматы, 18 июня 2025 г.
Опрос КТ: 52% респондентов поддерживают обязательное страхование артистов цирка при выполнении опасных трюков

|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 июня 2025 г.
Рост числа ДТП и цен на ремонт делают добровольное автострахование выгодным решением в Казахстане

|
|
Интерфакс, 18 июня 2025 г.
Страховые премии в Рязанской области в I квартале выросли в 2 раза, выплаты - почти в 3 раза

|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 июня 2025 г.
ОСМС в Казахстане под давлением критики: Минздрав ответил на петицию о ликвидации системы

|
Остальные материалы за 18 июня 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|