Российская газета,
3 ноября 2009 г.
Три кита финансовой индустрии 1159 просмотров
Юрий Гусев: Для проведения скоординированной государственной политики в секторе индустрии финансовых услуг и рынка капитала остро стоит вопрос создания единого центра принятия решений путем формирования отдельного федерального ведомства по финансовому регулированию.
Можно ли построить МФЦ на старой платформе?
В соответствии с предложенным президентом РФ планом реформирования мировой финансовой системы министерством экономического развития была разработана Концепция создания в России международного финансового центра (МФЦ), которая в целом одобрена правительством РФ. Концепция создания МФЦ рассчитана всего на пять лет (из которых больше года прошло), в течение которых предполагалось обеспечить становление российского финансового рынка в качестве регионального международного финансового центра - одного из ведущих центров на евроазиатском пространстве.
Возможность реализации поставленной масштабной задачи с самого начала осложнялась тем, что сама Концепция создания финансового центра не предусматривала кардинальных изменений в национальной финансовой системе - технологически отсталой, с несовершенным, не соответствующим мировому уровню законодательством, неэффективным налогообложением и запутанным регулированием, с острым дефицитом долгосрочных финансовых ресурсов, неспособной в докризисный период обеспечить приток инвестиций, достаточный для развития постиндустриальных секторов экономики, а в кризисный - противостоять глобальным шокам.
Cо времени принятия судьбоносного решения о создании МФЦ в рейтингах Всемирного экономического форума Россия опустилась с 51-го на 63-е место по конкурентоспособности и с 36-го до 40-го места по позиции - Международные финансовые центры.
Утвержденный 11 июля 2009 года правительством РФ "План мероприятий по созданию Международного финансового центра" тоже не представил никаких мероприятий по формированию ключевых атрибутов, без которых нереально создать даже национальный финансовый центр, не говоря о мировом. Прежде всего в нем полностью отсутствовали предложения по формированию единой вертикально интегрированной инфраструктуры фондового рынка с консолидированной биржевой структурой и высоко капитализированными инфраструктурными финансовыми институтами, не затронуты вопросы создания национального института долгосрочного финансирования, совершенствования плохо организованной государственной системы регулирования и многое другое.
По целому ряду основных направлений развития финансового рынка, таких, как повышение эффективности российской системы учета, создание современных систем риск-менеджмента, повышение ликвидности рынка ценных бумаг, обеспечение упрощенного доступа иностранных инвесторов и т.д., разработка комплексных мер предусмотрена только к началу 2011 года. Пока не ясно, в чем они будут заключаться и в какие сроки будут реализованы (закон "О биржах и организованных торгах" проходит согласование последние 15(!) лет). Задерживается выход федеральных законов о секьюритизации финансовых активов, клиринге и клиринговой деятельности и ряд других.
Нужны и мероприятия по ключевому вопросу формирования общего финансового пространства стран СНГ. А ведь на этом пространстве уже достаточно эффективно функционирует Казахстан, причем в условиях, которые в соответствии с Кодексом поведения по устранению губительной налоговой конкуренции, принятым в июне 2003 г. в рамках ЕС, вполне могут квалифицироваться как губительные по отношению к финансовому центру в Москве из-за беспрецедентных налоговых льгот в РФЦА. Кроме того, возникает вопрос: если финансовый центр Алматы позиционируется как региональный на постсоветском пространстве, то как должен позиционироваться в том же регионе финансовый центр Москвы?
Нужен ли российский "мегарегулятор"?
Если говорить о модернизации, которая сейчас стала ключевым словом, то по отношению к индустрии финансовых услуг и рынка капитала ее необходимо начать с признания на государственном уровне очевидного факта, что финансовые инфраструктурные институты (биржи, банки, управляющие и страховые компании, фонды коллективных инвестиций, брокерские/дилерские, консалтинговые и аудиторские структуры и т.д.), оказывающие финансовые и сопряженные с ними услуги, в совокупности представляют самостоятельную и причем ключевую отрасль экономики.
Насколько тесно взаимоувязаны отдельные сегменты индустрии финансовых услуг и рынка капитала, показал мировой кризис. Одной из основных причин его возникновения называются проблемы на рынке ипотечного кредитования. Однако, начавшись на рынке ссудного капитала, проблемы тут же возникли с кредитными СВОПами, а когда стало понятно, что теперь уже страховые компании не могут в полном объеме нести ответственность по обязательствам, связанным с бумагами, находящимися на их балансе, их рейтинги снизились.
Снижение рейтингов страховых компаний автоматически повлекло за собой падение ценных бумаг, а также риски, по которым были застрахованы эти бумаги в этих компаниях, в том числе и не имеющих никакого отношения к ипотеке. Многие из этих бумаг автоматически стали запрещенными для приобретения и владения пенсионными фондами, что повлекло за собой их массовую распродажу и соответственно резкое падение фондовых цен. На этом фоне мощный кризис взаимного недоверия и соответственно ликвидности поставил под сомнение секьюритизацию (то есть получение кредита под залог ценных бумаг), которая в последние годы была одним из главных источников наличных денег в банках для практически всех коммерческих структур. Все, цепь замкнулась!
В настоящее время в России регулирование деятельности взаимосвязанных финансовых институтов находится в ведении разных ведомств: в ФСФР сосредоточен надзор за финансовыми рынками, в министерстве финансов - страховой надзор, в Центральном банке России - банковский надзор, причем последний (в силу статуса ЦБ) осуществляется в условиях независимого (!) от федеральных органов исполнительной власти функционирования регулятора. Антимонопольный комитет также имеет соответствующее подразделение по надзору.
Для проведения скоординированной государственной политики в секторе финансовой индустрии, особенно в условиях посткризисного периода, необходимо в структуре исполнительной власти образовать единый центр принятия решений, сконцентрировав в отдельном федеральном ведомстве функции "мегарегулятора" финансового рынка и рынка капиталов, как это сделано во многих странах (по крайней мере, имеющих финансовые центры), сформировав, например, на правах министерства - Государственный комитет по финансовому регулированию.
В компетенцию нового федерального органа должны отойти вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам, Федеральной службы страхового надзора министерства финансов, Управления контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы. От Центрального банка России в Госкомитет по финансовому регулированию должны быть переданы функции банковского надзора и пруденциальной отчетности за деятельностью коммерческих банков, контроль за функционированием системы обязательного страхования вкладов физических лиц и т.д. ***
Об авторе
Гусев Юрий Николаевич - вице-президент Российской академии естественных наук (РАЕН), доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН, действительный член, академик Российской академии социальных наук (РАСН), действительный член Финансово-банковского совета стран СНГ. Президент ГК "Корпорация развития территорий" (КРТ).
Был организатором и основным разработчиком Программы социально-экономического и градостроительного развития района "Якиманка", Программы развития 357-361-го кварталов - "Золотой остров", Градостроительной концепции района "Замоскворечье", которые в разное время одобрены и утверждены правительством Москвы. В 1996 году Юрий Гусев лично руководил реализацией совместного российско-французского проекта в области городского информационного обеспечения, реализованного на основе соглашения между мэриями Москвы и Парижа. В зданиях, построенных и реконструированных под руководством Юрия Гусева, в настоящее время размещаются крупнейшие государственные и частные учреждения, такие как Центральный банк РФ, МВД, компании "Транснефть", "ЛУКОЙЛ", "Берлинер Банк", Коммерцбанк, Банк Аустрия АГ и другие, есть и международные организации, например представительства Объединения торгово-промышленных палат Германии и Австрии и Европейской комиссии ЕС.
Юрий ГУСЕВ (с сокращениями)
Вся пресса за 3 ноября 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|