Эксперт,
16 ноября 2009 г.
ДМС в ожидании врачей 1253 просмотра
Усилия страховщиков и стимулирование спроса не смогут привести к полноценному развитию рынка добровольного медицинского страхования без принципиального повышения уровня коммерческой медицины и ее распространения по всей стране.
По данным «Эксперт РА» [1], рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) по итогам первого полугодия 2009 года сократился на 7%. Мы считаем, что отрицательная динамика сохранится и во втором полугодии, а по итогам 2009 года объем рынка ДМС уменьшится по сравнению с 2008 годом на 6–7%, составив 67–68 млрд рублей.
К хорошему привыкаешь быстро
Рынок ДМС в России — это в первую очередь рынок корпоративного страхования, поэтому основное влияние на его динамику оказывают возможность и желание руководителей компаний страховать своих сотрудников в столь непростое время. Снижение объемов добровольного медицинского страхования связано не с оттоком клиентов, а с сокращением бюджетов, выделенных российскими компаниями на программу ДМС своих сотрудников. При этом отказа клиентов от страхования практически не наблюдается. Компании, приобретавшие полис ДМС до кризиса, не хотят оставлять работников без страховки и сейчас. Предоставление соцпакета работодателем по-прежнему является важным инструментом кадровой политики. «Кризис повлиял на активность на рынке ДМС корпоративных клиентов, тем не менее полных отказов корпоративных клиентов от добровольного медицинского страхования немного. В основном компании стремятся сохранить ДМС для сотрудников, но при этом сужаются бюджеты и падает численность застрахованных, в том числе из-за сокращения персонала. Уменьшился приток новых клиентов, так как компании, планировавшие заключить договор ДМС, отложили данное решение», — отмечает Нина Егоркина, заместитель директора Центра методологии и контроля медицинского страхования РОСНО.
Компаниям выгодно уделять внимание здоровью своих сотрудников, а крупным корпорациям — нанимать врача непосредственно в компанию. «Если прежде интерес к той или иной программе ДМС ограничивался выбором поликлиник, то теперь основной фактор, который обуславливает спрос, — эффективность программы с точки зрения управления здоровьем персонала, то есть сервис и медицинский результат. В условиях кризиса также весьма актуальным стал вопрос оптимизации расходов и включения в программу бюджетосберегающих опций, таких, например, как врач в офисе, что значительно сокращает время отсутствия сотрудников на работе, а также контролирует ведущее к росту стоимости ДМС гиперлечение», — подчеркивает исполнительный вице-президент Группы «Ренессанс Страхование» Сирма Готовац.
Во время кризиса возросла убыточность добровольного медицинского страхования из-за резкого увеличения числа обращений страхователей в лечебные учреждения. Это связано с неуверенностью застрахованных в сохранении рабочего места и, соответственно, полиса ДМС. Поэтому клиенты в последнем квартале 2008 года и первом квартале 2009−го поспешили вылечиться «от всех болезней». «В период, предшествующий массовым увольнениям сотрудников, наблюдался всплеск числа обращений в лечебные учреждения по программам добровольного медицинского страхования. Количество обращений увеличилось на 20–25 процентов, видимо, это связано с попытками некоторых сотрудников перед увольнением выжать из корпоративной страховки максимум», — отмечает советник генерального директора СК «Согласие» Александр Варенцов.
Куда пойти лечиться? Одним из отличий ДМС от других видов страхования является участие в страховом процессе трех сторон: страховой компании, клиента, лечебно-профилактического учреждения. Страховщики, которые дорожат своей репутацией и доверием клиентов, стараются тщательно подходить к выбору лечебного учреждения. Определяющими факторами являются современная оснащенность клиники и высококвалифицированный персонал. Кроме этого клиника должна быть многопрофильной, чтобы предоставлять весь спектр медицинских услуг, а также обладать достаточным штатом врачей. Страховая компания при выборе лечебного учреждения рассчитывает на долгосрочные партнерские отношения. «Основными факторами, влияющими на выбор лечебного учреждения для организации медицинской помощи по ДМС, является наличие в лечебно-профилактическом учреждении высококвалифицированных врачей, современного лечебно-диагностического оборудования и обеспечение достойного сервиса. Безусловно, обязательно наличие лицензии на все заявленные виды помощи, все врачи должны иметь действующие сертификаты специалистов и регулярно проходить усовершенствование. Немаловажным является соответствие цены и качества, организация взаиморасчетов, гибкая ценовая политика, а также место расположения лечебного учреждения, профиль ЛПУ, качество администрирования, клиенториентированность», — уверен Евгений Гуревич, вице-президент «Росгосстраха».
«Кроме того, очень важна оценка устойчивости и надежности клиники как финансового предприятия, если речь идет о частных ЛПУ. Также страховщики всегда рассматривают чистоплотность клиники на предмет возможных мошенничеств: раскрутки на услуги, ненужные клиенту, с целью финансирования их страховщиком, приписок тех услуг, которые не были оказаны», — говорит Марина Черноморова, начальник управления продуктов медицинского страхования ОСАО «РЕСО-Гарантия».
Во время кризиса особенно остро встала проблема резкого роста цен на услуги медицинских учреждений. Отсутствие большого выбора клиник, обладающих высококвалифицированным персоналом и современной техникой, приводит к тому, что страховщики, пытаясь удержать тарифы по ДМС на прежнем уровне, ищут варианты подешевле, заключая контракты с менее профессиональными лечебными учреждениями. Даже в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, ощущается нехватка медицинских учреждений, предоставляющих качественное обслуживание, а в регионах эта проблема еще острее. Еще большее беспокойство вызывает крайне малое число лечебных учреждений, работающих по детским программам. «Проблему нехватки медицинских учреждений, способных оказывать качественную помощь, в объеме, необходимом клиенту, можно решить путем создания страховщиками собственных клиник, в которых они будут контролировать качество услуг. По этому пути и пошел “Ингосстрах”, открыв собственные клиники “Будь здоров” в Москве, Санкт-Петербурге и Саратове», — отмечает Елена Диесперова, заместитель директора департамента медицинского страхования ОСАО «Ингосстрах».
Дело за врачами
Рынок страхования ДМС не может полноценно развиваться без достаточного количества частных лечебно-профилактических учреждений, налицо нехватка высококвалифицированных врачей, специалистов в разных направлениях медицины. Недостаточный уровень профессионализма врачей оборачивается недоверием граждан к коммерческим медицинским учреждениям. Рынок ДМС станет массовым только тогда, когда у массового потребителя появится доверие к частной медицинской организации, уверенность в добросовестности врачей, которые не будут назначать лишнее лечение, чтобы получить от страховой компании как можно больше денег. Сейчас же клиники зачастую ведут нечестную игру. «Основная проблема во взаимодействии сторон — конфликт интересов. ЛПУ нацелено на получение дополнительных денежных средств и как можно более быструю окупаемость приобретаемого оборудования за счет увеличения посещений застрахованным своего учреждения», — сетует Вера Журавлева, заместитель начальника управления поддержки страхования компании «Капитал Страхование».
Сомнения граждан в отношении предоставляемых услуг по программам ДМС часто, к сожалению, оправданны. Для того чтобы бороться с «гиперлечением», страховым компаниям необходимо проводить более жесткий мониторинг и экспертизу оказываемых клиниками услуг. Рынок ДМС в России сможет принять более или менее цивилизованные формы, когда повысится квалификация медицинского персонала, по всей стране увеличится число хороших клиник, когда между гражданами, лечебными учреждениями и страховыми компаниями сложатся долгосрочные партнерские отношения, основанные на доверии.
— Каково влияние кризиса в сегменте страхования ДМС?
Людмила Мезенина, начальник отдела развития ДМС департамента развития личного страхования ГСК «Югория»:
— Уже понятно, что роста по ДМС, ожидаемого в связи с мерами налогового стимулирования, введенными в действие с 01.01.2009 года, не произойдет. Но и резкого падения ДМС мы пока не ждем. По оптимистическим прогнозам, мы должны удержаться на том же уровне. По пессимистическим — падение составит 8–10 процентов.
Как показали первые девять месяцев 2009 года, предприятия и организации с более устойчивым финансовым положением все-таки сохранили ДМС в своем социальном пакете. Для сохранения клиентской базы мы адаптируем существующие продукты к сложившейся ситуации и стараемся улучшить качество обслуживания своих клиентов, повышаем сервисную составляющую продукта. А для привлечения новых клиентов мы будем продолжать расширять продуктовую линейку ДМС в соответствии с требованиями современного рынка.
Большинство лечебных учреждений — как государственных, так и частных — в этом году подняли цены в среднем на 15–20 процентов. Это привычный рост цен на медицинские услуги, который происходит раз в год, раз в полгода. В медицинских учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа рост цен составляет всего 5–10 процентов в год. А вот цены на санаторно-курортные услуги в 2009 году резко подскочили — рост составил до 25 процентов, на 30–40 процентов увеличились цены в медицинских учреждениях по Южному федеральному округу.
Договориться с медицинскими учреждениями о снижении стоимости медицинских услуг для страховых компаний удается в редких случаях. В результате страховщикам, чтобы сделать продукты по ДМС более доступными по цене, приходится пересматривать список медицинских учреждений и (или) сокращать перечень предлагаемых услуг. В некоторых случаях, чтобы сохранить клиента и не урезать программу страхования, приходится снижать тариф за счет сокращения расходов на ведение дела.
Добровольное медицинское страхование, 1-е полугодие 2009 года
Ольга БАСОВА, автор «Эксперт»
Вся пресса за 16 ноября 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции, Добровольное медицинское страхование, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
9 января 2025 г.
|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 9 января 2025 г.
Взносы страховых организаций Беларуси за январь-ноябрь 2024-го выросли на 17,9%
|
|
КрымPRESS, 9 января 2025 г.
Экспертное мнение: какие изменения планируются в сфере ОСАГО в 2025 году?
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 9 января 2025 г.
Как автовладельцам получить возмещение по ОСАГО онлайн, рассказали в Банке России
|
|
Парламентская газета, 9 января 2025 г.
Россиянам с 1 января начали продавать полисы долевого страхования жизни
|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 января 2025 г.
Страховщики и бизнес сталкиваются с растущей угрозой терроризма
|
|
Газета.Ru, 9 января 2025 г.
В России начали продавать новый вид страховок
|
|
Финмаркет, 9 января 2025 г.
В России на конец 2024 года количество действующих страховщиков составило 131
|
|
Российская газета, 9 января 2025 г.
Началась продажа полисов долевого страхования жизни
|
|
Коммерсантъ, 9 января 2025 г.
Страховщики присматриваются к управлению
|
|
Конкурент, Владивосток, 9 января 2025 г.
Теперь обязательно для страховщиков. Всем водителям важно это знать
|
|
Татар-информ, Казань, 9 января 2025 г.
Ольга Павлова: Страховщики не должны считать последствия атак БПЛА форс-мажором
|
|
Новости транспорта, 9 января 2025 г.
Автогражданка без ограничений станет дороже на 36% в новом году
|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 9 января 2025 г.
В России с 1 января началась продажа полисов ДСЖ
|
8 января 2025 г.
|
|
Office life, Минск, 8 января 2025 г.
Страховые взносы в Беларуси стали расти медленнее
|
1 января 2025 г.
|
|
cbr.ru, 1 января 2025 г.
Онлайн-урегулирование убытков по ОСАГО: новые возможности для автомобилистов
|
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|