Сегодня российский страховой рынок проходит тест на выживаемость: снижаются сборы, растут выплаты, стремительно сокращается число игроков рынка, компании "исчезают" прямо на глазах вместе со своими руководителями. Примерно у 20% страховых компаний в России в первом полугодии 2009 года объем премий сократился более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
В борьбе за клиента страховые компании демпингуют: тарифы занижают не только мелкие, но и крупные игроки рынка. Эксперты сетуют, что именно демпинг "толкает отрасль в пропасть, и ведет, по сути, к ликвидации рынка". В ближайшее время, говорят участники рынка, рынок ждут новые банкротства.
По оценке "Эксперт РА", в 2009 году лицензии были отозваны у 68 страховых компаний в России, что составляет почти 10% от числа компаний, работающих на рынке. По прогнозу агентства, после кризиса на рынке останется 300-400 компаний. По опубликованным ФССН данным, на десять процентов страховщиков приходится пятьдесят процентов совокупного уставного капитала. Девяносто процентов страховых компаний не обладают достаточным капиталом, поэтому крупные игроки рынка заявляют о необходимости увеличения требований к уставному капиталу страховщиков. Это особенно актуально на падающем рынке.
Об ухудшении ситуации свидетельствует и уход с российского рынка страхования иностранных страховщиков. В частности, объявила о прекращении страховых операций компания Fortis в России. Среди основных причин, которые указывают иностранные компании, — это непрозрачность бизнеса, сложности законодательных процедур, неясности перспектив стратегического развития. По словам экспертов, надежность страховых компаний в условиях кризиса существенно снизилась. Наиболее уязвимыми секторами страхования в текущей экономической ситуации участники рынка называют страхование грузов и ответственности грузоперевозчиков, а также страхование от несчастных случаев, автокаско, страхование строительно-монтажных рисков, залогового имущества и лизинговых сделок.
Руководитель Росстрахнадзора Александр Коваль заявил, что страховой рынок движется к кризису неплатежей. Об этом свидетельствует количество жалоб, которые поступают в Росстрахнадзор. Так, за девять месяцев 2009 года в службу поступило более 23 тыс. обращений против 14,2 тыс. за весь 2008 год. Кроме того, показатели страховщиков за январь — сентябрь также рисуют удручающую картину: существенное снижение объемов премии (более чем на 25%) наблюдается у 280 страховых компаний, падений объема премий в два раза — у 80 страховых компаний. "При нарастании объема выплат и снижении объемов премий мы движемся к кризису неплатежей", — говорит глава Росстрахнадзора. В целом за девять месяцев 2009 года объем собранных страховых премий составил 1,5% за счет ОМС. Без учета же ОМС падение российского рынка составило почти 10%, а выплаты выросли более чем на 20%.Многие страховщики жили за счет собираемых премий, которых стало значительно меньше в условиях кризиса, и выплаты "догнали" взносы.
Так, по мнению господина Коваля, проблемы на рынке нарастают, и 2010 год для отрасли будет таким же тяжелым, как и 2009 год. К группе риска эксперт относит страховые компании, у которых наблюдается падение сбора премий. Самое сложное положение у страховщиков, объемы премий которых упали на 50% и более.
По итогам первого полугодия 2009 года объем собранных премий по рисковым видам упал на 4%, а объем выплат вырос на 24%. "Это значит, что девяносто процентов страховщиков работают "с колес". Все или почти все собранные деньги идут на выплаты, что возможно на растущем рынке, но неизбежно приведет к неисполнению обязательств в текущих условиях", — поясняет заместитель генерального директора ОСАО "Ресо-Гарантия" Дмитрий Большаков.
Кроме того, как уверяет эксперт, "беда еще и в том, что не формируются требуемые страховые резервы", что приводит к кассовому разрыву в случае каких-то изменений на рынке, например, роста убыточности ввиду изменения какого-то нового фактора (рост затрат на ремонт, недоучет уровня угонов автомобилей или просто колебаний убыточности в разные сезоны, рост мошенничества и краж в кризисный экономический период или из-за демпинговых тарифов). И тогда такая компания "исчезает" прямо на глазах вместе со своими руководителями. Страдает большое количество населения, а также порядочные страховщики, которым в итоге (за счет средств, вносимых, например, ими в РСА) приходится "расхлебывать" долги нечестных предпринимателей.
Так, в этом году лишились лицензий несколько известных игроков на рынке автокаско — это "Русская страховая компания", "РАСО" и другие, которые ушли и не рассчитались со своими клиентами. В Санкт-Петербурге, официально ушло с рынка не так много компаний. Приостановлены или отозваны лицензии у "Скандинавии" и "Конды", ушли с рынка "ЛК-Сити", "Свод". Последние три компании, по оценке "Ренессанс Страхования", занимали в Петербурге около 11,5% рынка ОСАГО.
В некоторых случаях уход с рынка страховой компании не остается без последствий для ее акционеров. Например, страховая компания "Доверие" стала первой страховой компанией в России, учредитель которой привлечен к денежной ответственности по долгам своей фирмы, потерпевшей банкротство. Решение о взыскании с учредителя "Доверия" Виктора Рудницкого 27,63 млн рублей вынес Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Напомним, что петербургский страховщик исчез из своего офиса в 2005 году, и каким образом будет взыскиваться долг, пока неясно, так как связаться с Рудницким до сих пор не удалось.
"Если посмотреть на результаты страхового рынка по региону, то даже в первой двадцатке есть несколько компаний, чьи совокупные сборы приблизились к выплатам. И понятно, что "на всех денег может не хватить", если экономика этих страховщиков будет развиваться в таком же направлении — тарифного демпинга, резкого и практически бесконтрольного роста убыточности, слабой кадровой и агентской политики", — говорит Дмитрий Большаков. При этом господин Большаков уверяет, что в "Ресо-Гарантия" накоплены надлежащие резервы, что позволяет компании привлекать группы продавцов с хорошими портфелями. И именно это, вместе с финансированием из центрального офиса на проекты "развития", позволило филиалу за девять месяцев 2009 года открыть в разных районах Петербурга порядка десятка офисов — агентств и представительств, и примерно половину этого числа — в Ленобласти.
Директор филиала ОСАО "Ингосстрах" в Санкт-Петербурге Андрей Александров также предрекает ряд банкротств страховых компаний, причиной которых станет демпинг. "К сожалению, страховая отрасль еще не преодолела все кризисные факторы, и игрокам рынка стоит ожидать дальнейшего передела долей в будущем году. Также можно прогнозировать дальнейшее развитие тенденции укрупнения рынка и ухода более слабых и менее крупных игроков", — говорит он, подчеркивая, что некоторые страховщики, стремясь увеличить объемы сборов и привлечь новых клиентов, предлагают потребителям необоснованно низкие тарифы, которые могут быть в разы ниже себестоимости страховой услуги. На фоне увеличения количества обращений за возмещением, только в секторе ДМС их стало больше на 25%, демпингующие страховщики получают меньшие объемы премий, что в итоге приводит к работе по принципу пирамиды. Большие объемы выплат осуществляются за счет меньших объемов поступлений, и в какой-то момент страховщик не сможет отвечать по своим обязательствам перед клиентами и осуществлять выплаты в полном объеме. Деятельность ряда подобных компаний в будущем году закончится банкротством, это логичный итог применения опасной политики.
Впрочем, более оптимистично настроена компания "Ренессанс Страхование". По мнению руководителя Северо-Западного дивизиона "Ренессанс Страхование" Павла Муретова, до конца года ухода заметных на рынке игроков не будет. Основная причина роста убыточности, например, в сегменте ОСАГО, по его мнению, — это девальвация рубля и связанный с ней рост стоимости ремонта автомобилей, а также снижение объемов сборов страховых взносов.
Амера КАРЛОС
Вся пресса за 23 ноября 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Управление, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|