Главбух,
22 февраля 2001 г.
Международные автомобильные перевозки 1168 просмотров
Ввозя товары из-за рубежа или, наоборот, экспортируя их, предприятия используют и морские суда, и железнодорожный транспорт, и даже самолеты. Но, как показывает статистика, основная часть грузооборота все же приходится на автомобильный транспорт. А некоторые виды грузов, например, мороженое, вообще перевозятся только многотонными фурами. Для организаций, занимающихся международными автомобильными грузоперевозками, действующим законодательством предусмотрено немало налоговых льгот. Правда, в хозяйственной деятельности перевозчиков есть операции, которые непросто отразить в учете. Например, приобретение запасных частей и ремонт автомобиля за рубежом. Об этом, а также о страховании гражданской ответственности перевозчиков, о других специфических особенностях их бухгалтерского учета и налогообложения мы расскажем в нашей статье.
*** Страхование рисков, связанных с грузоперевозками Гражданский кодекс РФ гласит, что перевозчик несет материальную ответственность за утрату или повреждение груза перед его владельцем. Согласно статье 796 Гражданского кодекса РФ, ущерб, причиненный при перевозке, возмещается: — в размере стоимости недостающего груза — в случае его утраты; — в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, — при его повреждении. При этом сумма причиненного ущерба рассчитывается исходя из цены, указанной в накладной. Наряду с возмещением ущерба за утраченный (поврежденный) груз перевозчик должен возвратить его владельцу провозную плату. Российское законодательство не обязывает перевозчиков страховать свою ответственность за сохранность груза перед его владельцем. Однако многие предприятия идут на это добровольно, для того, чтобы снизить возможные издержки при порче или утрате груза. Заключив договор со страховой компанией, они делают в учете проводку: Дебет 20 Кредит 65 — начислены платежи по договору страхования ответственности. Если же перевозчик применяет новый План счетов, то ему нужно сделать такую проводку: Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты по страхованию ответственности» — начислены платежи по договору страхования ответственности. Но вот, предположим, наступил страховой случай — то есть груз поврежден или утрачен. Страховая компания проводит расследование. Установив причину повреждения (пропажи) груза и размер ущерба, она выплачивает перевозчику страховое возмещение. Но она может и отказать в выплате, например при умышленной порче груза или же если причиной повреждения стало стихийное бедствие. А уменьшают ли платежи по страхованию ответственности перевозчика его налогооблагаемую прибыль? Как мы уже сказали, данный вид страхования не является обязательным. Согласно Положению о составе затрат, расходы перевозчиков на добровольное страхование своей ответственности (как гражданской, так и профессиональной), а также имущества принимаются в целях налогообложения только в пределах установленной нормы. Эта норма составляет 2 процента от объема реализуемой продукции предприятия за отчетный период. Что же следует понимать под объемом реализуемой продукции? В Положении о составе затрат об этом ничего не сказано. Мы считаем, что объем реализуемой продукции — это вся выручка предприятия, включая и налог на добавленную стоимость. Однако в ряде регионов налоговые органы требуют, чтобы предприятия рассчитывали нормативную величину расходов на страхование, применяя показатель выручки без НДС. И хотя эта позиция достаточно спорна, нельзя знать точно, какую позицию займет арбитражный суд. Как определить сумму расходов на добровольное страхование, которую можно включить в себестоимость для целей налогообложения, рассмотрим на условном примере.
Пример 1 В январе 2001 года ООО «Карго-интер» (грузоперевозчик) застраховало свою ответственность за порчу груза, который оно перевозило, перед его владельцем. Сумма страховой премии равна 50000 руб. Выручка ООО «Карго-интер» за I квартал 2001 года составила 3600000 руб. (в том числе НДС — 600000 руб.). В учете ООО «Карго-интер» были сделаны следующие проводки: Дебет 20 Кредит 65 — 50000 руб. — начислены расходы по страхованию риска ответственности; Дебет 65 Кредит 51 — 50000 руб. — оплачена страховая премия. Рассчитаем нормативную величину расходов на страхование за I квартал 2001 года. Выполняя требование налоговой инспекции, бухгалтер ООО «Карго-интер» применил показатель выручки без НДС: 3000000 руб. х 2% = 60000 руб. 50000 руб. < 60000 руб. Поскольку величина расходов на страхование за I квартал 2001 года меньше их нормативной величины, корректировка балансовой прибыли не производится.
В новом Плане счетов — счет 65 «Расчеты по личному и имущественному страхованию» не предусмотрен. В апреле 2001 года ООО «Карго-интер» застраховало принадлежащие ему автомобили. Сумма страховой премии составила 80000 руб. Выручка ООО «Карго-интер» за II квартал 2001 года — 2400000 руб. (в том числе НДС — 400000 руб.). В учете ООО «Карго-интер» были сделаны следующие проводки: Дебет 20 Кредит 65 — 80000 руб. — начислена страховая премия по страхованию автомобилей; Дебет 65 Кредит 51 — 80000 руб. — оплачена страховая премия. Нормативная величина расходов на страхование за первое полугодие 2001 года составит: (3000000 руб. + 2000000 руб.) х 2% = 100000 руб. Сверхнормативная величина расходов на страхование будет такова: 80000 руб. + 50000 руб. — 100000 руб. = 30000 руб. Балансовая прибыль за первое полугодие 2001 года должна быть увеличена для целей налогообложения на 30000 руб. Эта сумма указывается по строке 4.1 «к» Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета налога от фактической прибыли за первое полугодие 2001 года. Если ООО «Карго-интер» с 1 января 2001 года применяет новый План счетов, то при начислении страховых взносов бухгалтер сделает такие проводки. В I квартале 2001 года: Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты по страхованию ответственности» — 50000 руб. — начислена страховая премия по страхованию риска ответственности; Дебет 76 субсчет «Расчеты по страхованию ответственности» Кредит 51 — 50000 руб. — оплачена страховая премия. Во II квартале 2001 года: Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты по страхованию имущества» — 80000 руб. — начислена страховая премия по страхованию автомобилей; Дебет 76 субсчет «Расчеты по страхованию имущества» Кредит 51 — 80000 руб. — оплачена страховая премия. Отметим, что договор страхования риска ответственности перевозчика за порчу или пропажу груза в любом случае считается заключенным в пользу его владельца (п. 3 ст. 931 Гражданского кодекса РФ). Причем это правило действует, даже если перевозчик и страховая компания в тексте договора указали иное. Поэтому расходы по компенсации причиненного ущерба перевозчик может отразить в своем учете одной из следующих проводок: Дебет 65 Кредит 76 субсчет «Расчеты с грузовладельцем» — отражена сумма причиненного ущерба или же (если он применяет новый План счетов): Дебет 76 субсчет «Расчеты по страхованию ответственности» Кредит 76 субсчет «Расчеты с грузовладельцем» — отражена сумма причиненного ущерба. В случае если суммы полученного страхового возмещения не хватило для покрытия ущерба, то перевозчик компенсирует его самостоятельно. В его учете эта операция отражается следующей проводкой: Дебет 80 Кредит 76 субсчет «Расчеты с грузовладельцем» — отражена сумма ущерба, не компенсируемая страховой компанией. Если же перевозчик применяет новый План счетов, то данная проводка будет выглядеть так: Дебет 99 Кредит 76 субсчет «Расчеты с грузовладельцем» — отражена сумма ущерба, не компенсируемая страховой компанией.
АБРАМОВА Н., АЛТЫННИКОВА И.
Вся пресса за 22 февраля 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Учет и отчетность, Страхование грузов, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|