Итоги,
14 декабря 2009 г.
Пожарный порядок 669 просмотров
"Скоро придут новогодние праздники, и, помяните мое слово, в первую декаду января ежедневно в пожарах будет погибать в среднем сто человек. Хотел бы ошибиться, но едва ли", говорит один из создателей МЧС, вице‑спикер Совета Федерации Юрий Воробьев.
Вице-спикер Совета Федерации Юрий Воробьев, долгое время проработавший первым заместителем министра по чрезвычайным ситуациям России, вместе с Сергеем Шойгу, по сути, с нуля создававший МЧС в его нынешнем виде, анализирует причины последних ЧП и призывает не увлекаться поиском крайних, а взглянуть на проблему безопасности в целом.
- На языке вертится фраза про жареного петуха, опять пребольно клюнувшего нас, но после Перми любые ассоциации, связанные с огнем, кажутся сомнительными…
- Да, случилась беда, ставшая в ряд с другими тяжелыми событиями последних месяцев. Это и авария на Саяно-Шушенской ГЭС, и взрывы на армейских складах в Ульяновске, и теракт на железной дороге в Новгородской области. Как ни прискорбно, пермская трагедия выделяется на фоне прочих лишь количеством жертв.
- Вот и говорят, что ЧП в ночном клубе - стечение обстоятельств, но не случайных, а заданных системой управления страной. Вся Россия, как та хромая лошадь…
- Не люблю огульных обобщений. Крайности редко способствуют поиску правильного решения. На мой взгляд, сейчас надо не голову пеплом посыпать или в спешном порядке назначать крайних, а всерьез озаботиться проблемами безопасности. И в масштабах не одного конкретного региона, а всего государства.
- К слову, последовавшие оргвыводы с добровольными отставками и принудительными увольнениями оказались на этот раз непривычно жестки.
- Виновные обязаны нести персональную ответственность. Тут двух мнений быть не может.
- Вас не удивляет, что главный государственный инспектор Пермского края по пожарному надзору Владимир Мухутдинов вместе с несколькими подчиненными отстранен приказом министра Шойгу от должности, хотя еще месяц назад он же был назван лучшим по профессии в Приволжском округе?
- Вы так спрашиваете, словно с отечественной историей не знакомы. Вспомните, что случилось с делегатами "съезда победителей", проходившего в Москве в 1934 году. Через несколько лет большинство его участников были репрессированы и погибли в ГУЛАГе. В нашей стране все возможно… Речь не о том, чтобы максимально сурово наказать кого-то за конкретный случай. И уж, конечно, дело не в пиротехнике. Вспыхнуть могло от спички или неисправной электропроводки. Люди все равно самостоятельно не выбрались бы из клуба, где не оказалось нормального аварийного выхода и средств пожаротушения. Таких или похожих заведений по стране тысячи. Пожар приключился в Перми, а мог и в любом другом городе. В конце концов, бензин тоже горит и даже взрывается. Прикажете теперь на машинах не ездить? Самое простое - посадить несколько человек и отчитаться, дескать, меры приняты. Карать, безусловно, необходимо, но нельзя ограничиваться лишь этим. Увы, показательной публичной поркой порой стараются прикрыть глобальные системные недостатки. Значит, и в будущем ничего не изменится к лучшему. Важно не только повинные головы рубить, но и сделать правильные выводы. Повторяю, серьезный разговор о безопасности давно назрел.
- Собственно, за этим к вам и пришел.
- Вы в курсе, что во всем цивилизованном мире функционирует отлаженная система страхования рисков? Страховые компании собирают взносы, параллельно вкладывая значительные средства в науку и создание современных технологий, добиваются принятия нормативных актов, способствующих всестороннему снижению рисков. Иначе деятельность страховщиков попросту окажется неэффективной.
- А у нас? В квартире газ?
- С фейерверком в подвальных помещениях… Мы по-прежнему часто уповаем на вечное русское авось или ждем, что проблемой озаботится кто-то другой. Такая жизненная философия складывалась на протяжении столетий, но отношение пора менять. Лишь сочетание трех степеней ответственности может обеспечить безопасность - со стороны государства, общества и лично каждого человека. Обеспечить, хотя и не гарантировать, поскольку не все можно предусмотреть или отвратить… Так вот. Несколько лет назад МЧС подготовило законопроект об обязательном страховании ответственности перед третьими лицами. И что же? Он до сих пор не принят Госдумой. Да, есть закон, касающийся ответственности авиаперевозчиков. После случая с "Невским экспрессом" правительство рассматривает вариант обязательного страхования гражданской ответственности любых перевозчиков за причинение вреда пассажирам. Однако глобального документа по-прежнему нет.
- О чем конкретно речь, Юрий Леонидович?
- Допустим, предприниматель решает построить в центре города АЗС. Собирает необходимые бумаги, получает разрешения. При этом никто не может заставить его страховать риски. Является ли бензоколонка, расположенная в жилом массиве, объектом потенциальной угрозы техногенной катастрофы? Безусловно. Кто будет отвечать, случись что? Государство! Правильно ли это? На мой взгляд, нет. По действующему Гражданскому кодексу нельзя принудить человека застраховать свою жизнь или, скажем, имущество. Это добровольный выбор каждого. Но когда речь идет о третьих лицах? В данной ситуации необходима обязательная ответственность. Страховая компания, которой в случае ЧП придется производить выплаты пострадавшим, никогда не подпишет договор, если усомнится в надежности гарантий безопасности, предоставляемых вероятным клиентом. Разумеется, это касается не только заправочных станций или других опасных при эксплуатации объектов, но и тех же ночных клубов, ресторанов, прочих мест массового скопления людей. Тогда окажутся задействованы объективные рыночные механизмы: одна сторона будет заинтересована застраховать ответственность по наименьшим тарифам, через независимых экспертов доказав безопасность бизнеса и предлагаемых услуг, вторая же - получить надежных клиентов, которые не доведут страховой случай до необходимости выплат.
- Кто динамит закон?
- Конкретные фамилии не назову. Скажу лишь, что после ЧП на Саяно-Шушенской ГЭС я писал экспертное заключение, предлагая вернуться к отложенному вопросу и поскорее принять закон. Вроде какое-то движение в Думе началось, хотя понятно, что у документа есть не только сторонники, но и сильные противники. Это те, кому не хочется платить за причиненный ущерб. Дескать, пусть государство разбирается, так проще и привычнее. Но дело ведь не в одних деньгах. Мы говорим о безопасности предприятий и организаций, а значит, людей, там работающих или оказавшихся в силу обстоятельств.
- Предпринимателей тоже можно понять. Они обложены оброками, постоянно находятся между молотом и наковальней. Государство призывает не кошмарить бизнес, при этом гарант Конституции до приговора называет взятых под арест в Перми людей "безответственными мерзавцами"…
- Трудно сдержать эмоции, когда узнаешь, что из-за чьей-то безалаберности или расхлябанности погибли ни в чем не повинные люди. Не сомневаюсь, суд будет руководствоваться буквой закона и объективно определит меру ответственности каждого. Я шестнадцать лет проработал в корпусе российских спасателей, много всякого повидал на веку, но так и не привык к чужой боли. С этим нельзя смириться. Особенно, если всему виной не стихия, над которой человек порой не властен, а преступная халатность.
- Поэтому ваш бывший начальник Шойгу и призывает в десять раз повысить максимальную сумму штрафа за нарушение требований пожарной безопасности - до 200 тысяч рублей?
- Если вы про закручивание гаек, считаю, периодически нужно ужесточать меру наказания, чтобы люди ощущали в том числе и материальную ответственность за содеянное. Что такое десять или двадцать тысяч рублей штрафа для крупного ресторана? Час работы, а то и меньше. Сергей прав: суммы надо увеличивать. Хотя это, безусловно, не панацея. Знаете, чего особенно боюсь? Кампанейщины. Вот сейчас жгучий интерес к теме спадет, и вопросы безопасности снова отойдут на второй или третий план. До очередного ЧП. Пока опять не загорится, не взорвется, не утонет или не упадет. А так быть не должно. Скажу то, что, может, вас шокирует. Скоро придут новогодние праздники, и, помяните мое слово, в первую декаду января ежедневно в пожарах будет погибать в среднем сто человек. Плюс-минус. Хотел бы ошибиться, но едва ли, поскольку хорошо знаю статистику последних лет. Цифры меняются несущественно. Понимаете? Каждый день по сто жизней! Только не в одной "Хромой лошади", а по всей стране. Что ни год, на дорогах России гибнет свыше тридцати тысяч человек, пятнадцать-двадцать тысяч сгорает в огне, порядка восьми тысяч тонет. Подобные ЧП происходят ежедневно, но не попадают в поле нашего внимания, поскольку о единичных случаях в газетах не напишешь, в теленовостях не расскажешь. Общество возбуждается, когда гибель становится одномоментной и массовой. Вот скажите, не разыграйся трагедия в Перми, обратились бы вы ко мне за комментарием?
- Пресса реагирует на происходящее. Это совершенно естественно.
- Да, все правильно. Повышенное внимание привлекают именно масштабные беды. Но хорошо бы не игнорировать и рекомендации специалистов, которые заранее стараются обратить внимание на узкие места, не ждать, пока клюнет упоминавшийся вами петух. Я возглавляю экспертный совет при МЧС, в который входят более сорока академиков, членкоров, видных ученых, ведущих экспертов в своих областях знаний. Дважды в год мы даем развернутый анализ и прогноз, где и каких катаклизмов стоит ждать. Об этом же при любом удобном случае старается говорить и Сергей Шойгу. Всегда ли общество всерьез воспринимает наши слова? Принимаются ли на местах должные меры? Или же от рекомендаций МЧС легкомысленно отмахиваются, мол, спасатели опять пугают, страшилки рассказывают? У людей, к сожалению, короткая память, если это не касается их лично. До пожара в Перми практически каждый выпуск новостей начинался репортажем с места крушения "Невского экспресса", нынче об этом уже почти не говорят. А для меня первой железнодорожной катастрофой стало столкновение в 1992 году грузового состава с пассажирским поездом, следовавшим из Риги в Москву. Тогда погиб сорок один человек. Кто об этом сейчас вспомнит? На моей же памяти таких трагедий десятки. Всегда ратую за системный подход, лишь в этом случае можно рассчитывать, что трагедии не повторятся.
- Но тот же "Невский экспресс" взрывали дважды. В 2007-м обошлось, к счастью, без жертв. После ЧП приняли ряд решений, так сказать, по недопущению повторения. В частности, речь шла об оборудовании трассы Москва - Петербург системой видеонаблюдения. В итоге в ноябре 2009-го поезд пустили под откос в месте, где даже мобильная связь работала с перебоями и не оказалось нормальных подъездных путей.
- Нельзя по щучьему велению устранить все недостатки, которые копились на протяжении десятилетий. Нужны человеческие ресурсы, гигантские вложения в инфраструктуру. Где это взять? Конечно, и мне, и вам хотелось бы, чтобы все работало и не ломалось. Будем реалистами: чудеса случаются только в сказках. Я вот тут прочел предложение сделать в Москве тротуары и дороги с подогревом, как в Швеции. Замечательная идея! Город сразу станет чистым и красивым. Но осуществится ли эта идея? Так и с видеонаблюдением на железной дороге. Уверен, когда-нибудь придем и к этому. Но - не сегодня. Проблем накопилось столько, что их не исправить при жизни одного поколения. Вопрос надо ставить иначе: в том ли направлении движемся? Могу ответственно сказать: за последние полтора десятилетия Россия совершила значительный шаг в сторону построения надежной системы безопасности. Процесс поступательный, не все удается сразу, но главное, мы не стоим на месте. Поэтому меня охватывает ужас, когда слышу заявления политиков-популистов, призывающих разогнать действующую команду. Дескать, не справились, пусть уходят. Допустим! А кто придет взамен? Эти горлопаны? Да они умеют только кричать, а не работать!
- Вы про Жириновского, наехавшего на Шойгу и потребовавшего его отставки?
- В том числе. И не надо думать, будто защищаю друга. Сергей Кужугетович никогда не боялся брать ответственность на себя. И спрос с подчиненных у него поставлен на высшем уровне. Я проработал замом Шойгу шестнадцать лет, и за это время сменилось практически все руководство ведомства. Если человек переставал справляться с обязанностями, не тянул, его тут же просили с вещами на выход. Иначе не удалось бы добиться позитивных результатов. Я назвал вам количество людей, погибающих в России от пожаров. Верно, цифра велика, но стараниями МЧС она год от года снижается на шесть-семь процентов. После Перми в подобное трудно поверить, но таковы факты. Когда пожарные перешли в систему нашего министерства, мы много сил потратили, чтобы поменять их психологию, объяснив, что они не тушилы, а спасатели, и надо не только с огнем бороться, а стараться предотвращать ситуации, когда может полыхнуть. Жизнь каждого человека самоценна, это не пустые слова для тех, кто служит в МЧС. Профессионалами надо дорожить, чтобы любое последующее ЧП не застигло врасплох. А трагические происшествия будут, от этого никуда не деться. Созданная нами система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций просчитывает риски, дает специалистам рекомендации, но, повторяю, все не предусмотришь. Тем не менее готовиться к возможным катаклизмам нужно.
- И строить громоотводы, не дожидаясь, пока опять грянет.
- Креститься, кстати, тоже полезно. Удача в жизни необходима. Знаете, как говорят? На "Титанике" все были здоровы, да вот корабль налетел на айсберг…
Андрей ВАНДЕНКО
Вся пресса за 14 декабря 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Огневое страхование, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 20 декабря 2024 г.
Стало известно, когда за отсутствие полиса ОСАГО начнут штрафовать по камерам
|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 20 декабря 2024 г.
Курултай Башкирии внес проект о страховании инспекторов рыбоохраны в ГД РФ
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Защиту прав при заключении договоров страхования жизни усилят
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил законопроект о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
Средства застраховавших свою жизнь обезопасят на случай банкротства страховщиков
|
|
Известия Мордовии, Саранск, 20 декабря 2024 г.
Саранским аферистам, которые ради выплат ломали пальцы, пришлось вернуть деньги
|
|
Банковское обозрение, 20 декабря 2024 г.
Страховщики и экосистемы должны работать в формате win-win
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Доля десяти страховщиков-лидеров по показателю общих сборов за 9 месяцев увеличилась с 70,8% до 73,4%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Что такое онлайн-страхование и какие продукты страховщики предлагают детям?
|
|
Конкурент, Владивосток, 20 декабря 2024 г.
Цены уже изменились. Автомобилистов предупредили о нововведении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Продолжающийся рост финансирования судебных разбирательств в ЕС вызывает беспокойство
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Сельхозживотных застрахуют в случае гибели в стихию
|
|
Коммерсантъ, 20 декабря 2024 г.
Опасным объектам сократили премии
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|