Карьера,
13 января 2010 г.
Антигерои страхования 1632 просмотра
По статистике, 60% людей, причем как склонных к анархии россиян, так и законопослушных немцев или американцев, не видят ничего зазорного в том, чтобы надуть страховую компанию. Но и сами страховщики придумывают немало способов «относительно нечестного отъема денег».
Фальшивый полис
Самый распространенный вариант афер в страховом деле — всучить клиенту фальшивый полис. Суть аферы проста: мошенники отпечатывают бланки полисов какой-то известной страховой компании, подделывают ее печать и ловят доверчивых клиентов, подписывая с ними фальшивые страховые договоры и забирая первый страховой взнос «на месте». Подобный бизнес процветает, поскольку большинство россиян слабо разбираются в том, как отличить фальшивый полис от настоящего. Например, бланки полисов ОСАГО печатаются на бумаге зеленого оттенка с вкраплениями красных ворсинок, имеют металлизированную полоску белого цвета (как на купюрах) и кремово-желтую вставку, выпускаются под серией ВВВ, снабжены водяными знаками с эмблемой Российского союза автостраховщиков. Причем излишней доверчивостью страдают как частные клиенты, так и целые компании: зафиксированы случаи, когда целые предприятия «попадали» на фальшивых полисах добровольного медицинского страхования. Поэтому лучше всего при заключении договора со страховым агентом позвонить в офис страховой компании, убедиться, что такой агент действительно в ней числится, и сверить номер полиса.
Цена вопроса. Мошенник, выдающий себя за страхового агента и торгующий фальшивыми страховыми полисами, зарабатывает на каждой сделке 1-10 тысяч рублей. При более крупных суммах клиент, как правило, все же проверяет подлинность выписанного документа.
Буква закона. Липовый страховой агент может понести наказание по таким статьям УК, как 327 («Подделка документов» — от четырех месяцев до трех лет лишения свободы) и 159 («Мошенничество» — от штрафа до двух лет тюрьмы).
В выплате - отказать!
Еще один довольно частый вид мошенничества в страховом деле — всевозможные ухищрения, позволяющие страховой компании отказать клиенту в страховой выплате. Причем «авторами» всевозможных уверток могут быть как отдельные страховые агенты, так и менеджмент компании. Наиболее частый повод отказать в выплате — ссылка на то, что ваш полис оформлен некорректно. Например, если в полисе неправильно указаны технические характеристики вашего автомобиля (мощность двигателя или год выпуска) или ошибка в данных ваших личных документов (например, в номере паспорта), то полис будет считаться недействительным и в выплате вам откажут. Разумеется, клиент может заметить вкравшуюся неточность. Бравый агент на ваших глазах внесет исправления, но и это не застрахует вас от обмана: полис с исправлениями также считается недействительным. Кроме того, каждый полис, помимо оригинала, который остается у вас, обязан иметь дубликат, который агент уносит с собой и сдает в страховую компанию. Недобросовестный агент вполне может исправно и без помарок заполнить оригинал, а дубликат забрать с собой чистым, ссылаясь на нехватку времени (мол, потом, в офисе компании заполню). Это тоже примета мошенника — если помарки или неточности будут в дубликате, полис опять же будет признан недействительным. Еще одна возможность отказать в выплате — максимально усложнить страховой договор и внести в него такие пункты, которые позволят страховщику не возмещать вам ущерб в случае форс-мажора. Самый простой пример: вашу машину угнали, и вы требуете выплаты по полису КАСКО. И тут выясняется, что по договору вы обязались ночью хранить автомобиль на охраняемой стоянке, а угнан он был от вашего подъезда. Все, выплаты вы не увидите.
Цена вопроса. Равна той сумме страховых взносов, который клиент внес за «безнадежную» страховку.
Буква закона. Страховые агенты и компании, пользующиеся подобными ухищрениями, не несут никакой ответственности.
Страховой откат
Частый вид мошенничества в страховом бизнесе — сговор менеджеров страховой компании и страхуемого объекта. В этом случае объект страхуется по изначально завышенной цене, а топ-менеджер страхуемой компании получает классический «откат». В редких случаях может быть и обратный вариант: «откат» получает сотрудник страховой компании или ее оценщик, наоборот, за заниженную сумму страхоки.
Цена вопроса. До миллионов рублей.
Буква закона. Если коррумпированные менеджеры-рейдеры не подделывают при проведении подобных афер каких-либо документов, то привлечь их к ответственности довольно затруднительно.
Задним числом
Одна из самых распространенных жульнических схем в страховом деле — оформление полиса задним числом. Тут уже страдает не клиент, а сама страховая компания. Мошенник устраивается в какую-либо страховую компанию и через знакомых или сайты объявлений начинает искать людей, только что понесших какой-нибудь ущерб, предлагая задним числом оформить страховой полис именно на этот форс-мажорный случай и взыскать со страховой компании деньги. Несмотря на избитость приема, эта схема до сих пор действенна. Причина проста: как правило, страховые агенты, вооружившись пачкой полисов и выходя «в народ», сдают отчетность и сборы не каждый день, а раз в неделю или еще реже. Соответственно, у мошенника есть возможность оформлять полисы задним числом и сдавать их в компанию. Конечно, страховые компании борются с этим, составляя «черные списки» заподозренных в нечистой игре агентов, но общей базы данных по страховым жуликам пока нет.
Цена вопроса. Обычно в таких аферах жулики берут «комиссию» в размере половины от полученной клиентом страховой выплаты (до 30-40 тыс. рублей). При больших размерах выплаты оформление полиса, как правило, проверяется опасности компании более тщательно, и афера не проходит.
Буква закона. Страховой агент, работающий «задним числом, отвечает по статье УК 159 «Мошенничество» (от штрафа до двух лет тюрьмы). Причем если службе безопасности страховой компании удастся доказать факт преступного сговора, то по той же статье будет отвечать и клиент. Любопытно, что большинство россиян, согласно данным опросов, до сих пор пребывают в уверенности, что попытки обмануть страховую компанию преступлением не являются.
Подготовил Ян АРТ.
Вся пресса за 13 января 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое мошенничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
4 июля 2025 г.

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 4 июля 2025 г.
Изменение методики расчета не дает права на новый иск к страховщику — кассация

|
|
МК в Питере, 4 июля 2025 г.
Страховка — не повод нарушать: как в Петербурге защищают пользователей электросамокатов от аварий и травм

|
|
Рязанские ведомости, 4 июля 2025 г.
В Рязанской области выплаты по европротоколу увеличатся

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 4 июля 2025 г.
Авито Авто выяснил, что знают россияне об ОСАГО

|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 4 июля 2025 г.
С опозданием перевели в Екатеринбург: пациентка взыскала с больницы 500 тысяч рублей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июля 2025 г.
IAIS выпустила прикладной документ по управлению ИИ и климатическими рисками в страховании

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июля 2025 г.
KBW прогнозирует замедление роста тарифов в страховании в 2025 году

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 4 июля 2025 г.
Двойные выплаты по ОСАГО: какие условия нужно соблюсти с 5 июля

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июля 2025 г.
Gallagher Re: рынок перестрахования стал выгоднее для страховщиков

|
|
piter.tv, 4 июля 2025 г.
Средняя выплата по ОСАГО в Петербурге выросла на 13%

|
|
Клерк.Ру, 4 июля 2025 г.
Максимальное возмещение по европротоколу вырастет до 200 тысяч рублей с 5 июля 2025

|
|
Новости Воронежа, 4 июля 2025 г.
Как оформить аварию без инспектора и получить выплату по ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июля 2025 г.
В Корее растёт интерес к содержанию домашних животных, но страхование остаётся непопулярным

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июля 2025 г.
Японские страховщики жизни повышают доходность полисов на фоне роста процентных ставок

|
|
UzDaily.uz, 4 июля 2025 г.
TBC Uzbekistan выходит на страховой рынок с запуском цифровой компании TBC Sug‘urta

|
|
СенатИнформ, 4 июля 2025 г.
В СФ предложили страховать гражданскую ответственность владельцев собак

|
|
Костромские ведомости, 4 июля 2025 г.
Костромичи получили от страховщиков почти 900 тысяч рублей

|
Остальные материалы за 4 июля 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|