Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия FINNEXT Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Мой район, Москва, 18 февраля 2015 г.

Полис ОМС теперь можно заказывать через интернет

Заявку на его получение нужно оставлять на сайте Единой медицинской информационно-аналитической системы. После подачи заявки с клиентом свяжется страховщик и объяснит, когда и где можно будет забрать готовый полис. [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Финансы, 12 марта 2001 г.

Проблемы финансовой устойчивости операций по страхованию автотранспортных средств в России
3867 просмотров

1. Основа финансовой устойчивости страховщиков
Ст. 25 Закона РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации” предусматривает, что “основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также системы перестрахования”. Однако страховая практика и, в частности, данные финансовой отчетности работы страховщиков позволяют дополнить перечень факторов, обеспечивающих финансовую устойчивость страховых организаций. К ним можно отнести: достаточный собственный капитал; страховые резервы (включая технические резервы); положительные результаты инвестиционной политики; использование в необходимых случаях системы перестрахования; эффективную тарифную политику.
К собственному капиталу страховщика относятся уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль. Минимальный уровень уставного капитала, необходимого для начала деятельности, установлен законодательно. Но значение его и других собственных средств не уменьшается и тогда, когда страховщик действует на рынке длительное время. Их роль в обеспечении финансовой устойчивости текущей деятельности страховщика при этом не менее важна, чем роль страховых резервов. Ведь даже самый точный расчет страховых резервов является только предположением, а деятельность страховщика постоянно подвергается опасностям, связанным с колебаниями убыточности. Собственные средства могут быть использованы для покрытия расходов по страховым выплатам при недостатке средств страховых резервов и текущих поступлений страховых взносов.
Одним из важных критериев оценки финансовой устойчивости страховщиков является соответствие размеров их собственных капиталов объему принятых обязательств. Согласно ст. 27 Закона РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, “для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами”. Утвержденной Приказом Росстрахнадзора от 30 октября 1995 г. № 02-02/2.0 “Инструкцией о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков” предусмотрено, что для обеспечения платежеспособности размер свободных активов страховщика, исчисленный как разность между общей суммой активов (А) и суммой его обязательств (О), должен соответствовать нормативному размеру (Н):
А=О>=Н
Та же ст. 27 Закона “Об организации страхового дела в Российской Федерации” обязывает страховщиков, принявших обязательства в объемах, превышающих возможность их выполнения за счет собственных средств и страховых резервов, застраховать у перестраховщиков риск, связанный с исполнением соответствующих обязательств. В развитие этого требования Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными Приказом Росстрахнадзора 19 мая 1994 г. № 02.-02/08., предусмотрено: “Максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10% собственных средств страховщика”.
Как видим, у страховщика помимо страховых резервов должен быть еще один инструмент обеспечения надежности — определенный уровень активов, свободных от обязательств, т.е. страховые компании должны обеспечивать превышение своих активов над взятыми перестрахователями финансовыми обязательствами.
Страховые резервы — один из самых главных факторов финансовой устойчивости страховых компаний. Они отражают величину не исполненных на данный момент обязательств страховщика по заключенным им со страхователями договорам. Важно, чтобы размер страховых резервов полностью покрывал размер предстоящих выплат по действующим договорам страхования. Для определения их размера требуется тщательный анализ операций страховщика и проведение соответствующих математических расчетов. Отчисления в страховые резервы должны производиться строго в соответствии с установленными нормативами, предусмотренными при расчете тарифных ставок по видам страхования и утвержденными страховыми организациями в порядке, определенном в учредительных документах страховщика.
Резервы бывают техническими, предназначенными для выполнения обязательств страховщиков при наступлении страхового случая, и свободными, которые формируются для покрытия непредвиденных затрат. В обязательном порядке страховщики формируют: резерв незаработанной премии; резерв заявленных, но неурегулированных убытков; резерв произошедших, но не заявленных убытков. Относительно необязательным является формирование резерва катастроф и резерва колебания убыточности. Кроме того, страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению наступления несчастных случаев, возможных причин утраты или повреждения застрахованного имущества.
Сложность расчетов размера необходимых резервов состоит в том, что перед страховщиками обычно стоит проблема определения оптимальности страховых резервов. Под достаточностью страховых резервов понимается адекватность их структуры и размеров принятым страховщиком обязательствам по договорам страхования. Поэтому оценивать страховые резервы с точки зрения их достаточности следует исходя из характера и размеров операций, осуществляемых страховщиком. Но, в любом случае резервы как минимум должны быть покрыты адекватными активами. Поскольку страховые резервы представляют собой кредиторскую задолженность, большой их размер при условии, что резервы адекватны обязательствам по договорам страхования, будет говорить о финансовой устойчивости страховщика при наличии еще как минимум двух условий — оптимального их размещения и пропорциональности объему собственных средств.
Инвестиционная политика страховых компаний. Инвестирование страховщиком временно свободных средств должно достаточно жестко регулироваться государством, поскольку страхователи объективно лишены возможности контролировать, насколько умело страховая компания распорядится предоставленными ей средствами и не поставит ли она под угрозу выполнение обязательств по договорам страхования.
Право страховщиков инвестировать страховые резервы и другие средства было закреплено ст. 26 Закона РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации”. Законодательство предусматривало, что инвестирование временно свободных средств страховых резервов, фондов, а также доходов, остающихся в распоряжении страховщиков после уплаты налогов, должны производиться на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. При этом не допускалось использование средств страховых резервов для: заключения договоров займа (кредитных договоров) с физическими и юридическими лицами; заключения договоров купли-продажи; приобретения акций и паев товарных и фондовых бирж; вложения в интеллектуальную собственность.
Размещение средств страховых резервов, во-первых, должно было гарантировать их сохранность; во-вторых, по возможности оберегать их от обесценения в связи с развитием инфляционных процессов. Одновременно, учитывая специфику страхования, при инвестировании временно свободных средств страховая организация, постоянно и в течение длительного периода времени обеспечивающая страховую защиту, должна была стремиться к стабильности своего предприятия, а не к краткосрочной выгоде.
Августовский кризис 1998 г., основательно потряс не только финансовую, но и страховую систему страны. Этому в значительной мере способствовало то, что Департамент страхнадзора рекомендовал часть временно свободных средств инвестировать в ГКО.
Финансовый кризис существенно повлиял на структуру использования инвестиционных активов страховых организаций.
Минфин РФ (22 февраля 1999 г. за № 16н) утвердил новые Правила размещения страховщиками страховых резервов, сохранив основные требования, предъявляемые к страховщикам при размещении ими страховых активов — диверсификация, возвратность, прибыльность и ликвидность. Однако перечень активов, которые могут быть использованы в качестве страховых резервов, существенно изменился. В него входят: государственные ценные бумаги РФ; субъектов РФ; муниципальные ценные бумаги субъектов Федерации; муниципальные ценные бумаги; векселя банков; акции, облигации и жилищные сертификаты, кроме перечисленных выше; инвестиционные паи ПИФов; инвестиционных фондов; банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами; сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления; недвижимое имущество; доля перестраховщиков в страховых резервах; денежная наличность; денежные средства на счетах в банках и некоторые другие.
Наряду с этим в покрытие страховых резервов не принимаются акции, вклады и доли в уставном капитале страховщиков. При этом активы, принимаемые в покрытие страховых резервов, не могут служить предметом залога или источником уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта (поручителя). Государство предъявляет теперь более жесткие требования к качеству активов, обеспечивающих страховые резервы.
В целях соблюдения принципа диверсификации установлены определенные структурные соотношения активов и страховых резервов. Так, стоимость государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг не должна превышать 30% суммарной величины страховых резервов. Или предусматривается ограничение вложений страховщика в один объект в пределах 10% от суммарной величины страховых резервов.
Принятая в России система государственного регулирования размещения активов страховых организаций близка к европейским стандартам. Однако понадобится определенное время, чтобы она стала работать эффективно на российском страховом рынке.

ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ
Стоимость отдельных объектов страхования (в том числе и средств транспорта) достигает значительных сумм. Прием на страхование таких объектов также представляется опасным для финансовой устойчивости страховщика угрожают не только крупные риски, но и кумуляция их. Возникает необходимость в перестраховании.
При этом встает вопрос: какую долю риска оставлять на собственном удержании? Ведь необходимо, с одной стороны, учитывать размеры капитала страховщика, а с другой — размеры максимально возможного убытка.
Основные формы перестрахования:
1) перестрахование на базе эксцедента суммы — страховщик полностью принимает на себя ответственность за возмещение ущерба в пределах всей страховой суммы по застрахованному объекту, однако эксцедент, т.е. превышение страховой суммы над собственным удержанием страховщика, передается перестраховщику;
2) перестрахование на базе эксцедента убытка — перестраховщик участвует в компенсации части страховой выплаты, осуществленной страховщиком только тогда, когда такой убыток при наступлении одного страхового случая превысит обусловленную договором перестрахования сумму. Такой договор обычно заключается в отношении всех договоров одного вида страхования, заключенных прямым страховщиком;
3) перестрахование на базе эксцедента убыточности покрывает не отдельные убытки страховщика, а по всему портфелю договоров, имеющемуся у цедента по данному виду страхования;
4) квотное перестрахование — страховщик передает перестраховщику согласно единому и заранее установленному процентному соотношению, т.е. квоте, все принятые на страхование риски по какому-либо виду страхования. Страховые выплаты, распределяются между участниками перестрахования в той же пропорции, в которой между ними была распределена страховая сумма.
Перестрахование в современных условиях — необходимое условие обеспечения финансовой устойчивости и нормальной деятельности любого страховщика вне зависимости от размера его собственного капитала и страховых резервов.

ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА.
Оптимизация тарифной политики страховщика также актуальна с точки зрения обеспечения его финансовой устойчивости.
Страховой тариф, или брутто-ставка, состоит из нетто-ставки и нагрузки. Нетто-ставка служит для формирования страхового фонда. Нагрузка предназначена для финансирования расходов на ведение дела, включена и доля прибыли. Именно правильное определение нетто-ставки гарантирует обеспечение финансовой устойчивости страховщика. Однако в настоящее время, когда многие страховые компании существуют еще в течение незначительного срока, практически каждая из них сталкивается с проблемой определения не только нетто-ставки, но и (в связи с инфляцией и непредсказуемой налоговой политикой) брутто-ставки. Это связано также с недостаточностью статистических данных либо с их недостоверностью. Обычно в таких случаях ставки устанавливаются по аналогии с другими страховыми компаниями и далее корректируются на основе собранной в результате страхового процесса информации.
Консолидация российских страховщиков позволила бы им с максимальной эффективностью проводить целенаправленные исследования, опираясь на разработки отечественных и зарубежных специалистов.
В современных условиях, когда страхование (в том числе транспортных средств) проводится многими компаниями, размер тарифной ставки становится одним из элементов конкуренции, которая, в свою очередь, стимулирует страховщиков к снижению тарифов для привлечения страхователей. Однако тариф должен учитывать сложившийся уровень убыточности на рынке, чтобы принятый риск мог быть без труда передан в перестрахование. Значительное отклонение тарифных ставок от их объективных основ способно привести к невозможности выполнения обязательств перед страхователями. Завышение же размеров страховых тарифов ведет к излишней уплате страхователями страховых взносов, т.е. нарушению принципа эквивалентности во взаимоотношении сторон в страховании.
 Рассмотренные выше факторы, влияющие на финансовую устойчивость страховщика, являются основными и общими для всех страховых компаний, занимающихся любыми видами страхования (исключением не являются и страховые организации, осуществляющие страхование средств транспорта).

2. Пути уменьшения вероятности наступления страховых случаев по страхованию авто-каско в России
Как известно, значительная доля страховых случаев приходится на угоны.
Наибольшее число угонов пришлось на 1992-1995 гг., когда удельный вес убыточности страховой суммы по угонам в общей сумме убыточности по всем страховым случаям составил от 32% (в 1994 г.) до 50% (в 1995 г.).
При этом следует иметь в виду, что размер страховой выплаты по угону почти всегда значительно превышает выплаты по любому другому риску, так как выплачивается, как правило, целиком страховая сумма.
Несмотря на то, что в последующие годы кривая по угонам поползла вниз и стали больше находить ранее угнанный транспорт (в 1996 г. в Москве было найдено 3210 угнанных автомобилей, а в 1997 г. — 4502) , угоны по-прежнему остаются острой проблемой для страховщиков. Поэтому разработка надежных противоугонных систем и обеспечение ими автомобилей страхователей продолжает быть одним из наиболее эффективных путей сокращения числа этих преступлений. Следует также ужесточить требования к условиям хранения транспортных средств (ночная охраняемая стоянка, гараж).
Существуют специализированные преступные группировки, которые через подставных лиц страхуют дорогие иномарки, а затем угоняют их и получают страховое возмещение. По данным Российской ассоциации страховщиков наземных транспортных средств “Тандем”, “10% всех страховых выплат, производимых отечественными страховщиками, уходит к страхователям-мошенникам” .
Ассоциация была учреждена по инициативе страховых компаний “АСТРАВАЗ”, “АВИКОС” и Военно-страховой компании в январе 1997 г. с целью создания единой базы данных по застрахованным автомобилям и страховым случаям как самих страховщиков, так и органов ГИБДД и таможни, чтобы исключить случаи двойного страхования, обезопасить страховщиков от недобросовестной конкуренции, предотвратить случаи страхового мошенничества, а следовательно, снизить убыточность транспортного страхования. Далеко не все страховые компании, занимающиеся страхованием средств транспорта, стали членами ассоциации, а для эффективной борьбы со страховым мошенничеством необходимо объединяться и сотрудничать с органами правопорядка, чтобы объединенными усилиями разоблачать страхователей-мошенников, совершающих самоподжоги, самоугоны и получающих при этом страховые выплаты.
Анализ затрат по автострахованию дал возможность страховщикам выявить многочисленные факты необоснованных выплат. Так, обычно резко завышается оценка стоимости ремонта средств транспорта, попавших в ДТП, которую дают так называемые “независимые эксперты”. Реальные затраты превышаются в несколько раз. Поэтому страховые компании должны создать свои ремонтные мастерские и специальные службы эвакуации автомашин с места аварии. Это даст возможность значительно снизить размер выплат страхового возмещения и, своевременно эвакуировав застрахованную машину и отремонтировав ее, вернуть клиенту с гарантией качества произведенного ремонта.
Для осуществления такого страхования клиенту предлагается: 1) наклеить на стекло автомобиля логотип, полученный от страховщика; 2) при наступлении страхового случая позвонить по указанному телефону и вызвать эвакуатора, который доставит пострадавший автомобиль в ремонтную мастерскую. При этом со страхователя снимаются все хлопоты по оформлению аварии, предоставляется полное юридическое обеспечение.
Подобной практики придерживается СК “Солидарность”, СПК “Прогресс М” и некоторые другие страховые компании . Для уменьшения количества необоснованных выплат необходимо также решить вопрос о правовом статусе автостоянок. В большинстве своем они не являются юридическими лицами, а значит, в случае происшествий на этих стоянках (например, угона, пожаров на их территории), даже при явном наличии вины охранников, они не несут ответственности за причиненный автомобилям ущерб. В результате страховым компаниям приходится производить выплаты по застрахованным автомобилям и, несмотря на наличие виновника происшествия, они не имеют юридической основы для подачи в необходимых случаях регрессных исков.
Как уже отмечалось, превентивной мерой по уменьшению числа страховых случаев является также использование франшизы, достаточно широко распространенной за рубежом. Франшиза применяется и отечественными страховыми компаниями.
Меры, направленные на поддержание финансовой устойчивости страховой организации, можно объединить в систему управления рисками, т.е. целенаправленных действий по максимальному ограничению и предупреждению того или другого риска (риск-менеджмент). С позиции страховщика и страхователя цели управления риском идентичны — устранить или ограничить возможности повреждения или утраты имущества, избежать телесных повреждений или гибели человека. Однако между их экономическими интересами существуют определенные противоречия: страхователь, основываясь на личном восприятии вероятности наступления страхового случая, далеко не всегда стремится заключить договор страхования и потратить на это определенную сумму денежных средств. А страховщик, как правило, наоборот, стремится расширить свой страховой портфель за счет заключения новых договоров и освоения новых видов страхования. Для устранения этих противоречий служит один из важнейших принципов страхования — сбалансированность сумм поступающих страховых платежей с размерами страховых возмещений и нормальной рентабельностью страховщика.
Для страхователя управление риском важно прежде всего потому, что разумные меры предвидения позволяют снизить вероятность наступления страхового случая, хотя она (вероятность) все равно нулевой не станет, а значит, неблагоприятное для страхователя событие все-таки может произойти.
Процесс управления рисками включает в себя анализ риска, контроль риска, финансирование риска. Анализ риска подразумевает определение и оценку рисков с точки зрения вероятности их наступления и с точки зрения их серьезности (реального ущерба, который они нанесут в случае наступления). Контроль риска включает в себя меры, направленные на снижение вероятности возможного риска, исключение или попытку его избежать, а также уменьшение серьезности риска в случае его наступления. На этапе финансирования риска страховая компания должна решить вопрос о том, как покрыть финансовый ущерб от рисков, которые не могут быть контролируемыми на допустимом уровне. Главная цель финансирования риска заключается в распределении его стоимости во времени так, чтобы смягчилось финансовое давление, под которым окажется страховая организация в случае появления серьезных убытков. Проблема обычно решается либо за счет созданных резервов, либо путем перестрахования.
Управление рисками при имущественном страховании (в том числе и транспортных средств) позволяет установить оптимальный уровень тарифных ставок, определить реальную необходимость в перестраховании, снизить часть претензий. А все эти факторы в комплексе и являются залогом финансовой устойчивости страховщика.
В эффективном решении проблемы управления риском применительно к страхованию авто-каско немаловажное значение имеет стоимость затрат на его осуществление. Например, вероятность угона автомобиля существует всегда, но если вы ставите его на охраняемую стоянку да плюс к этому установили противоугонные устройства, то вероятность угона значительно снижается.
Безусловно, эти мероприятия требуют определенных затрат, и иногда значительных. Так, цены на противоугонные устройства могут приближаться к стоимости подержанных автомобилей. Следовательно, страхователю выгодно искать некий оптимум, при котором затраты на снижение риска разумно соотносятся с самим снижением. В противном случае страхователь, вкладывая средства и увеличивая стоимость объекта (автомобиля), может получить совершенно неадекватное снижение риска.
Обычно страховые компании учитывают проведенные владельцем превентивные мероприятия и либо снижают размер страхового платежа, либо просто не принимают автомобиль к страхованию без противоугонных устройств. Таким образом, управление риском начинает осуществляться еще до заключения договора страхования.
Существуют, однако, возможности управления риском и в процессе действия договора страхования. Допустим, водитель, не имеющий достаточного опыта вождения, застраховал свой автомобиль от повреждения. Затем пошел на специальные курсы вождения и приобрел соответствующий опыт. В этом случае страховщик делает клиенту скидку при заключении следующего договора страхования. Затраты на обучение окупаются также экономией средств и сил, затраты которых при устранении последствий ДТП весьма значительны. Безусловно, меры принимаемые страхователем для снижения вероятности наступления страхового случая, должны быть выгодны ему. Но есть предел, который определяется затратами на эти мероприятия и реальным снижением вероятности неблагоприятного события. Поэтому, выбирая способы управления риском, страхователь должен просчитать возможные варианты своей превентивной деятельности и выбрать наиболее приемлемые в данных условиях.
Снижение вероятности наступления страхового случая также полностью соответствует интересам страховщика. Если срок действия договора страхования истек, а страховое событие не произошло, то платеж остается у страховщика и является его доходом. Если же страховщик был вынужден платить страховое возмещение, для него это чистые убытки. Поэтому при автостраховании, например, на случай угона страховщик, как правило, только тогда заключает договор, когда клиент осуществит ряд противоугонных мер.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность страховщиков, предусматривают формирование специального резерва предупредительных мероприятий, предназначенных для финансирования мер по предупреждению ДТП, утраты или повреждения застрахованных средств транспорта. Отчисления в резерв определяются исходя из размера тарифной ставки, и, следовательно, эти суммы уже закладываются при заключении договора страхования. Фактически страховщик заставляет страхователя снижать вероятность наступления страхового случая. Если же страхователь этого не делает, то страховщик может или вовсе не заключать с ним договор страхования или расторгнуть уже заключенный, если риск страхового случая повышается по вине страхователя.
Поскольку страховщик тоже несет определенные затраты на снижение риска наступления страхового события и эти затраты увеличивают размер страхового платежа, то страховая услуга становится дороже и, следовательно, выглядит для страхователя менее привлекательной. Отсюда поиск оптимального соотношения между затратами на управление риском и стоимостью услуги. Если страховая сумма по заключенному договору невелика, то выбор даже неоптимального решения не приведет к заметным материальным потерям у страховщика. Но при страховании крупных рисков суммы, потраченные на их снижение, могут оказаться значительными. Поэтому для каждого страховщика также важно найти наиболее оптимальную стратегию управления риском.
Рынок автомобильных сигнализаций и противоугонных систем в настоящее время перенасыщен. Владельцам автомобилей предлагаются десятки и сотни моделей на любой вкус и кошелек, от простейшего набора концевых выключателей за 30-50$ до многофункциональной системы стоимостью в несколько тысяч долларов. Выбор остается за автовладельцем: полностью положиться на дорогостоящую сигнализацию либо прибегнуть к помощи страховых компаний, но при этом оптимизировав свои затраты с учетом своих возможностей.

3. Развитие нормативной базы страхования
В Российской Федерации нет специальных законодательных актов, регулирующих автотранспортное страхование, включая страхование самих транспортных средств (авто-каско), грузов, ответственности перевозчика и владельцев транспортных средств.
Договоры страхования на территории России заключаются в рамках законодательных норм, регулирующих имущественное страхование и страхование гражданской ответственности.
Конкретные условия автострахования содержатся в правилах различных страховых обществ. Анализ указанных правил и практика их применения обнаруживают незавершенность правового обеспечения страховых отношений в области автострахования. Законодательством, например, не урегулирован вопрос о том, какие основные положения могут включать в себя правила и условия автострахования, какова их нормативная ответственность. В связи с этим в ряде случаев названные условия и оговорки у отдельных страховщиков выходят за пределы допустимого круга общепринятых страховых отношений.
Зачастую в условиях страхования недостаточно точно определены права страхователя и обязанности страховщика по выплате страхового возмещения. Так, страховщик по закону обязуется при наступлении страхового случая выплатить обусловленное страховое возмещение, условия же страхования устанавливают довольно широкий перечень обстоятельств (так называемых страховых санкций), когда такая обязанность страховщика не только не наступает, а, наоборот, возникает возможность отказать в выплате возмещения при наступлении страхового случая. Кроме того, объем обязательств страховщика нередко сокращается из-за введения дополнительных санкций в действующие условия страхования, а размер страхового платежа при этом не изменяется. В механизме применения страховых санкций у различных страховщиков не всегда прослеживается единая позиция в определении степени вины страхователя (застрахованного) в связи с наступлением страхового случая. Так, одинаковая санкция — отказ в выплате страхового возмещения — необоснованно применяется к неравнозначному по степени вины поведению страхователя либо выплата производится при совершении страхователем действий, в которых его виновность выше, чем действия, за которые у других страховщиков предусмотрен отказ в выплате. Отсутствие в страховом договоре четких экономических принципов взаимоотношений участников страхования создает в ряде случаев условия, при которых исполнение страховщиками своих обязательств передается на их собственное усмотрение.
Претензии страхователей к страховщикам также зачастую вызваны отсутствием в договоре страхования четкого определения содержания страхового случая. Применяемые в практике определения этого важнейшего страхового понятия, с которым связаны основные экономические интересы участников договора страхования, не всегда разработаны достаточно четко и зачастую не отвечают требованиям правоотношений сторон.
Страхование должно обеспечивать имущественный интерес физических лиц, если это не противоречит интересам общества, а обстоятельства, с которыми связывается возникновение интереса у страхователя, отвечать принципам страхования. Иными словами, страхователь должен быть правомочен по своему усмотрению определять объект страхования и строго определенные страховые события, с которыми он связывает охрану своего имущественного интереса.
Важной частью правил и условий страхования должна быть ответственность страховщика по полному и своевременному исполнению возложенных на него обязанностей по договору страхования. Страховщики должны брать на себя производство всех действий, связанных с решением вопросов о выплатах по обязательствам. При этом (в перспективе) страхователь должен иметь право при нарушении страховщиком договорных условий предъявлять страховой компании иск о компенсации морального ущерба.
Надлежащее обслуживание страхователей в течение срока действия договора страхования должно помимо того включать в себя: консультации по различным вопросам, связанным со страхованием, контроль за изменениями степени риска по договору, оказание содействия в ремонте транспортных средств, пострадавших в ДТП, предоставление страховщиком транспортных средств на время ремонта, своевременное напоминание страхователю о наступлении сроков уплаты очередного взноса и перезаключения договора и т.п.
Наиболее полному удовлетворению страховых потребностей отвечало бы также нормативное закрепление в правилах и условиях страхования принципа исключительности неисполнения страховщиком обязанности по выплате страхового возмещения. Основу отказа в выплате должны составлять лишь действия страхователя, вследствие которых наступили страховые события, совершенные им умышленно и только в ряде конкретных случаев — по грубой неосторожности. Следовало бы нормативно закрепить также случаи, когда страховая защита не осуществляется полностью или частично, если страховые события наступили при совершении страхователем иных неправомочных действий, при этом без применения санкций, а посредством исключений таких событий из объема страхового случая и, следовательно, из размера ставки страховой премии.
Важным моментом взаимоотношения сторон при страховых обстоятельствах является их эквивалентный характер: обязанность страхователя производить в целях создания страхового фонда установленный договором страховой платеж, а обязанность страховщика — выплачивать пострадавшим обусловленное страховое возмещение. Предполагается также закрепление целевого назначения страховых фондов и способов поддержания эквивалентности их размера объему обязательств страховщика, например, путем установления предельного уровня рентабельности каждого вида страхования. Дело в том, что, как показывает анализ, размеры тарифных ставок у многих страховщиков превышают уровень, необходимый для покрытия своих обязательств, финансирования накладных расходов, формирования резервов и получения разумной прибыли. Это объясняется в основном недостатком опыта и профессиональной подготовки страховщиков, а часто также их стремлением получить максимальную прибыль. Между тем зарубежные компании получают основные доходы за счет выгодных инвестиций.
Высокая рентабельность страховых операций является основанием для создания общественного мнения об их спекулятивном характере, что сужает возможности охвата страхового поля. В основе должно быть примерное равенство между суммой собранных взносов и выплатами страхователям за так называемый тарифный период. Для этого надо точно определить степень риска. При этом надлежащее выполнение договорных обязательств предполагает соответствующее исполнение их обеими сторонами. Однако иногда устанавливаются слишком неравные условия для страхователя и страховщика, что на практике ведет к неправомерным отказам и длительным задержкам в выплате страхового возмещения страхователям. Поэтому представляется необходимым установить более четкий порядок имущественной ответственности страховщика, например, в форме стимулирующей санкции, штрафа за фактический и моральный ущерб, причиненный страхователю. В спорных случаях следует, на наш взгляд, прибегать не только к судам, но и к страховым арбитрам, предусматриваемым в договорах страхования, так как суды и органы Госарбитража иногда слишком перегружены и отказывают в исках страхователям по спорам, возникающим в сфере страховых отношений в связи с отсутствием четкого законодательного регулирования правил и условий страхования.
Как показывает опыт, экономический эффект дает расширение условий страхования. Так, например, можно было бы проводить страхование в целом по всему парку транспортных средств страхователя. Такой порядок позволяет концентрировать средства страхового фонда, оптимизировать его размер и снизить страховые платежи. При расчетах размеров возмещения убытков от ДТП следует учитывать и упущенную выгоду пострадавших лиц. При страховании “авто-каско” следовало бы в случае ремонта транспортных средств после ДТП предусмотреть возмещение страхователю не только фактического ущерба, но и ущерба морального, а также снижение качественных характеристик автомобиля. Такая мера явилась бы не менее важной, чем прямое денежное возмещение убытков. При этом страховании, естественно, следует широко применять франшизу.
Уровень франшизы не должен быть особенно высок, поскольку в противном случае страхователи были бы вынуждены создавать дополнительные специальные фонды для возмещения убытков по объектам, не охваченным страхованием.
Кроме того, необходим и ряд государственных мер, направленных на стимулирование развития страхования в стране. В частности, целесообразно введение ряда видов страхования в обязательной форме. Помимо ныне существующих, таких как медицинское страхование, страхование пассажиров, налоговых работников, военнослужащих и др., должны быть введены и некоторые виды обязательного страхования гражданской ответственности, прежде всего страхования гражданской ответственности владельцев средств транспорта.
Актуальность обеспечения платежеспособности и устойчивости страховых компаний вытекает, с одной стороны, из появления на страховом рынке большого числа страховых компаний, многие из которых по своим финансовым возможностям вызывают сомнения с точки зрения их надежности, а с другой — из общей неустойчивости экономического положения страны и роста преступности, приводящих к увеличению числа страховых событий и росту убытков от них.
Видимо, следует предусматривать уставный фонд страховых компаний при их лицензировании исходя из примерного объема страховых операций по проекту бизнес-плана с тем, чтобы уставный фонд покрывал не ниже 10-15% портфеля страховых рисков.
Существующие нормативы Росстрахнадзора для получения лицензии на страховую деятельность определяют взаимосвязь между страховой премией и собственными средствами страховой компании, под которыми понимаются уставный фонд и нераспределенная прибыль. Но данные нормативы, возможные и приемлемые при лицензировании, когда страховая компания не должна еще проводить страховых операций, вряд ли без изменений можно использовать при анализе уже функционирующих страховых компаний, поскольку они не учитывают средств страховых резервов. Между тем, как показывает опыт зарубежных, да уже и отечественных страховщиков, резервы значительно превышают размеры собственных средств и являются основным гарантом устойчивости страховой компании. Поэтому данные нормативы, на наш взгляд, должны учитывать и наличие страховых резервов у страховой компании.
Как известно, одним из наиболее существенных условий договора страхования является определение размера и формы оплаты страхового платежа. Отлаженная система валютного страхования тоже могла бы сыграть роль стабилизирующего фактора. Между тем валютное законодательство и законодательство о страховании не дают однозначного определения правил, которые следует применять при установлении этого условия договора.
Законодательного урегулирования требуют многие вопросы, возникающие в процессе формирования и размещения страховых валютных резервов, использования превентивных фондов.
Следует также признать, что, даже если российским страховщикам будет разрешено страховать определенные интересы резидентов в валюте, проблема утечки валюты за рубеж не будет решена: недолгий период становления страховых организаций России не позволил им сформировать страховые валютные резервы, достаточные для перестрахования крупных валютных рисков на отечественном страховом рынке. Пользуясь услугами международных брокеров, российские страховщики вынуждены перестраховывать валютные риски у зарубежных перестраховщиков, принимая на себя самую малую часть риска, а зачастую оставляя себе комиссионные.
В свете проблемы финансовой устойчивости весьма остро встал вопрос и о подготовке профессиональных страховщиков, страховых брокеров, аудиторов, специалистов по “управлению рисками”, диспашеров, аварийных комиссаров и других специалистов. В полной мере относится это и к страхованию автотранспортных средств. Дело в том, что специалистов в этой сфере следует готовить не только в финансовых вузах, но и в технических, где помимо знаний по организации и ведению страхового дела они получат также специальные знания в области, например, транспортной техники, которые необходимы при ее оценке, установлении причин и последствий ДТП, определении размеров ущерба.
Важную роль в деле дальнейшего развития страховой отрасли играет государство, которое с помощью различных рычагов и стимулов (законодательства, льгот, налогообложения и т.п.) оказывало бы влияние на формирование страхового рынка применительно к западноевропейским и американским стандартам.

4. Страхование в условиях инфляции
Важным условием финансовой устойчивости страховых операций, является способность страховщиков адекватно реагировать на дестабилизирующие (политические, экономические, экологические и др.) внешние факторы, в частности такие, как инфляция.
Инфляционный процесс в первую очередь оказывает воздействие на соответствие страховых резервов обязательствам страховщика. При этом важную роль играет состав страхового портфеля и выбранный страховщиком тип распределения риска, которые во многом определяют возможность сохранения постоянства пропорций между обязательствами и резервами страховой организации.
В рисковых видах страхования (автотранспортных средств, принадлежащих гражданам; страхование имущества юридических лиц; домашнего имущества и др.) инфляция по-разному влияет на оценку объекта. Например, более быстрыми темпами растет стоимость недвижимости, транспортных средств (особенно автомобилей). Это меняет стоимостную структуру страхового портфеля по рисковым видам имущественного страхования.
Одновременно инфляция, являясь одним из признаков политической и экономической нестабильности общества, оказывает определенное влияние на объем и структуру убытков. Например, вследствие ухудшения криминогенной обстановки, угоны транспортных средств становятся настоящим бичом для владельцев автомобилей.
Отрицательно на финансовые результаты автострахования в условиях инфляции и экономической нестабильности в стране влияет также отсутствие средств на поддержание в хорошем состоянии автомобильных дорог. По этой причине растет число страховых случаев и связанных с этим выплат страхового возмещения за последствия дорожно-транспортных происшествий.
Потери, связанные с инфляцией, несут и страхователи и страховщики. При росте аварийности автотранспортных средств повышается убыточность страховой суммы, что влияет на экономическую эффективность проведения рассматриваемого вида страхования. Для страхователей большое значение имеет соответствие между размерами ущерба и выплачиваемым страховым возмещением.
При этом экономическая эффективность автотранспортного страхования определяется совокупностью конкретных услуг, предоставляемых страхователям (чем шире и разнообразнее их перечень, тем более полно будут удовлетворяться потребности страхователей) и фактически полученными суммами возмещения в сопоставлении с затратами на страхование.
Уровень эффективности страховой защиты определяется также исходя из перечня объектов, подлежащих страхованию, объема ответственности страховщика, быстроты (срок) выплаты страхового возмещения, соотношения между платежами и выплатами  (с учетом льгот (скидок), предоставляемых страхователям).
При росте убыточности страховой суммы оценка объекта страхования и обусловленные ею страховые платежи, начисленные на день заключения договора, в условиях инфляции не соответствуют реальной оценке объекта, пострадавшего в результате страхового события, и сумме страхового возмещения, подлежащего выплате. В этих условиях рост резервов по рисковым видам страхования должен идти опережающими темпами, что может быть сделано за счет инвестиционного дохода страховщика, который, в свою очередь, также находится под определенным воздействием инфляции.
К методам ослабления отрицательного воздействия инфляции на страхование следует отнести: новацию страховых договоров с учетом индекса инфляции; применение в страховании индексации страховых взносов (пропорционально индексу инфляции) и увеличение страховой суммы по договору; заключение договора в иностранной валюте, имеющей стабильность, либо с так называемой “золотой” оговоркой, в которой размер страхового взноса и страховой суммы определяется по курсу золотого сертификата или биржевой цены золота.
Существует и такой метод устранения последствий инфляции и повышения заинтересованности страхователей, как предоставление им права на долю прибыли страховщика, полученной от инвестирования страховых платежей. Эта система довольно широко используется западноевропейскими и американскими страховщиками. В указанных случаях страховой полис не только защищает интересы страхователя, но и имеет функции, присущие акциям, — сбережение и накопление средств.
Трудности возникают в случаях, когда понесенные убытки в результате инфляции с течением времени обретают тенденцию к увеличению. Поэтому в указанных случаях, учитывая интересы страхователей, необходимо выплачивать более высокие суммы страхового возмещения. Возможность такого решения зависит, в частности, от того, когда определяется сумма страхового возмещения: при подаче страхователем заявления об убытке или при его оплате.
Чем более длительный срок заявленные убытки остаются неоплаченными страховщиком, тем больше они подвержены влиянию инфляции. Особенно заметно это при ДТП за рубежом: размер возмещения находится в прямой зависимости от уровня цен в стране. Страховой тариф в момент заключения договора и размер полученных страховых платежей не будут соответствовать сумме возмещения, которую придется оплатить страховщику.
Совершенно очевидно, что в условиях инфляции, чем дольше убытки остаются неоплаченными, тем труднее определить их возросшую конечную величину. Но даже при сравнительно разумных сроках ликвидации убытков бывает весьма сложно произвести оценку предстоящих выплат в связи с непредсказуемостью индекса инфляции, а тем более при увеличении цен на различные компоненты, являющиеся составной частью ущерба (например, по убыткам, связанным с ДТП — запчасти, стоимость ремонта и т.д.).
Как показывает практика, страховые резервы российских страховых компаний составляют 50-70% от суммы взносов. Согласно действующему законодательству страховые фирмы должны не менее 80% средств страховых резервов инвестировать на территории России. До августовского кризиса 1998 г. страховым компаниям было запрещено использовать средства страховых резервов для заключения кредитных договоров, договоров купли-продажи, приобретения акций и паев товарных и фондовых бирж, а также вложения в интеллектуальную собственность. Страховые организации обязаны были инвестировать не менее 10% средств страховых резервов в государственные и муниципальные ценные бумаги и держать не менее 5% этих средств на расчетном счете в банке. ГКС и золотые сертификаты также могли быть использованы в качестве объекта вложения резервных средств. Таким образом, ограничения были связаны с установлением предельной доли страховых резервов, инвестируемых в тот или иной актив.
На практике, однако, инвестициям в недвижимость, негосударственные ценные бумаги и другим правам участия страховые компании предпочитали размещение денежных средств на депозитах в коммерческих банках. В условиях высокой инфляции страховые фирмы были заинтересованы в увеличении доли страховых резервов, инвестируемых в валютные ценности, и считали заниженными их предел в 10% от величины страховых резервов. В отличие от промышленно развитых стран, в России основной доход страховые компании получали (да и сейчас получают) от страховых операций, а не от инвестиционной деятельности. Около 50-70% страховых взносов в конечном итоге остается в распоряжении страховой компании, в то время как в западных странах страховые выплаты по автострахованию примерно равны страховым взносам.
Одним из методов эффективного использования страховых резервов в условиях инфляции и необходимости их высокой ликвидности, учитывая вероятность наступления страхового случая, являлась передача денежных средств страховщика в так называемую доверительную собственность наиболее надежным и крупным банкам. В этом случае банк открывал страховщику инвестиционный счет в рублях или эквивалент в СКВ по курсу ММВБ, с определенным сроком размещения (например, 12-14 дней).
Основные преимущества инвестиционного счета по сравнению с традиционным депозитом заключались в следующем:
1. Договор между клиентом и банком заключался на любой срок в днях. Такая гибкость условий объяснялась тем, что банк мог менять тактику размещения средств даже в течение дня, учитывая конъюнктуру и изменения, происходящие на финансовом рынке.
2. Клиент мог досрочно снять со счета в банке всю сумму вклада или ее часть. При этом он не терял процентов по базовой ставке, оговоренной в договоре между банком и клиентом.
3. Проценты по базовой ставке и доход от средств, переданных в управление банку, могли выплачиваться как в конце срока договора, так и периодически.
Заключение подобных договоров представляло особый интерес для тех, кто, не имея непосредственного доступа на финансовый рынок, нуждался в банке в качестве посредника для операций, например, на рынке государственных краткосрочных облигаций.
При заключении договора банк оговаривал с клиентом разовую ставку дохода, которая составляла у банков высшей степени надежности до 18% в год в валюте. В случае превышения этой ставки дополнительными доходами от управления банком средствами клиента вся дополнительная прибыль распределялась между банком и клиентом в установленной договором пропорции.
Располагая крупными, в отличие от страховщика, ресурсами и опытом работы на финансовом рынке, банк обеспечивал определенное время эффективное использование средств страховщика в наиболее доходных сегментах рынка, защищая страховые резервы от инфляции. Таким образом, инвестиционные счета не только гарантировали процентную ставку выше обычного банковского депозита, но и сохраняли капитал и возможность при необходимости выплачивать страховое возмещение за счет средств, накопленных на инвестиционных счетах или за счет банковского кредита.
После кризиса 1998 г. положение на российском финансовом рынке изменилось. Были затронуты и основы банковской и страховой систем. Многие банки и компании обанкротились, а оставшиеся до сих пор ищут способы выживания. Определенную роль здесь сыграло и не совершенство государственного страхового надзора, перед которым стоит много серьезных проблем, требующих решения.

ШЕВЧУК В.


  Вся пресса за 12 марта 2001 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регулирование, Автострахование, Управление риском

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 10.00 (голосовало: 1 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Текущая пресса

18 февраля 2025 г.

Прецедент ТВ, Новосибирск, 18 февраля 2025 г.
«Прийти оформить «полюса»: безграмотные мошенники звонят новосибирцам под видом страховых агентов

korins.ru, 18 февраля 2025 г.
Глава НСИС Николай Галушин рассказал, почему компания отказалась от идеи покупки полиса страхования киберрисков

Казахстанский портал о страховании, 18 февраля 2025 г.
Геополитическая нестабильность, изменение климата и революционные технологии — главные опасения актуариев в США

Казахстанский портал о страховании, 18 февраля 2025 г.
Страховщики призывают ЕС включить Solvency II в процесс оптимизации устойчивого развития

Казахстанский портал о страховании, 18 февраля 2025 г.
Пробел в защите от лесных пожаров в Калифорнии требует изменений и реформы регулирования

IT Channel News, 18 февраля 2025 г.
Jusan Garant использует искусственный интеллект для обслуживания клиентов из Китая

Sputnik Армения, 18 февраля 2025 г.
ЦБ Армении предупредил о предлагающих ОСАГО мошенниках

Коммерсантъ, 18 февраля 2025 г.
По европротоколу в РФ оформили почти 824 тыс. мелких аварий

Российская газета, 18 февраля 2025 г.
Популярный инструмент накопления: Россияне стали активнее страховать жизнь

Ведомости, 18 февраля 2025 г.
Чего ждать на рынке страхования жизни в 2025 году

Российская газета, 18 февраля 2025 г.
Таксистам разрешат страховать пассажиров на короткий срок


17 февраля 2025 г.

ТАСС, 17 февраля 2025 г.
За 2024 год общие сборы КАПИТАЛ LIFE увеличились на 16% и составили 24,7 млрд рублей

Финмаркет, 17 февраля 2025 г.
В Госдуму в ближайшее время может быть внесен проект налоговых льгот по страхованию жизни

Autonews.ru, 17 февраля 2025 г.
Где в России ездят самые аккуратные водители. Топ-10 регионов

ПРАЙМ, 17 февраля 2025 г.
Сборы СК «Сбербанк Страхование жизни» за 2024 г выросли в 3,84 раза, до 1,1 трлн руб

Вечерняя Москва, 17 февраля 2025 г.
Профессиональная ответственность

ТАСС, 17 февраля 2025 г.
В Музее Москвы откроется раздел об истории столичной финансовой системы


  Остальные материалы за 17 февраля 2025 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт