Коммерсантъ,
6 апреля 2001 г.
Дума подстраховалась
685 просмотров
Вчера был неожиданно принят в первом чтении законопроект об обязательном страховании ответственности автовладельцев — не прошло и пяти лет после первого внесения его в Госдуму. Когда он вступит в силу, в России исчезнут разборки на дорогах — за все дорожно-транспортные происшествия будут платить страховщики. Они же, впрочем, больше всех и заинтересованы в этом законе, поскольку он гарантирует им стабильный приток минимум $1 млрд в год.
В Европе осталось всего две страны, не имеющих закона о страховании автогражданской ответственности, — Россия и Армения. И еще вчера казалось, что эта ситуация изменится очень не скоро. Пять лет обсуждения в Думе принесли законопроекту "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" репутацию одного из самых непроходных (см. справку). Тем более что в СССР аналогичный законопроект, впервые представленный на суд законодателей в 1924 году, так и не стал законом. Однако вчера депутаты проправительственных фракций все же сломили сопротивление главных критиков закона — коммунистов и аграриев. Закон набрал 51,3% голосов и вышел на второе чтение. Кстати, разработчики вчера очень гордились этой цифрой, демонстрирующей, с их точки зрения, конечный успех их закона — именно 51,3% набрал президент на выборах. "Это очень важный и нужный закон для России, — заявил "Ъ" один из разработчиков проекта, зампред банковского комитета Владимир Тарачев. — Наконец мы расстанемся с дремучестью и станем наравне с цивилизованными странами". По его словам, в мире только 8% автомобильного парка находится вне системы обязательного страхования и более 5% приходится на Россию. По приблизительным подсчетам депутатов, приобщение к цивилизованному миру обойдется 60 млн российских автовладельцев в 24 млрд рублей в год. За страховку, по оценке депутатов, им придется выложить чуть больше стоимости заправки бака "Жигулей" — порядка 400 рублей. Насколько эта оценка окажется верной, сказать сложно — сейчас подобная страховка стоит около 2500 рублей. При таких расценках страховщики смогут рассчитывать уже на $5 млрд в год. В законе, кстати говоря, тарифы не указаны — их будет устанавливать страхнадзор. Правда, ему придется ориентироваться на минимально возможные взносы — в противном случае большой части автовладельцев страховка будет просто не по карману.
Согласно законопроекту, определенная договором страхования сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить потерпевшим аварию убытки, должна быть не менее 400 тыс. рублей. Предельная величина страховой выплаты в части возмещения ущерба здоровью составляет 160 тыс. рублей (если пострадал один человек), по возмещению вреда имуществу — 120 тыс. рублей (если разбита одна машина). Если же в ДТП пострадало больше одного человека, то суммы увеличиваются до 240 тыс. (и это максимальная выплата по возмещению ущерба здоровью) и 160 тыс. рублей (на ремонт машины).
Собирать взносы с владельцев получат право страховщики, имеющие хотя бы одно представительство в каждом субъекте федерации и не получавшие нареканий от страхнадзора в течение последних двух лет. Для компаний законом установлен предел доходности в 5%. За счет оставшихся средств они обязаны формировать резервы на выплаты. Большинство участников страхового рынка, опрошенных вчера "Ъ", восприняли принятие законопроекта с восторгом. Ведь он гарантирует страховщикам внушительный и стабильный приток средств населения. Были и другие мнения. "После первого года работы закона у страховщиков пройдет эйфория. Показатели убыточности по автострахованию на Западе зашкаливают за 80%", — заявил "Ъ" президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Впрочем, если страховщик обанкротится, автовладелец все равно сможет получить деньги. Дополнительным гарантом будет служить Федеральный автотранспортный гарантийный фонд (ФАГФ), который будет платить пострадавшим в случаях банкротств, а также в случае, когда виновник ДТП скрылся с места аварии. Проект по автострахованию вносит изменения и в закон "О безопасности дорожного движения". Теперь автовладелец, не застраховавший ответственность, не будет иметь права садиться за руль. За отсутствие на лобовом стекле страховой карточки ГИБДД будет штрафовать на сумму от 0,5 до 1 МРОТ. Второе чтение проект пройдет осенью, и если он снова будет одобрен, к концу года его примут окончательно. В действие он тогда вступит 1 января 2002 года.
Долгая дорога в Думу Впервые о необходимости обязательного страхования автовладельцев в СССР заговорили еще в 1924 году, затем к нему возвращались в начале 80-х. В России написанием текста закона вплотную занялись в 1996 году. Однако рубеж первого чтения он никогда пересекал. В 1998 году его отклонили в первом чтении. В марте прошлого года он опять не прошел первого чтения. За это время проект неоднократно переписывался. Уточненных редакций было четыре. Переломным моментом в судьбе "автогражданки" разработчики считают сентябрь прошлого года. Тогда на парламентских слушаниях был зачитан проект заключения правительства с замечаниями. В результате текст закона снова основательно переписали, и он получил положительное заключение правительства.
ГРИШИНА Т.
Вся пресса за 6 апреля 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|