Русский фокус,
30 января 2002 г.
Роль медицинских страховых компаний должна измениться 865 просмотров
Андрей Резников, генеральный директор компании медико-социального страхования "Энергогарант":
— Несмотря на существующие различия, системы медицинского страхования в большинстве стран схожи — они предусматривают параллельное существование программ обязательного (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС). Соотношение между обязательным и добровольным страхованием определяется в первую очередь позицией государства в отношении оплаты различных видов медицинской помощи. Расчеты, проведенные зарубежными специалистами, показывают, что в настоящее время система здравоохранения, основанная на обязательном медицинском страховании, наиболее эффективна с точки зрения соотношения цены и качества медицинских услуг. Тогда как система США, где широко используется частная оплата медицинских услуг в сочетании с широко развитой системой коммерческого добровольного медицинского страхования, требует общественных затрат в размере до 14% ВНП; экономически развитые страны Европы с системой обязательного медицинского страхования при аналогичном качестве медицинских услуг тратят на здравоохранение 6-8% ВНП. Внедрение системы обязательного медицинского страхования началось в России в 1993 г. С тех пор достигнуты определенные успехи в налаживании системы учета медицинских услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями, введены в действие стандарты оказания медицинской помощи, регламентированы многие вопросы деятельности страховых компаний и медучреждений. Однако принципиальное решение основных задач системы здравоохранения, а именно: оптимизация процессов оказания медицинской помощи, повышение ее качества — пока не найдено. Очереди в поликлиниках и стационарах, злоупотребления, невнимательность и некомпетентность медперсонала остались. В решении этих вопросов краеугольным камнем является прежде всего формирование достаточного уровня финансирования медицины, без которого невозможно развитие материально-технической базы, повышение квалификации медицинского персонала, достижение заинтересованности каждого врача в результатах своего труда. Изыскать дополнительные финансовые возможности для развития медицинских учреждений возможно только сократив объем медицинских услуг, оказываемых за счет средств ОМС, и направив сэкономленные средства на достижение нормального уровня финансирования медицинского обслуживания. Понятно, что просто сократить объем базовой программы ОМС невозможно: это привело бы к дальнейшему ухудшению качества медицинской помощи, нарушило бы сложившуюся систему социальных гарантий. Ориентируясь на сохранение достигнутого уровня гарантий малоимущим и среднеобеспеченным слоям населения, стремясь не допустить дальнейшего ухудшения положения в здравоохранении, необходимо разработать и внедрить дифференцированную программу медицинского страхования. Сэкономленные в результате средства должны быть направлены на повышение цен на медицинские услуги в системе ОМС. Параллельно должна осуществляться поддержка развития системы ДМС, причем с использованием преимущественно базы государственной (или муниципальной) системы здравоохранения. Когда государственные обязательства по оказанию населению бесплатной медицинской помощи необходимого объема и качества не обеспечены в полной мере финансовыми ресурсами, когда правительство России ставит вопрос о сужении программ государственных гарантий в области здравоохранения, роль ДМС в обеспечении социальной защиты населения существенно повышается. Развитие ДМС (как альтернатива широко распространенной сегодня прямой оплате медицинской помощи пациентом или его работодателем на основе прямых договоров с медицинскими учреждениями) должно решить две очень важные проблемы. С одной стороны, это формирование стабильного потока финансовых средств в медицинские учреждения при условии их строгого учета и контроля. Не менее важна и другая задача — организовать поток пациентов в медицинские учреждения, гарантировав им необходимый объем и качество медицинской помощи. Функции страховой организации не сводятся к простой передаче денег от фондов ОМС в медицинские учреждения. В настоящее время именно страховые организации являются носителями наиболее полной информации об экономической эффективности работы больниц и поликлиник, поскольку они, выбирая партнеров среди лечебно-профилактических учреждений, осуществляют постоянный мониторинг рынка медицинских услуг. Имеющиеся у страховщиков опыт и информация должны использоваться в работе органов управления здравоохранением, например, по перепрофилированию нерентабельных медучреждений и внедрению новых технологий. В мировой практике страховые организации участвуют в планировании объемов и структуры оказываемой медицинской помощи. Для того чтобы этот процесс был по-настоящему эффективным у нас, на мой взгляд, необходимо соблюдение нескольких условий. Первое из них — интеграция всех средств (а не только средств ОМС), направляемых на здравоохранение в страховых компаниях, занимающихся ОМС. Система, контролирующая только 30% консолидированного бюджета здравоохранения, не может влиять на эффективность использования этого бюджета. Второе условие — обязательное использование подушевого норматива для страховых компаний. Без этого страховщик превращается в "транслятора" средств от фондов ОМС в лечебные учреждения. Третье — страховые компании хотя бы частью своих средств должны нести финансовую ответственность за возможные отклонения фактических расходов от запланированных. В ближайшее время в Думу будет внесен законопроект, который после его принятия позволит повысить уровень социальной защиты в связи с заболеваниями и утратой трудоспособности граждан за счет повышения управляемости системами социального страхования и улучшения уровня их финансовой обеспеченности. Для реализации этой цели сегодня предлагается объединение двух фондов с целью сформировать единую систему обязательного медико-социального страхования (ОМСС). Такое объединение диктуется единством задач, связанных с заболеваниями, и более конкретно — взаимосвязью профилактики, лечения, реабилитации и выплаты пособий по нетрудоспособности. Законопроект предусматривает более высокую степень централизации управления и финансирования объединенной системы ОМСС по сравнению с действующей системой ОМС. Предлагается сформировать Федеральный фонд обязательного медико-социального страхования путем слияния Федерального фонда ОМС и Федерального фонда социального страхования. В Федеральном фонде ОМСС будут аккумулироваться: часть единого социального налога, уплачиваемая работодателями на обязательное медицинское и социальное страхование; часть единого налога на вмененный доход, направляемая на цели обязательного медицинского и социального страхования. Законопроект определяет, что страховщиками по обязательному медико-социальному страхованию являются Федеральный фонд обязательного медико-социального страхования и страховые медицинские организации. Таким образом гражданам обеспечивается право выбора страховой медицинской организации, что создает условия для их конкуренции.
Ведущая рубрики — Юлия КИРЮХИНА
Вся пресса за 30 января 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Обязательное медицинское страхование, Добровольное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
14 апреля 2025 г.

|
|
Парламентская газета, 14 апреля 2025 г.
За что призывника могут уволить из армии

|
|
Сахалин и Курилы, 14 апреля 2025 г.
Многодетная бывшая жена погибшего на СВО сахалинца вернет 1,3 млн рублей выплат

|
|
Известия, 14 апреля 2025 г.
От цессии до цессии: водители получают иски на сотни тысяч за старые ДТП

|
|
Известия, 14 апреля 2025 г.
Полисы движения: в 2025 году в РФ произошел двукратный всплеск продаж каско

|
13 апреля 2025 г.

|
|
Ульяновская правда, 13 апреля 2025 г.
Жителям Ульяновской области в 2025 году уже 365 раз оказывали высокотехнологичную медицинскую помощь

|
|
Forbes Казахстан, 13 апреля 2025 г.
Ушел из жизни Ерлан Бурабаев

|
|
Хабр, 13 апреля 2025 г.
Купить полис на час и найти ближайшую СТО — разбираю интересные европейские иншуртех-стартапы

|
|
Вечерний Мурманск, 13 апреля 2025 г.
Объем страховых премий в Мурманской области вырос до 10,5 миллиарда рублей

|
|
МК в Запорожье, 13 апреля 2025 г.
Федеральный закон о сфере здравоохранения в новых регионах изменят

|
|
Sputnik Молдова, 13 апреля 2025 г.
В Молдове расходы на образование детей теперь не облагаются налогом

|
|
Известия онлайн, 13 апреля 2025 г.
Эксперт рассказала о новых правилах использования СИМ в 2025 году

|
12 апреля 2025 г.

|
|
ГТРК Владимир, 12 апреля 2025 г.
Новые правила ОСАГО: теперь полис можно оформить ровно на 24 часа

|
|
Эксперт-Юг, 12 апреля 2025 г.
В Краснодарском крае в 2025 году на агрострахование выделили почти 420 млн рублей

|
|
Конкурент, Владивосток, 12 апреля 2025 г.
Шутки закончились. Вот для кого с 17 апреля заработает новое правило по ОСАГО

|
|
МК в Донбассе, 12 апреля 2025 г.
Средние выплаты по ОСАГО в Донбассе и Новороссии составляют 125 тысяч рублей

|
|
Нефть и капитал, 12 апреля 2025 г.
Трамп сделал российскую нефть легальной

|
11 апреля 2025 г.

|
|
29.ru, Архангельск, 11 апреля 2025 г.
Внимание! Поддельные полисы ОСАГО!

|
Остальные материалы за 11 апреля 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|