Деловая панорама, Санкт-Петербург,
18 февраля 2002 г.
Страхование грузов
1601 просмотр
За последние два года перевозки грузов на Северо-Западе увеличились в несколько раз. «Виной» тому — уникальное расположение Петербурга. Сегодня в городе на Неве представлены практически все виды транспорта. Как следствие, в городе возрастает необходимость в страховании грузов и ответственности участников транспортного процесса.
Сейчас на рынке наблюдается повышение тарифов на отдельные виды страхования, в том числе на страхование ответственности грузоперевозчиков и экспедиторов. На взгляд экспертов, это объясняется увеличением числа крупных страховых случаев.
Экспертиза проясняет дело
«Сегодня участились случаи хищения грузов при автомобильных перевозках путем хорошо спланированного мошенничества, поэтому опыт перевозчика, его репутация и степень технической оснащенности стали играть значительную роль при принятии грузоперевозки на страхование», — объясняет андеррайтер по страхованию грузов страхового общества «Прогресс-Нева» Сергей Семенков. По мнению главного менеджера по страхованию грузов и ответственности петербургского филиала Военно-страховой компании Геннадия Колесниченко, немногие страховщики сейчас готовы работать по данному виду страхования. «Процесс разбирательства страховых случаев довольно сложен. Здесь необходимо привлечь сюрвейерскую компанию — независимую организацию, осуществляющую осмотр, определяющую размер ущерба, повреждений грузов», — сказал он. Сюрвейерский акт принимается при судебных разбирательствах между пострадавшей и виновной стороной. Он признается во всех странах мира. Все затраты за услугу берет на себя страховщик. По словам андеррайтера по страхованию грузов страхового общества «Прогресс-Нева», на рост тарифов повлияла и общая конъюнктура мирового рынка перестрахования. Рост тарифов вызван терактами в США. В результате трагедии 11 сентября страховые и перестраховочные компании понесли крупные убытки.
Сервис только улучшается
Конкуренция заставляет страховщиков совершенствовать свои услуги. Многие компании ввели новую услугу — отслеживание грузов при движении по железной дороге. Ежедневно компания получает сводки относительно местоположения вагонов, контейнеров с указанием времени и станции прибытия состава. Система отслеживания распространяется на многие европейские страны и СНГ (исключение составляют Грузия и Армения). Проведение предстраховой экспертизы — одно из последних нововведений страховых компаний. Как правило, она используется при страховании дорогостоящих грузов. Такая экспертиза позволяет судить о состоянии груза и упаковки. В акте осмотра фиксируются все повреждения, которые имеет товар до погрузки, как он упакован. Таким образом страховая компания защищает себя и клиента от обременительных досудебных разбирательств. Страхование грузов — один из стабильных видов защиты имущественных интересов. Как правило, перечень страховых рисков стандартен. Страхование осуществляется при условии «с ответственностью за все риски», «с ответственностью за частную аварию» или «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения». Кроме того, страховые компании стали практиковать индивидуальный подбор рисков. «Изучая груз, его физико-химические свойства, упаковку, маршрут, зная вид транспорта, мы стараемся подобрать риски, оптимальные для страхователя», — объясняет Геннадий Колесниченко.
Опрос
— Какие услуги (в области страхования грузов и грузоперевозок), на ваш взгляд, будут востребованы на рынке в обозримом будущем?
Дмитрий Воллин, начальник отдела страхования грузов СК «НАСТА-Центр»:
— Во-первых, страхование грузов — это связано с общей тенденцией постепенного развития производства, повышения уровня жизни населения и, как следствие, нарастания товарооборота. Во-вторых, страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов (в связи со значительным расширением рынка транспортных операторов). В последнее время зачастую необходимым условием при заключении договора на транспортное или экспедиторское обслуживание грузовладельца является наличие у перевозчика полиса страхования ответственности.
Сергей Семенков, андеррайтер по страхованию грузов страхового общества «Прогресс-Нева»:
— Одна из тенденций рынка — рост убыточности страхования грузоперевозок. Клиенты заинтересованы в появлении механизмов, позволяющих смягчить последствия увеличения стоимости страхования и придирчивости страховщиков. Можно прогнозировать, что будут востребованы услуги риск-менеджмента, которые предоставляют специалисты страховых компаний. Увеличив надежность грузоперевозки, можно добиться уменьшения риска выплаты для страховой компании и, соответственно, принятия риска на страхование и снижения тарифа.
Мария Хмырова, заместитель директора по маркетингу страхового общества «РЕСО-Гарантия»:
— Страхование груза, как классический вид имущественного страхования, будет востребован всегда. Но наиболее прогрессивно, на наш взгляд, начнет развиваться страхование ответственности грузоперевозчика и экспедитора, участвующих в процессе грузоперевозок.
Алексей Назаров, начальник отдела страхования грузов и судов страховой компании «Русский мир»:
— Страхование грузов при перевозках морским, воздушным, автомобильным транспортом, а также при интермодальных перевозках. Последнее особенно существенно, так как применение универсальных перевозочных средств (контейнеры, танки) позволяет осуществить транспортный сервис «от двери до двери» и сводит практически любую перевозку груза к интермодальной. Страхование грузов при массовых перевозках (продукция предприятий, производящих большие объемы однородной продукции: продукты, товары народного потребления). По видам транспорта: автомобильные перевозки, железнодорожные багажные и контейнерные перевозки, почтовые отправления. При этом необходимо страхование по генеральным полисам, что потребует от страховщиков отлаженного сервиса в принятии рисков, упрощенного документооборота, а также гибкости при определении порядка оплаты страховых премий. Страхование крупных рисков (со страховой суммой до $10 млн). Это, прежде всего, экспорт промышленного оборудования (энергетика, судостроение), вооружений, а также внутрироссийские перевозки оборудования, в том числе поставляемого из-за рубежа.
Компании терпят убытки
Одна из тревожных тенденций рынка страхования грузоперевозок связана с ростом числа крупных страховых случаев. Сумма четырех максимальных выплат страхового общества «Прогресс-Нева» составила более 3,2 млн рублей. Самый крупный урон (1 млн 169 тыс. руб.) причинили мошенники, разгрузившие фуру с сантехникой и отделочными материалами по фальшивым документам. Кроме того, растет убыточность при страховании самих средств грузоперевозок, например, дорогостоящих грузовиков иностранного производства. Летом прошлого года грузовик Scania R124 на трассе Светогорск — Каменногорск перевернулся на резком повороте и оказался в кювете. Застрахованному выплачено более 1,5 млн рублей. Максимальная сумма убытка по страхованию грузов, выплаченная компанией «Русский мир», составила 1,9 тыс. долларов. Страховой случай — потеря товарного вида груза (сгущенное молоко) в результате повреждения контейнера во время транспортировки. Сгущенку переправляли с Украины в США, там она и была «испорчена». Страховую выплату осуществила американская сторона.
«Гайде»: мнение профессионалов (Алексей АНДРЕЕВ)
В связи с тем, что отечественные производители все чаще заключают международные контракты на условиях поставки FOB, российские экспедиторы и федеральный бюджет несут значительные потери, а у страховых компаний появляются определенные сложности в получении в достаточном объеме страховых премий. По словам начальника отдела страхования грузов ОАО «Российско-британская страховая компания «Гайде» Татьяны Колесниковой, еще не так давно большинство российских предприятий отправляли произведенные товары на экспорт на так называемых условиях поставки GIF. При этом продавец не только обязан доставить покупателю груз за свой счет, но и застраховать его на условиях «С ответственностью за все риски», включая дополнительные риски, оговоренные контрактом. Продавцы, как правило, в подобных случаях выбирают российского страховщика и перевозчика, следовательно, полученные за оказанные услуги средства остаются в нашей стране. «В последнее время по целому ряду причин получили распространение контракты, предусматривающие условия поставки FOB, — говорит Татьяна Колесникова. — В таком варианте риск переходит от продавца к покупателю после того, как, например, в случае морских перевозок, товар пересечет леерное ограждение судна, в согласованном порту отгрузки. Российский продавец, таким образом, в общем-то не заинтересован в заключении договора страхования. Груз страхует покупатель — иностранная фирма — в той компании, как правило нероссийской, с которой у нее налажены контакты». Изменить подобную практику, по мнению специалистов, может правительство РФ в рамках двусторонних соглашений с ведущими странами, куда поставляются отечественные товары. Иначе российские компании — экспедиторы, страховщики и соответственно федеральный бюджет продолжат терять доходы, а об их величине можно судить по таким цифрам: в прошлом году российский экспорт составил $102,9 млрд, а импорт — $52,9 млрд. Кроме того, как считает Татьяна Колесникова, складывающаяся практика международных поставок на условиях FOB из-за значительной конкуренции на страховом рынке приводит к тому, что некоторые компании снижают ставки страхования, прибегают к демпингу. Это сказывается на надежности обеспечения рисков, отрицательно отражаясь на доверии потенциальных клиентов к российским СК. «Нам помогает то обстоятельство, что компания «Гайде» — российско-британская, а страхование грузов для нее — одно из приоритетных направлений деятельности за все время ее существования начиная с 1993 года, — поясняет Татьяна Колесникова. — У компании сбалансированный портфель клиентов по страхованию грузов, занимающихся морскими, железнодорожными, авиационными и автомобильными перевозками, а также мультимодальными». Особое внимание Татьяна Колесникова просит обращать на страхование грузов при автоперевозках. По ее словам, многие экспедиторы убеждают клиента в том, что груз застрахован, а на самом деле застрахована ответственность перевозчика за груз и выплата будет произведена только в том случае, если убыток произошел по вине перевозчика. «Мы имеем самую совершенную систему сотрудничества с европейскими рынками перестрахования, включая Lloyd's of London и французское перестраховочное общество SCOR», — добавляет Татьяна Колесникова. Все это дает возможность клиентам СК «Гайде» получать высококлассный сервис и гарантию возмещения понесенных убытков. Страховые полисы «Гайде» при отправлении груза под аккредитив или по условиям поставки «Инкотермс-2000» признаются банками по всему миру, а аварийные гарантии и письма равнозначны внесению депозита при урегулировании общих аварий аварийными комиссарами (аджастерами). Сюрвейерское обслуживание в иностранных портах предоставляется партнерами Lloyd — Eurogal Surveys Ltd., Container Control&Survey Int. Ltd. и OY Lars Krogius Ltd. «За время работы наша компания зарекомендовала себя как надежный и опытный страховщик, четко и своевременно реагирующий на каждое заявление о страховом случае», — говорит Татьяна Колесникова.
СМИРНОВА Е.
Вся пресса за 18 февраля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Маркетинг, Тенденции, Тарифы, Страхование грузов
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|