В Москве прошла всероссийская конференция "ОСАГО: результаты и перспективы". По замечанию одного из участников конференции, сегодня эксперты-оценщики полностью зависят от страховых компаний. Оценщики действуют только в рамках закона об оценочной деятельности и их решение легко может быть оспорено страховщиком, заинтересованным в снижении выплаты. Ситуация коренным образом изменится после создания реестра независимых экспертов-оценщиков.
РБК daily,
23 апреля 2004 г.
Автолюбители не получат своих денег 1263 просмотра
Пока не будет создан реестр независимых экспертов-оценщиков, закон об ОСАГО будет работать на страховщиков, а не на застрахованных автомобилистов
Вчера в Москве прошла Вторая всероссийская конференция по страхованию "ОСАГО: результаты и перспективы". Особое внимание на ней было уделено проблемам, связанным с реализацией закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности", и в частности фактическому отсутствию в России независимых технических экспертов, которые должны оценивать ущерб автовладельцев, попавших в аварию не по своей вине (или в случае, когда вина обоюдная). Как отметил один из участников конференции, сегодня эксперты-оценщики попросту "стоят на коленях" перед страховыми компаниями, потому что полностью от них зависят. Дело в том, что на сегодня оценщики действуют только в рамках закона "Об оценочной деятельности" и их решение легко может быть оспорено страховщиком, заинтересованным в снижении страховой выплаты. Если же будет создан реестр независимых экспертов-оценщиков, ситуация коренным образом изменится. ОСАГО, изначально принятое для блага автолюбителей, наконец начнет выполнять свою прямую функцию: с его помощью водитель, пострадавший в аварии, сможет получить реальную, а не удобную для его страховщика компенсацию за нанесенный ему материальный ущерб. Правда, из-за законотворческих проблем гарантий, что институт независимых экспертов-оценщиков появится в России уже в этом году, нет. Закон об ОСАГО, который начал реализовываться в России 1 июля 2003 г., предусматривает наличие института независимых экспертов-оценщиков. Но до сих пор эта норма не работает из-за отсутствия реестра, то есть официальной регистрации этих специалистов. На конференции отмечалось, что три министерства - Минтранс, МВД и Минюст - еще с 1 июля прошлого года не могут решить этот вопрос. "В результате можно сказать, что сегодня независимой экспертизы на рынке ОСАГО практически нет", - сказал на конференции Евгений Кургин, президент Российского союза автостраховщиков (РСА). А по словам президента некоммерческой саморегулируемой организации "Объединение транспортных экспертов" Сергея Киселева, реестрне создан и не работает по одной простой причине. Нет документов, определяющих право попадания в него. Эти документы определять условия и порядок аттестации экспертных фирм, претендующих на звание независимых оценщиков. Отсутствие реестра независимых экспертов выгодно страховым компаниям. "В нынешней ситуации страховщики могут критиковать заключения оценочных компаний и в результате сокращать сумму страховой выплаты, что сегодня и происходит", - сказал RBC daily Дмитрий Кулинченко, генеральный директор компании "Малакут Ассистанс", занимающейся технической экспертизой. При этом сумма оценки материального ущерба, названная экспертом, предложенным страховой компанией, от той, которая определена его коллегой, к страховщику отношения не имеющим, нередко отличается в разы. "Ко мне приходят жалобы граждан, причем не на действия страховой компании, а на действия технических экспертов. Понятно почему. В одном из случаев оценка ущерба, сделанная экспертом, лояльным к страховой компании, составила 1300 у.е., в то время как независимая экспертиза насчитала ущерб в 5600 у.е. После этого страховая компания, не буду ее называть, предложила компромиссную цифру возмещения ущерба - 2500 у.е., - комментирует ситуацию Сергей Киселев. - Пусть страховщики не обижаются, но сегодня не получается избежать, на мой взгляд, совершенно беспредельного диктата страховых компаний при проведении технической экспертизы". Парадоксально, но отсутствие института независимых оценщиков отчасти выгодно и самим экспертам. "Включение в реестр - это очередные бюрократические процедуры, связанные с тем, что надо потратить большие деньги на обучение, пройти некоторые процедуры согласования и т.д. и т.п. То есть это большие финансовые расходы", - говорит Дмитрий Кулинченко. Вместе с тем, по его словам, плюсов от появления реестра для оценщиков все же больше, чем для страховщиков. "Рынок экспертов сейчас достаточно бедный, и его нельзя сравнивать по объему с тем же страховым рынком. В результате оценщики пытаются заработать на страховом рынке, добиваясь понижения страховых выплат в угоду страховщикам, являющимся их клиентами", - говорит г-н Кулинченко. Соответственно, и гонорары у оценщиков в данной ситуации ниже. Кроме того, учреждение института независимых экспертов-оценщиков, безусловно, выгодно застрахованным автовладельцам в случае, если авария произойдет не по их вине или будет виноват не один водитель. "Ведь после создания реестра независимых экспертов страховые компании автоматически потеряют правовые основания оспаривать независимые экспертизы и урезать указанные ими суммы ущерба. Это, конечно, не очень выгодно страховому сообществу, потому что суммы страховых выплат автоматически повысятся", - говорит глава компании "Малакут Ассистанс". Сами же страховщики довольно сдержанно отзываются о необходимости создания реестра независимых оценщиков. "Ясно, что у страховщиков убытки должны быть меньше. Но в то же время закон четко определяет институт независимых оценщиков. Ставить вопрос о том, что страховщикам невыгодно создание реестра независимых оценщиков, нельзя, - комментирует RBC daily ситуацию Леонид Лемко, заместитель генерального директора страховой компании "Лидер". - Но ведь вопрос можно поставить и с другой стороны. Человек приводит так называемого независимого оценщика, который называет сумму ущерба, к примеру, 6 тыс. долл. А реально в сервисе ремонт оценят в 2 тыс. долл.". А по словам Юрия Бугаева, заместителя председателя правления РСА, понятие независимости эксперта-оценщика - это вообще вопрос достаточно своеобразный. "До сих пор при проведении добровольного страхования страховщики использовали свои экспертизы, по-моему, неплохо с этим справлялись, и всегда находилась возможность решить спорный вопрос через систему экспертов, которые уже давно работают по линии Минтранса, Минюста и т.д. Но этот механизм для обязательного страхования регламентирован в законе о добровольном страховании. Видимо, мы должны содействовать скорейшему созданию института независимых экспертов. Ну а жизнь покажет, в чем будет заключаться эта независимость", - рассказал участникам конференции Юрий Бугаев. Правда, то, как скоро будет учрежден институт независимых экспертов-оценщиков, пока не совсем ясно. По оптимистичным прогнозам экспертов-оценщиков, это может произойти уже в 2004 г. С другой стороны, для этого нужно провести еще очень большую законодательную работу, ведь, по словам Юрия Бугаева, сегодня четко не определено даже само понятие "независимый эксперт-оценщик", поэтому нельзя гарантировать, что сам институт независимых оценщиков будет создан уже в этом году. А по другим прогнозам, на проработку этого вопроса может уйти не один год. "Если по итогам первого года-полутора действия ОСАГО будут сделаны экономически грамотные выводы, если всеми участниками процесса: и законодателями, и регулирующими органами, и страховщиками - будет проявлена компетентность, то возможно вполне конструктивное совершенствование законодательства по ОСАГО", - сказал RBC daily Геннадий Смирнов, заместитель генерального директора, исполнительный вице-президент ОСАО "Россия". Андрей СЕРДЕЧНОВ
Вся пресса за 23 апреля 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанская правда, 25 ноября 2024 г.
Страхование жизни в АРРФР назвали драйвером роста рынка
|
|
Russia Today, 25 ноября 2024 г.
Юрист: повышение штрафа за езду без ОСАГО может изменить отношение к страхованию
|
|
Казахстанская правда, 25 ноября 2024 г.
Страховать ответственность владельцев ТРЦ от пожаров начнут в РК
|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Сажин предложил радикальный способ борьбы с ездой без ОСАГО
|
|
Финмаркет, 25 ноября 2024 г.
За 9 месяцев активы страховой отрасли Китая выросли на 11,2%
|
|
Лента.Ру, 25 ноября 2024 г.
В России захотели в шесть раз увеличить один штраф для автомобилистов
|
|
Парламентская газета, 25 ноября 2024 г.
В ЛДПР предложили увеличить лимит страховых выплат по ОСАГО
|
|
НТВ, 25 ноября 2024 г.
Штраф за езду без ОСАГО могут увеличить до 5 000 рублей
|
|
Сусанин, 25 ноября 2024 г.
Водители Удмуртии совершают меньше аварий, чем в среднем по стране
|
|
РЕН-ТВ, 25 ноября 2024 г.
В Госдуме предложили увеличить выплаты по ОСАГО до 650 тыс. рублей
|
|
Интерфакс-Юг, 25 ноября 2024 г.
Большинство убыточных договоров ОСАГО за год отмечалось в Дагестане и Чечне
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В России могут начать штрафовать за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Томская интернет-газета, 25 ноября 2024 г.
Томская область вошла в топ-15 регионов по доле «безаварийных» водителей
|
|
Аргументы и факты на Оби, Новосибирск, 25 ноября 2024 г.
Почти 42% водителей в Новосибирской области ездят без аварий
|
|
Известия онлайн, 25 ноября 2024 г.
Штраф за езду без ОСАГО могут увеличить в шесть раз
|
|
За рулем, 25 ноября 2024 г.
Максимальный штраф за вождение без ОСАГО вырастет в шесть раз
|
|
sroportal.ru, 25 ноября 2024 г.
Совет СРО утверждает решение об обязанности членов вносить допвзносы в КФ ОДО
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|