Эксперт,
17 января 2000 г.
Посткризисный синдром
638 просмотров
Казалось бы, рынок страховых услуг должен был в наибольшей степени пострадать от приснопамятного августовского кризиса. Однако в Санкт-Петербурге как работали более 70 местных страховых компаний и около 50 иногородних, так и продолжают работать.
Конечно, за последний год определенные изменения произошли. Кое-кто был вынужден уйти. Но свято место пусто не бывает — нишу тут же заняли другие. Так что никаких революций, а просто текущая ротация. Более того, если поначалу рынок страховых услуг действительно очень серьезно просел, то последовавшее затем хозяйственное оживление позволило страховым компаниям нарастить обороты. Проведенный "Экспертом" экспресс-опрос петербургских страховых компаний показал, что большинство страховщиков по итогам прошлого года собрали страховых премий в 2,5-3 раза больше, чем в 1998 году, а некоторым удалось даже превысить свои показатели и в долларовом эквиваленте. Общее сжатие рынка страхования в реальном выражении не превысило 10-15%. Другое дело, что страхование безусловно относилось к развивающемуся направлению бизнеса на расширявшемся рынке, а кризис этот процесс лишь несколько притормозил. Оценивая последствия августовского форс-мажора, генеральный директор СК "НАСТА-Балт" Галина Дюжева отмечает, что, во-первых, часть традиционных клиентов компании, потеряв свои деньги в "проблемных" банках, стала беднее и была вынуждена отказаться от некоторых видов страхования. А во-вторых, резкая девальвация рубля и обвал фондовых рынков значительно уменьшили и так сравнительно небольшие реальные активы страховых компаний, что при реализации крупных проектов заставляет их передавать значительную часть страховых премий в перестрахование. В основном — своим западным партнерам, выполняя, таким образом, по отношению к ним роль страхового брокера. Для страховых компаний кризис еще более обострил проблему наращивания уставных капиталов. Еще одним последствием стало некоторое перераспределение видов страхования в общем портфеле компаний. Так, несколько снизилась доля личного страхования и страхования лиц, выезжающих за рубеж, и выросла доля имущественного страхования (здания, офисы, транспортные средства, грузы, товары на складе). Кроме того, страховщики отмечают рост числа клиентов, страхующих гражданскую и профессиональную ответственность. Но это в большей степени связано с законотворческой активностью государственных органов, когда получение лицензий на некоторые виды деятельности напрямую связано с необходимостью иметь соответствующую страховку. Усохший рынок обострил конкурентную борьбу между страховщиками. Правда, как отмечает Галина Дюжева, большинство страховых компаний стараются относиться уважительно не только к клиенту, но и друг к другу. При встрече нескольких компаний у одного страхователя страховщики пытаются доказывать свои преимущества с помощью цифр — например, демонстрируя крупный уставный капитал или страховые резервы, а не очерняя коллег по бизнесу, как это было совсем недавно. Большинство отечественных универсальных страховых компаний стремятся к расширению количества продуктов, предоставляемых клиентам. Конечно, до западного разнообразия пока далеко. Там получили развитие сотни, если не тысячи страховых продуктов. У нас пока даже лидеры рынка могут предложить чуть более 60 видов страхования. Увеличение количества страховых услуг, предоставляемых компанией, позволяет ей обеспечить весь комплекс потребностей своих клиентов. Соответственно, как отмечает заместитель директора петербургского филиала СК "Интеррос-Согласие" Олег Князев, клиент, желающий получить какую-либо специфическую услугу, сможет это сделать у своего страховщика и не будет обращаться в другую фирму. Это позволяет компании не только расширить охват страхового рынка, но и обеспечивает привязку клиента, увеличивает его лояльность. Еще памятны те времена, когда отдельные страховые компании пытались конкурировать по тарифам. Тогда еще отсутствовал опыт коммерческого страхования не только у российских граждан, но и у большинства руководителей предприятий. Выбирая из различных предложений, страхователь действовал, как покупатель в магазине: пойду, где дешевле. Ничего хорошего это не принесло. Как известно, тарифные планы добросовестных операторов страхового рынка принимаются на основе актуарных расчетов, базирующихся на статистических данных. Статистика же в принципе для всех одинаковая. Поэтому если на рынке предлагаются услуги, значительно более дешевые, чем у основной массы страховщиков, то для клиента это заведомый риск невыполнения обязательств. Хотя сейчас говорят о профессионализации рынка и уходе с него тех страховщиков, которые давали априори нереальные обещания, случаи демпинговых предложений пока еще встречаются. Как отмечают специалисты СК "НАСТА-Балт", после кризиса количество таких предложений увеличилось. Видимо, часть серьезно пострадавших страховых компаний перед тем, как окончательно умереть, готова пойти на что угодно, лишь бы выручить деньги. Последствия таких действий в случае неисполнения ими своих обязательств (что весьма вероятно) могут быть весьма печальными не только для обманутых клиентов, но и для страховой сферы в целом. И все же времена мошенников в страховом бизнесе безвозвратно уходят. Уже сейчас наученные горьким опытом страхователи отдают предпочтение проверенным партнерам. Не случайно большинство страховых компаний при определении своих конкурентных преимуществ сразу говорят о наличии в фирме профессиональных страховых агентов, которые в принципе и обеспечивают связь между страховщиком и клиентом. Задействовать в полной мере такие активы, как известность марки, имидж и репутация компании, широко развитая инфраструктура, пока могут немногие. Получение этих конкурентных преимуществ требует серьезных вложений. Поэтому те петербургские страховщики, которые не имеют западных "корней", так опасаются снятия ограничений на работу иностранных страховщиков. Та же "AIG-Россия", дочерняя компания крупнейшей американской страховой группы, имеет максимальный международный рейтинг — AAA, выше суверенного рейтинга России. Ни один национальный страховщик еще очень долго не сможет иметь такой показатель надежности. Однако есть и другое мнение насчет ограничений на работу западных страховщиков. Так, директор филиала Восточноевропейского страхового агентства Олег Ольнев отмечает, что все зарубежные страховые компании, которые хотели попасть на российский рынок, уже сделали это. Другое дело, что большинство из них пока не готовы инвестировать серьезные средства в развитие нашего страхового бизнеса. И если придут новые операторы, они либо купят российского страховщика, либо, создав свою "дочку", будут страховать своих традиционных клиентов, работающих на российском рынке. Западные же страхователи предпочтут работать со своим традиционным партнером, нежели страховаться у российского страховщика. И тут ничего не сделаешь. Поэтому отечественным страховым компаниям в любом случае следует в основном рассчитывать на российских клиентов. Привлечь клиента, безусловно, важная задача, однако не менее важно удержать его. А для этого необходим высокий уровень обслуживания, причем не только при заключении договоров, но и в процессе их исполнения. В Восточноевропейском страховом агентстве нам рассказали такой случай. Машина клиента компании пропала в одном из сибирских городов. Вроде бы страховой случай еще не наступил. Но клиент волнуется. Страховщики, имевшие в том городе филиал, разыскали автомобиль и помогли клиенту решить его проблемы, напрямую со страхованием не связанные. Несмотря на горячее желание питерских страховых компаний ограничить экспансию своих московских коллег, особых успехов добиться им не удалось. Более того, уже в посткризисный год о своих планах на Северо-Западе заявило несколько известных компаний, имеющих столичную прописку. В частности, о претензиях на питерский страховой рынок сообщил такой крупный игрок, как группа "Ренессанс Страхование". Противостояние местных и иногородних страховщиков длится уже не один год, то затухая, то обостряясь вновь. Например, в свое время был разработан Закон о страховании жилищного фонда, который изначально отдавал этот лакомый кусок рынка питерским страховым компаниям. Естественно, что этому сильно воспротивились компании, имевшие родительские корни в других регионах. Да и питерские, не получившие своей доли, тоже выступили против. Общими усилиями закон завалили. В результате все осталось как было — то есть никак. Опасения местных страховщиков понятны. Большинство московских страховых компаний имеют не только более значительные ресурсы, но и очень часто используют в своей работе лоббистскую помощь федерального правительства, благо находятся ближе к власти. Так, Галина Дюжева отмечает, что в Москве активно формируются всевозможные страховые пулы, выдаются отраслевые аккредитации, участие в которых региональных страховщиков минимально. И очень часто, когда московский страховщик приходит на местный рынок, снабженный такими "верительными грамотами", он, не предлагая более выгодных для клиента условий, оттесняет питерских коллег от их традиционных партнеров. Понятно, что иногородние страховщики придерживаются противоположного мнения... Олег Ольнев: "Действительно, я понимаю местные компании, мы вторглись на их рынок. Но это объективная реальность, на рынок будут стремиться выйти сильные компании и занять его. Любые ограничения этого процесса приведут к тому, что будут страдать клиенты". От себя же добавим: поскольку у городских властей отсутствует мало-мальски осознанная позиция по развитию страхования и нет ни одной серьезной программы, то и лоббирование интересов местных компаний идет только на уровне разговоров. Исключение составляют отдельные проекты, но тут уж, как правило, работают с конкретным чиновником и в интересах определенной страховой компании — вне зависимости от того, местная она или нет.
АГЕЕВ С.
Вся пресса за 17 января 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Динамика рынка, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|