Волжская коммуна, Самара,
2 февраля 2010 г.
Укрупнение и «облегчение»
879 просмотров
Минувший кризисный год преподал страховому рынку немало практических уроков. В 2009-м запустились процессы, обусловившие рост убыточности страхового сообщества: снижение платежеспособного спроса населения, банкротство предприятий, падение объемов кредитования банками физических и юридических лиц. В наступившем году, считают эксперты, наметившиеся тенденции в секторе сохранятся.
Катализатор экономики
Демонстрировать окончательные цифры страховщики пока не готовы — Федеральная служба страхового надзора подведет итоги работы в минувшем году лишь к началу марта. Однако уже сейчас представителям страхового дела ясно, на что будут направлены их усилия в ближайшие месяцы — слишком очевидными стали проблемы, назревшие вместе с началом кризиса, и перспективы, открывшиеся после ухода с рынка слабых и недобросовестных компаний.
«Страховой бизнес — как лакмусовая бумажка, которая определяет среднюю температуру по стране. Ведь он взаимодействует со всеми отраслями экономики»
«Страховой бизнес — как лакмусовая бумажка, которая определяет среднюю температуру по стране, — заявил первый заместитель генерального директора ЗАО «Поволжский страховой альянс» Григорий Беньковский. — Ведь он взаимодействует со всеми отраслями экономики, независимо от их состояния. По результатам прошлого года можно сказать, что ситуация в страховом деле ухудшилась по сравнению с той, что была в 2008-м, рынок «просел» достаточно серьезно. Когда у бизнеса нет денег, чтобы развиваться, у него тем более нет денег, чтобы страховать то, в чем он должен развиваться — это естественно. Поэтому в первую очередь пострадали те компании, которые были жестко привязаны к корпоративным вещам, спрос на которые сильно упал».
«ОСАГО плюс» ушло в минус
Проблемы возникли и у страховщиков, специализирующихся на автостраховании. Потери компаний в сегменте добровольного КАСКО были вызваны серьезным снижением клиентского спроса и, как следствие, резким спадом уровня продаж. На этом фоне страховые организации тоже ощутили нехватку новых клиентов, поскольку автосалоны в условиях кризиса перестали быть по-прежнему эффективным инструментом сбыта. «Российский авторынок «сжался» в объемах больше всех в Европе — на 56%, и компании не могли не почувствовать этот спад на себе, — рассказала директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Самаре Татьяна Зимина. — Значительные потери в этом сегменте ощутили те, кто изначально сделал ставку на «моторные» виды страхования как на наиболее прибыльные. Но в условиях недостаточной диверсификации портфелей она себя не оправдала. В критической ситуации также оказались демпингующие компании, которые предлагали тарифы заведомо ниже себестоимости, пытаясь привлечь новых клиентов по программам добровольного автострахования, однако не справились с возросшим потоком выплат. Именно они являются первыми кандидатами в банкроты в нынешнем периоде». Нужно понимать, что антикризисные тенденции, развивающиеся сейчас на многих рынках, к сектору страхования отношения не имеют. «Нам еще только предстоит преодолеть «дно» кризиса, и мы должны быть готовы к решению ряда кризисных проблем. Однако у компаний, активно занимавшихся демпингом в 2009 году, сейчас для этого нет ни инструментов, ни достаточных ресурсов», - подчеркнула Татьяна Зимина.
Стресс как стимул к развитию
В Поволжском страховом альянсе считают, что перераспределение портфелей страховых компаний, начавшееся в минувшем году, неизбежно продолжится и в наступившем. Требования к увеличению капитала породят большое сокращение игроков на рынке, что увеличит процент присутствия регионалов. «Мы заполняем те ниши, из которых уходят, объединяясь друг с другом, федералы, — сообщил Григорий Беньковский. — И это, разумеется, расширяет наши возможности». Соответственно, меняются и методы работы страховщиков с агентами и брокерами. К примеру, компании уже не идут на любые условия посредников, в частности, по размерам комиссии и взносов. «Более того, создаются центры по подготовке страховых агентов, — объяснила исполнительный директор компании «ДСТС Страхование» Татьяна Краснова. — Страховое сообщество заинтересовано в увеличении числа профессионалов, обладающих актуальной информацией о компании, ее услугах и ситуации на рынке в целом. Такой подход призван обеспечить дополнительные продажи». Возможно, в отношения «страховщик — агент — брокер» вмешается в скором времени и госрегулятор, полагают в Ингосстрахе. В условиях, когда утрачены эффективные каналы сбыта, заметно возросла роль страховых посредников. Вслед за этим увеличилось и число компаний-агентов. «Безусловно, от работы специалистов напрямую зависит и репутация страховщика, и его продажи, — отметила Татьяна Зимина. — Пытаясь нарастить объемы сборов в условиях кризиса, многие компании повышали размеры посреднических вознаграждений до 25% и более, что сказалось на всей отрасли». Сегодня страховой рынок сильно потерял в качестве, это касается как демпинговых тарифов и страховой защиты, так и непосредственно работы с посредниками. Большинство компаний испытывают те или иные финансовые сложности, и здесь на первый план выходят проблемы обеспечения потока ликвидности, а не качества агентской сети. «На рынке присутствуют и стабильные компании, контролирующие профессионализм своих посредников, но их сейчас меньшинство. Поэтому вмешательство государства весьма актуально, - считает г-жа Зимина. - Контролирующие структуры должны обеспечить некие рамки отношений страховых компаний с посредниками, которые были бы направлены на сохранение стабильности рынка».
Вариант «Облегченный»
Страховщики отмечают, что кризис наложил отпечаток и на сознание другой стороны — страхователей, для которых оптимизация затрат и желание уберечь себя от непредвиденных убытков послужили определяющими критериями выбора услуг. Страховщики мгновенно отреагировали, разработав новые предложения. Большинство же применило испытанный прием — демпинг. Однако, по мнению аналитиков, необоснованные тарифы, предлагаемые страховщиками, рано или поздно вернутся к ним бумерангом. «Использование этого инструмента, скорее, приведет к финансовому коллапсу страховщика, чем к наращиванию клиентской базы, — высказала свою уверенность Татьяна Зимина. — Традиционные ожидания сегодня связаны с ростом предложений «облегченных» страховых продуктов, то есть программ с минимальным набором услуг, продающихся по привлекательной цене. Кроме того, большее распространение получат продукты с франшизой, позволяющие сэкономить». Самыми устойчивыми, прогнозируют эксперты, в текущем году окажутся компании, которые обладают диверсифицированным и сбалансированным страховым портфелем. Чем длиннее будет спектр услуг по разным видам страхования, тем больше уверенности в своем завтрашнем дне будет у страховщиков. Однако вернуться на докризисный уровень объемов страхования компании смогут через год-два, не раньше. Хотя, если будут введены обязательная защита жилья или замена лицензирования отдельных видов деятельности страхованием гражданской ответственности, ситуация выправится быстрее. Но, в любом случае, к концу нынешнего года игроков на этом рынке мы точно не досчитаемся.
Елена АНДРЕЕВА
Вся пресса за 2 февраля 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Динамика рынка, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Услышать виноватого
|
|
Коммерсантъ онлайн, 10 января 2025 г.
Страховщиков могут обязать сообщать водителям об истечении срока действия ОСАГО
|
|
ТАСС, 10 января 2025 г.
В ГД внесут законопроект об информировании об окончании срока действия ОСАГО
|
|
РИА Новости, 10 января 2025 г.
Харрис заявила, что не все пострадавшие от пожаров получат выплаты
|
|
ТАСС, 10 января 2025 г.
JPMorgan: потери страховщиков от пожаров в Калифорнии могут достичь $20 млрд
|
9 января 2025 г.
|
|
Национальное аграрное агентство, 9 января 2025 г.
В России расширят список страховых событий для сельского хозяйства
|
|
Медвестник, 9 января 2025 г.
Страховщики назвали свою экспертизу наиболее релевантным методом оценки качества медпомощи
|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 января 2025 г.
Наводнения стали причиной 78% глобальных потерь в страховой отрасли в 2024 году
|
|
Эксперт Online, 9 января 2025 г.
Общемировой ущерб от стихийных бедствий в 2024 году достиг $320 млрд
|
|
РИАМО, 9 января 2025 г.
Долевое страхование: эксперт рассказал о ключевых рисках нового инструмента
|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 января 2025 г.
Цены на коммерческое страхование упали впервые с 2017 года
|
|
Коммерсантъ онлайн, 9 января 2025 г.
Климат бьет по кошельку
|
|
71.мвд.рф, Тула, 9 января 2025 г.
Полиция Тульской области и «Тулэнерго» сообщает о новом виде мошенничества!
|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 9 января 2025 г.
Взносы страховых организаций Беларуси за январь-ноябрь 2024-го выросли на 17,9%
|
|
КрымPRESS, 9 января 2025 г.
Экспертное мнение: какие изменения планируются в сфере ОСАГО в 2025 году?
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 9 января 2025 г.
Как автовладельцам получить возмещение по ОСАГО онлайн, рассказали в Банке России
|
|
Парламентская газета, 9 января 2025 г.
Россиянам с 1 января начали продавать полисы долевого страхования жизни
|
 Остальные материалы за 9 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|