Золотой рог, Владивосток,
31 января 2000 г.
За страховщиками надзирают уже 5 лет 705 просмотров
Завтра исполнятся 5 лет со дня образования Владивостокской межрегиональной инспекции страхового надзора Минфина РФ. На вопросы корреспондента "ЗР" отвечает руководитель инспекции Борис Кузнецов.
ДОСЬЕ "ЗР": Владивостокская инспекция страхового надзора создана 2 февраля 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июня 1993 г. "О территориальных органах страхового надзора". Штат инспекции составляет 6 человек. Инспекция курирует территорию Приморского края, Сахалина, Камчатки и Саха-Якутии.
— Борис Дмитриевич, какие функции сегодня выполняет инспекция страхнадзора в Дальневосточном регионе? Какие наиболее важные вопросы стоят перед вами сегодня?
— Основные функции нашей инспекции — это контроль за исполнением законов, связанных с проведением страховой деятельности, за обоснованностью размеров страховых тарифов, соблюдением правил формирования и размещения страховых резервов, обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости страховых компаний, рассмотрение жалоб юридических и физических лиц.
Сегодня каждый из этих вопросов очень важен. Взять, к примеру, размер страховых тарифов. При лицензировании страховых услуг компания декларирует рассчитанный в соответствии с требованиями к доходности размер тарифа.
Однако на практике достаточно часто возникает ситуация, когда страховщик занижает свои тарифы для привлечения клиента, забывая, что это, в первую очередь, его платежеспособность и устойчивость.
Достаточно большая проблема сегодня — размещение страховых резервов компаний. При постоянном росте собираемых страховых премий выбор качественных инвестиционных инструментов на рынке становится все меньше.
Отдельного обсуждения заслуживает вопрос недобросовестной конкуренции среди страховщиков. За 5 лет работы инспекции конфликты возникали не раз. Большинство из них удавалось решить путем переговоров при участии инспекции страхового надзора и Дальневосточного союза страховщиков.
— Совпадают ли интересы Дальневосточного союза страховщиков с интересами страхнадзора? Есть ли заинтересованность в сотрудничестве между вами?
— Наши интересы почти полностью совпадают. Ведь задачи Союза — защита интересов страховщиков, работа с крупными рисками, анализ общего состояния рынка, выступление с законодательными инициативами, обобщение опыта, обучение сотрудников компаний — направлены, в первую очередь, на развитие рынка, создание цивилизованных отношений с клиентами.
Но ведь и мы стремимся к тому же! Так что, я думаю, заинтересованность в тесном сотрудничестве есть с обоих сторон.
— Какие критерии являются главными для страхнадзора при оценке финансового положения той или иной страховой компании?
— Для инспекции, как органа государственного контроля, важно соблюдение страховщиками законодательства, норм и правил работы на рынке.
Однако, мы не фискальная организация. Мы обеспечиваем соблюдение законодательства всеми субъектами рынка: страхователями и страховщиками. Наша главная задача — предупреждение нарушений, снижение их вероятности, ликвидация последствий таких нарушений с минимальными издержками, а также исключить повторение ситуации в будущем.
Приведу один только пример. В 1995 г. приморскими страховщиками было собрано 149 млн руб, филиалами — 59 млн. руб. премий. В 1999 г. — 231 млн. руб. и 93 млн. руб. соответственно. Из них в 1995 г. на страхование жизни приходилось 45% и 93% (филиалы), в прошлом — уже 6,5% и 15% (филиалы).
О чем это говорит? Известно, что под видом страхования жизни своих сотрудников компании иногда осуществляли незаконные операции по так называемым "зарплатным" схемам для ухода от налогов и отчисления во внебюджетные фонды. Увеличение доли других классических видов страхования в общем объеме страховых премий говорит о том, что рынок становится более цивилизованным, более прозрачным. Определенная заслуга, на мой взгляд, в этом принадлежит и нам.
— Какие методы давления на страховые компании есть в вашем арсенале? Как часто такое давление применяется на практике?
— Законодательством четко определены меры воздействия на нерадивых страховщиков. Это выдача предписания за выявленные нарушения, ограничение действия лицензии, приостановка действия лицензии и, наконец, отзыв лицензии и исключение компании из государственного реестра страховщиков.
Но я хотел бы заметить, что мы наказываем только тогда, когда налицо сознательное или грубое нарушение закона. На практике сегодня такое встречается достаточно редко.
Однако, например, в 1994 г это было чуть ли не нормой для страхового рынка Приморья. Вспомните филиалы неприморских компаний — «Сиб-Восток», "Сиб-АвтоВАЗ", "Дельфин", "Русский Дом Страхования".
Заслугой инспекции я считаю то, что в 1995 г, сразу же после создания инспекции, нам удалось остановить деятельность компаний "РДС" и "Дельфин". Так, "РДС" до сих пор остался должен приморским пенсионерам порядка 650 тыс. руб. А всего подобные страховые "пирамиды" за 1995-95 гг. обманули своих клиентов на $5 млн. (в ценах 1995 г).
Кстати, стоит отметить, что все приморские компании, у которых были отозваны лицензии, уходили с рынка цивилизовано, не оставляя за собой долгов.
ДОСЬЕ "ЗР": В 1995 г. в государственном реестре страховщиков было зарегистрировано 47 приморских компаний. Сегодня в реестре состоит всего 21 компания. Кроме этого, на территории края осуществляют свою деятельность филиалы 29 неприморских страховых компаний, три перестраховочных организации. Всего за последние 5 лет в Приморье вело свою деятельность 52 компании.
— На ваш взгляд, можно ли считать тенденцию к укрупнению страховых компаний актуальной для Приморского края?
— Сейчас такой тенденции нет. Однако, по-моему, в ближайшие несколько лет такая тенденция неизбежно проявится.
Связано это, во-первых, с приходом на местный рынок крупных национальных страховщиков с более прогрессивными страховыми продуктами и возможностью обслуживать большие риски, во-вторых, с постоянно растущими требованиями к уставному капиталу компаний, в-третьих, с непродуманной маркетинговой политикой многих местных страховщиков. Кроме того, на мой взгляд, сегодня количество страховых компаний в Приморье все-таки избыточно.
Возьмем, например, Находку. Там работает 4 местных компании, 11 филиалов и еще одна крупная перестраховочная организация. Для города-порта с населением 250 тысяч человек это все-таки много. Я думаю, сама жизнь поставит компании перед проблемой: или объединяться, или терять свою долю на рынке.
— Вы руководитель инспекции страхового надзора, человек, находящийся на госслужбе. В то же время, вы — житель Приморского края. Лоббирование чьих интересов Вам ближе — столичных или местных страховщиков?
— В первую очередь, как вы сказали, я — госслужащий. Моя главная задача — соблюдение интересов государства, выполнение законов. Поэтому проблемы любого страховщика -местного или московского, для меня равнозначны. С другой стороны, все прекрасно понимают, что местные компании более открыты для клиентов, они, как правило, инвестируют свои страховые резервы в экономику Приморья. Кстати, тот факт, что приоритет в сборе страховых премий держится за местными компаниями говорит о большем доверии к ним со стороны клиентов.
Поэтому, на мой взгляд, при равных условиях приоритет все-таки должен быть отдан местным компаниям.
Беседовал Андрей Журавлев
Вся пресса за 31 января 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регионы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|