Экономика и жизнь,
6 февраля 1995 г.
Страхование от наводнений — проблема государственная 3755 просмотров
Постановлением Правительства Российской федерации от 18.05.94 г. № 496 Комитету Российской Федерации по водному хозяйству (Роскомводу) поручена разработка Федеральной целевой програмы — «Защита от затопления и подтопления городов, населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Российской Федерации».
Визитная карточка
Михеев Николай Николаевич Родился в 1938 г. в г. Новочеркасске Ростовской области, русский. В 1960 г. окончил Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт по специальности гидромелиорация. В 1960-1966 гг. — инженер, старший инженер Пятигорского филиала института "Южгипроводхоз". В 1969-1983 гг. — руководитель группы ГИП, главный инженер, директор института "Севкавгипроводхоз", г. Пятигорск В 1983-1990 гг. — заместитель министра мелиорации и водного хозяйства РСФСР. С 1990 г. по настоящее время — председатель Комитета Российской Федерации по водному хозяйству. Академик Международной инженерной академии, Экологической академии, Академии водохозяйственных наук.
Постановлением Правительства Российской федерации от 18.05.94 г. № 496 Комитету Российской Федерации по водному хозяйству (Роскомводу) поручена разработка Федеральной целевой програмы — "Защита от затопления и подтопления городов, населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Российской Федерации", в составе которой Комитетом планируется разработка программы страхования от наводнений. К разработке программы привлечены различные специалисты, в том числе страхового дома "Доброслободский".
Об основных принципах этой программы рассказывает председатель Комитета Российской Федерации по водному хозяйству Н.Михеев.
— В Российской Федерации обширные территории, расположенные на Дальнем Востоке, в Сибири, ряде других районов, подвержены периодическим наводнениям. Ежегодные затопления, подтопления, размывы, селевые потоки и т.д. приводят к значительным потерям экономического, социального и экологического характера, к непредвиденным матеиальным затратам. В зоне возможного затопления находится несколько сотен средних по числу населения городов, тысячи мелких населенных пунктов,промышленные объекты ,миллионы гектаров плодородных земель.К примеру ,только в результате поседнего наводнения в Приморском крае затоплено 224 гектаратзамель, пострадало 106 населенных пунктов, повреждены 1149 километров дорог, 132 моста, 114 километров линий электро передач,101 километр линий связи, 113 гидротехнических сооружений, не говоря о человеческих жертвах.
В целом только в 1994 году материальный ущерб от наводнений составил на территории Росии (без учета экологического и других косвенных ущербов) свыше одного триллиона рублей.
Помимо чисто механических повреждений, вместе с паводковыми водами в реки поступают наносы, удобрения, пестициды, и другие загрязнения при смыве с мест хранения нефтепродуктов, ядохимикатов и удобрений, со свалок коммунальных и бытовых отходов. Смыв плодородного слоя пахотных склоновых землях, составляющих в среднем в год от 1,5 до 12,0 тонны с гектара существенно понижает плодородие почвы. Более четверти сельскохозяйственных угодий, попадающих в зону затопления, подвержены эрозии. В целом же косвенный ущерб очень трудно поддается оценке.
Такая ситуация в значительной степени обусловлена отсутствием в Российской Федерации целенаправленной государственной политики в области предупреждения и ликвидации последствий наводнений.
Вместе с тем мировая практика подтверждает высокую эффективность такой политики, основывающейся на научно обоснованной концепции противопаводковой защиты и оптимально сочетающей технические решения и экономические механизмы с рядом административных ограничений.
Одной из составных частей такой целенаправленной политики государства должна стать государственная программа страхования от наводнений.
До настоящего времени большинство убытков промышленности, сельского хозяйства и населения от наводнений возмещалось за счет средств государственного бюджета. Система контроля за использованием выделяемых на эти цели средств была низкоэффективной. Роль страхования была довольно ограничена, разрешение на его осуществление представлялось только органам государственного страхования.
Выделение средств из резервного фонда Правительство Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, а также средств бюджетов субъектов Федерации, страховых фондов, министерств и ведомств, предприятий и организаций недостаточно для ликвидации последствий крупномасштабных стихийных бедствий и само по себе не решает проблемы. При такой системе финансирования выделяемые средства расходуются неэффективно — продолжают направляться на восстановление объектов, расположенных в зонах повышенного риска и подвергающихся неизбежным последующим повреждениям и разрушениям при наводнениях, а механизм страхования, рассчитанный на солидарную раскладку ущерба между заинтересованными хозяйствами (собственниками) на обширных, периодически затопляемых территориях России, практически не работает. Кроме того, несовершенство существующих методик определения ущербов от наводнений приводит к искажению величины ущерба, как правило, в сторону завышения и не позволяет объективно оценить его характер, причины и размеры.
Изменение экономических условий в России требует новых решений и новых подходов к взаимодействию государства и страховых служб. Основой государственной страховой политики на паводкоопасных территориях должны стать экономические рычаги регулирования освоения и использования этих земель на базе научно обоснованной тарифной политики страхования от наводнений.
Размещение объектов в опасных (регулярно затапливаемых) зонах должно стать невыгодным из-за высоких страховых взносов в результате введения дифференцированных по зонам риска страховых тарифов. Эта же политика призвана способствовать рациональному использованию земель, потенциально подверженных воздействию наводнений.
В настоящее время рядом страховых организаций прилагаются различные виды экологического страхования, страхования от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в составе которых рассматриваются и наводнения. Однако в отличие от других видов риска наводнения происходят более или менее регулярно и воздействию их подвержены заранее известные территории (поймы рек и водоемов). Это позволяет использовать механизм страхования в целях регулирования хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях за счет дифференцированных страховых тарифов.
По мнению Комитета Российской Федерации по водному хозяйству, программа страхования от наводнений должна разрабатываться, реализовываться и функционировать отдельно от других видов чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Предлагаемая Роскомводом программа страхования от наводнений рассчитывается по поэтапное внедрение: в условиях экономической нестабильности предполагается организация обязательного страхования на особых объектах, расположенных в зонах повышенного риска (по установленному перечню) с постепенным распространением добровольного принципа страхования на все остальные объекты в этих зонах. Такой подход, на наш взгляд, будет менее обременителен для предприятий, чем финансирование ущерба по остаточному принципу, и обеспечит гарантию возмещения им ущерба. При этом чем большее количество территорий и объектов на них будут участвовать в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств будет приходиться на одного участника. Таким образом, вовлечение механизма страхования в процесс регулирования использования паводкоопасных территорий и защиты проживающего на этих территориях населения должно способствовать привлечению всех экономических и финансовых средств для решения проблемы.
Обязательное страхование должно вводиться для объектов, уже размещенных на землях с повышенной опасностью затопления паводками (1 раз в 10 лет и чаще). Основная цель такого страхования — возмещение убытков от наводнений при сокращении расходов на эти цели средств государственного бюджета, стимулирование проведения эффективных защитных мероприятий, а также мероприятий по выводу объектов, функционирование которых на землях с повышенной паводковой опасностью экономически и экологически не оправдано.
Вместе с добровольным страхованием объектов, размещаемых на паводковых землях, обязательное страхование составляет единую государственную систему страхования от наводнений.
Существующая до недавнего времени практика монопольного государственного страхования обеспечивала создание централизованного страхового фонда, который позволял в случае возникновения крупных стихийных бедствий перераспределять имеющиеся ресурсы, не нанося ущерба низовым страховым организациям.
В настоящее время при отсутствии такого фонда в случае крупномасштабных наводнений существует большая вероятность банкротства страховых организаций, а страхователи не имеют достаточных гарантий возмещения ущерба.
Поэтому предлагаемая государственная программа страхования от наводнений предусматривает создание отраслевого гарантийного фонда, который обеспечит гарантированное оперативное возмещение ущербов в случае экстраординарных наводнений, а также финансирование организационного, научного, информационного и инженерного обеспечения указанной программы страхования.
В комплексе с экономическими механизмами, одним из которых является страхование, должны использоваться и административно-правовые ограничения и, в частности, введение особого режима хозяйствования на паводкоопасных землях, обеспечивающего сокращение ущербов в случае затопления этих территорий.
Режим рационального использования паводкоопасных территорий предусматривает меры по сдерживанию роста стоимости зданий, сооружений, имущества и повышению их устойчивости к затоплениям.
Типовое положение о режиме хозяйственного использования паводкоопасных территорий разрабатывается и утверждается на федеральном уровне. Субъекты Российской Федерации могут вводить в действие на своей территории указанное положение или принимать собственное. В случае если эти положения согласуются и не противоречат федеральным, то могут быть предусмотрены меры экономического стимулирования.
В этих же целях для обеспечения платежеспособности страховых компаний и гарантий страховаателям представляется целесообразным распространить на этот вид деятельности п.10 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" в части установления льгот по налогам страховым компаниям, если 50 процентов страхового портфеля предоставляют объемы страхования от наводнений.
Вместе с другими правовыми экономическими мерами по установлению особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях предлагаемая система страхования обеспечит рациональное землепользование на паводкоопасных территориях, сокращение ущербов от наводнений, их обоснованную оценку и возмещение, а также будет способствовать социальной защите общества и окружающей природной среды.
Вся пресса за 6 февраля 1995 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование имущества, Страхование недвижимости, Огневое страхование, Управление риском
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|